Фрагмент для ознакомления
1
Введение……………………………………………………………....…..3
Глава 1.Теоретические основы проблемы формирования
функциональной грамотности младших школьников
в условиях учебной деятельности…………………………….……….5
1.1. Анализ понятия функциональная грамотность и её содержание..5
1.2. Особенности формирования функциональной грамотности
младших школьников…………………………………………………….12
Глава 2. Методические аспекты формирования
функциональной грамотности младших школьников
в условиях учебной деятельности…………………………………….18
2.1.Организационно – педагогические условия формирования
функциональной грамотности младших школьников
в условиях учебной деятельности………………………………………18
2.2.Методические рекомендации по формированию
функциональной грамотности младших школьников
в условиях учебной деятельности………………………………………22
Заключение………...………………………………….………………….27
Список использованных источников……………….…………………..29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Необходимость формирования у детей функциональной грамотности не вызывает сомнений у педагогов, воспитателей, родителей. Ценность интеллектуального развития ребёнка должна быть в приоритете. В современной образовательной среде и в соответствующей информационно-культурной ситуации развития общества необходимо во всех образовательных областях прививать детям основы функциональной грамотности. Исследователи много времени посвящают проблеме формирования функциональной грамотности младшим школьникам.
Учёные и методисты обращают внимание на важность формирования функциональной грамотности у детей, которая в дальнейшем характеризует их понимание основ учебных дисциплин в виде полученных знаний, умений, навыков и компетенций. Исследователи дают глубокие представления о том, что такое функциональная грамотность, особенности её структуры, её ведущая функция и др. Дана характеристика структурных компонентов функциональной грамотности, где речь идёт о глобальных видах грамотности и специфические для конкретной страны особенности. В настоящее время много исследований посвящено основам функциональной грамотности и практике их овладения в российском образовании. Представлена модель развития функциональной грамотности детей в условиях системных изменений.
Цель работы: изучить процесс формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности и на практике рассмотреть продуктивные формы и методы их формирования.
Объект исследования: функциональная грамотность младших школьников.
Предмет исследования: формирование функциональной грамотности у младших школьников в процессе обучения.
Задачи:
1. Проанализировать понятие функциональная грамотность и её содержание.
2. Рассмотреть особенности формирования функциональной грамотности младших школьников.
3. Описать организационно – педагогические условия формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности.
4. Предложить методические рекомендации по формированию функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1.Теоретические основы проблемы формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности
1.1. Анализ понятия функциональная грамотность и её содержание
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) понятие функциональная грамотность существует наряду с понятием грамотность. Под грамотностью в широком смысле слова всегда понимали степень владения человеком навыками чтения и письма на родном языке. Под функциональной грамотностью сегодня чаще всего понимают способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности .
Такого рода формулировка созвучна понятию функциональной грамотности, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA. Оно занимается исследованием функциональной грамотности 15-летних школьников. При этом нормативно функциональная грамотность школьников является важным показателем качества современного образования. Формируют функциональную грамотность детей в школе. Образовательная практика показывает, что академических знаний недостаточно для того, чтобы быть успешным во взрослой жизни. А.Л. Леонтьев дал следующее определение функциональной грамотности. «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» .
Вопрос по отношению к 15-илетним школьникам, которые принимают участие в сравнительных исследованиях PISA, звучит следующим образом: обладают ли они необходимыми умениями и навыками, которые необходимы им для полноценного функционирования в обществе. В таких исследованиях оценивают способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения разных жизненных задач.
К основным направлениям исследования относят следующие:
1. Читательская грамотность
2. Математическая грамотность.
3. Естественнонаучная грамотность.
Каждое задание PISA состоит из отдельного текста, в котором описывается ситуация жизненного характера. Текст содержит от одного до шести заданий различного уровня сложности. Выполняя задание, ученик должен показать, что ему понятна проблема, которая содержится в том, или ином задании. Проблема, как правило, лежит вне рамок рассматриваемой предметной области и вне изучаемого учебного материала.
Современное общество сегодня нуждается в специалистах, которые способны и готовы в течение всей жизни осваивать новые знания и применять их к новым обстоятельствам. Они не просто отвечают на вопрос в учебнике, или решают задачу по готовому алгоритму. Они решают возникающие проблемы и готовы предложить несколько вариантов решения имеющейся проблемы. Можно говорить о том, что в настоящее время существует запрос на функционально грамотных специалистов. Функциональная грамотность субъектов в целом, с течением времени стала важнейшим индикатором общественного благополучия. Функциональная грамотность школьников продолжает оставаться важным показателем качества современного образования.
Речь не идёт о том, что в современной образовательной среде школьники стали получать меньше знаний. Каждое знание предполагает наличие сформированных умений и навыков, которые являются показателем того, что школьник полученные знания усвоил. Но чисто академических знаний сегодня уже недостаточно. Акцент сделан на то, чтобы показать, каким именно образом все эти знания применяются на практике.
