Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что грамматика английского языка выступает для носителей русского языка одним из самых сложных аспектов иноязычного образования, что объясняется, в первую очередь, принципиальным отличием основ грамматики двух языков.
Назначение, социальная сущность языка – служить средством общения. Этой задаче в конечном итоге служат и структура, и семантика языка. На протяжении многовековой истории языкознания в центре внимания оказывались преимущественно структурные особенности языков. Объяснение этому факту, видимо, заключается в том, что структурные различия между языками более очевидны, чем различия содержания, поэтому в изучении именно их и виделось исследование конкретных языков. Правильность такого предположения подтверждается тем фактом, что из семантических явлений наиболее изучены такие, как, например, лексико-семантическая структура слов. Синтаксическая же семантика, во многом общая для разных языков, оказалась наименее изученной. Между тем, изучение этой области семантики языка представляет особый интерес, по крайней мере, по следующим двум причинам. Во-первых, общение осуществляется с помощью не отдельных слов, а высказываний, предложений. Предложение же – не механическая совокупность значений отдельных слов, а качественно новая единица с присущим лишь ей набором семантических величин, среди которых имеются и такие, которые не являются прямыми производными наличного состава предложения. Познание речевой коммуникации, во всей полноте передаваемой с помощью языка информации, невозможно без изучения семантики предложения. Во-вторых, изучение семантического аспекта синтаксических построений важно, помимо чисто лингвистических задач, для понимания особенностей и закономерностей мыслительной деятельности человека. Язык, речь – главный источник информации, на основе которой устанавливаются законы, а также категории и формы человеческого мышления. Таким образом, семантика языка – такой же важный и законный объект лингвистического изучения, как и формы языка.
В изучении структуры английского языка, достаточно важным является изучение структуры предложения. Предложение – это законченная речевая конструкция, обладающая эмоциональной окраской и логическими связями, подчиненными грамматическим нормам. В любом языке, в том числе в английском, мы можем выделить два основных типа предложений: простое и сложное, обладающие синтаксической (поверхностной) и семантической (внутренней) структурой. В данной работе внимание будет обращено на изучение семантической структуры простого предложения.
Целью моей работы является изучить семантическую структуру простого предложения в английском языке. Данная работа является актуальной, так как понимание семантической структуры простого предложения, безусловно, поможет в понимании структуры английского языка, в целом, способов функционирования предложений в речи.
Для достижения поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи:
1. Дать характеристику простого предложения и его основных категорий;
2. Дать определение семантической структуры простого предложения;
3. Охарактеризовать семантическую модель простого предложения и соотношение семантической и синтаксической структур.
Объект исследования: простое предложение.
Предмет исследования: семантическая структура простого предложения.
1. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
1.1. Понятие простого ㅤ предложения
Язык – это сложное, многогранное явление, изучать и описывать его можно с разных сторон: как психический или когнитивный феномен, как явление социальное, с точки зрения исторических изменений и т.д. Язык входит в область научных интересов лингвистов, философов, антропологов, культурологов, психологов.
Прежде всего, язык рассматривается как особая знаковая система, структурированная совокупность элементов, знаков, объединенных некоторой общей функцией. Язык – это система специфических, взаимосвязанных и взаимозависимых языковых знаков, объединенных функцией формирования, хранения и передачи информации. Будучи неразрывно связанным в своем возникновении и развитии с данным человеческим коллективом, язык представляет собой явление социальное, является средством коммуникации.
Сегментные единицы языка образуют иерархию уровней языка, которые представляют собой подсистемы общей языковой системы, каждая из которых характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их использование и группировку в различные классы. Выделяют 6 уровней языка: фонетический (фонемный), морфемный, лексический, фразовый (фраземный), уровень предложения (синтаксический), уровень текста.
Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий способы объединения слов в словосочетания и предложения для порождения речи [9]. Основными единицами языка на синтаксическом уровне являются:
1. Слово в его синтаксической позиции в предложении (член предложения);
2. Словосочетание, представляющее собой сочетание двух или более знаменательных слов, сочетающихся в соответствии с правилами того или иного языка;
3. Простое предложение как минимальная единица коммуникации;
4. Сложное предложение, представляющее собой сочетание двух или более предложений, основанное на сочинительной или подчинительной связи;
5. Текст как высшая единица языка [8, с.137].
Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли [4]. Предложение может быть определено как группа слов, связанных предикативными отношениями, выражающая законченную мысль о реальной ситуации и используемая с определенной коммуникативной целью [8, с.138]. Предложение, как основная структурная единица синтаксиса, отличается целостностью формы и содержания. Это единство формы и содержания проявляется и в структуре самого предложения. В ней регулярно выделяется однотипные элементы на основе выполняемой ими функции и формального выражения, которые традиционно называются членами предложения. Функции членов предложения, в свою очередь, определяются семантическим содержанием, которое данное предложение передает в речи. Следовательно, член предложения является наиболее важным структурным компонентом предложения, выполняющим определенную синтаксическую функцию. Эта функция отражает связь данного