В условиях требований ФГОС современные педагоги готовы к развитию функциональной грамотности школьников. Существуют объективные показатели успешности современной системы образования. Как уже было отмечено, к ним относят результаты международных исследований качества образования. Школьники демонстрируют результат по читательской грамотности, по математической грамотности и по естественнонаучной. Здесь важно показать положительную динамику процесса, то есть, постоянно улучшать результаты по всем направлениям функциональной грамотности предыдущего периода. Все эти процессы во многом зависят от профессиональной компетентности учителей . Педагоги практики отмечают, что в вопросе формирования функциональной грамотности необходимо выделять два направления:
1. Ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.
2. Дополнительное и предпрофессиональное образование для школьников.
Это можно рассмотреть на примере формирования читательской грамотности, которая являлась основным направлением в исследованиях PISA. В ФГОС читательская грамотность или смысловое чтение рассматриваются как важнейший метапредметный результат обучения. Метапредметные результаты обучения сегодня регламентированы требованиями ФГОС на каждой образовательной ступени и формируются метапредметные результаты при изучении различных предметных областей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Бакулина, Г.А. Морфемный разбор слова: новые подходы – новые возможности [Текст] / Г.А. Бакулина // Начальная школа. – 2012. – No4 – С. 29-32.
3. Басова, Е.А. Формирование у учащихся функциональной грамотности в сфере коммуникации [Текст] / Е.А. Басова. – Санк-Петербург, 2012. – 225 с.
4. Богин, Г.И. Языковая личность школьника как формат для определения успешности его филологической подготовки [Текст] / Г.И. Богин. – Тверь: Просвещение, 2008. - 164 с.
5. Бунеева, Е.В. Образовательная система нового поколения: концептуальные основы разработки УМК по русскому языку [Текст] / Е.В. Бунеева. – М.: Баласс, 2008. – 144 с.
6. Громова, О.П. Развитие информационной грамотности учащихся в школьной и детской библиотеке [Текст] / О.П. Громова // Библиотека в школе – Первое сентября. – 2006. – No 17. – С. 42.
7. Губанова, М.И. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования [Текст] / М.И. Губанова // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – No12. – С. 36-42.
8. Губанова, М.И. Функциональная грамотность младших школьников [Текст] / М.И. Губанова, Е.П. Лебедева // Начальная школа + До и После. – 2009. – No12 – С. 1-4.
9. Девятова, О.Ю. Привитие элементарных навыков функциональной грамотности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://text.ru/rd/aHR0cDovL2Zlc3RpdmFsLjFzZXB0ZW1iZXIucnUvYXJ0aWNsZXMvNTM0NzAyLw?%3D?%3D (дата обращения: 20.01.2023).
10. Ермоленко, В.А. Формирование функциональной грамотности в контексте безопасности жизнедеятельности [Текст] / В.А. Ермоленко // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 166–176.
11. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие [Текст] / Е.В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. — СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
12. Земская, Е.А. Язык как деятельность: Морфема. Слово. Речь [Текст] / Е.А. Земская. – М, 2004. – 312 с.
13. Иванцова, А.А. Изучение особенностей воспитания в семье Текст / А.А Иванова // Воспитание школьника. - 2012. - №9. - С. 16 - 18.
14. Кемельбекова, Г.А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла электронный ресурс / Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 6-9. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9552/ (дата обращения: 20.01.2023).
15. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность Текст / Ю.Н. Караулов. – 7-е изд. – М: ЛКИ, 2010. – 259 с.
16. Компетенции в образовании. Опыт проектирования: сб. науч. тр. Текст / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – 327 с.
17. Ковалева, Г.С. Особенности оценки качества образования в начальной школе в Республике Татарстан Текст / Г.С. Ковалёва // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - №4 (31). – С. 22-25.
18. Леонова, Е.В. Адаптация и дезадаптация школьников в контексте требований новых федеральных образовательных стандартов [Текст] / Е.В. Леонова, С.С. Шатова, Е.В. Щербакова // Психологическая наука и образование. - 2014. Т. 6 № 4. – С12-18.
19. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании Текст / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – No5. – С. 3-12.
20. Лукиных, Н.В. Использование задачной системы при формировании
морфемных и словообразовательных понятий у младших школьников Текст / Н.В. Лукиных // Начальная школа. – 2005. – No9 – С. 22-25.
21. Мацкевич, В.С. Функциональная грамотность Текст / В.С. Мацкевич // Всемирная энциклопедия: Философия. – Минск. – Харвест. - 2003. – 312 с.
22. Мережко, Е.Г. Работа со словообразовательным гнездом в начальных классах Текст / Е.Г. Мережко // Начальная школа. – 2003. – No10 – С. 45-48.
23. Образовательная система «Школа 2100». Программа «Чтение и начальное литературное образование» Текст / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М.: Баласс, 2012.- 348 с.
24. Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех: сб. мат. Текст / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006. – 320 с.
25. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: Сб. материалов Текст / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2003. – 220 с.
26. Петровский, A.B. Личность в психологии: парадигма субъективности Текст / A.B. Петровский. – Ростов: Феникс, 2014. – 512 с.
27. Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя Текст / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, О.О. Петрашко, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе, И.С. Хомякова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. – 468 с.
28. Шарипова, Р.Д. Содержание навыков функциональной грамотности младших школьников в курсе литературного чтения Электронный ресурс / Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15589 (дата обращения: 20.01.2023).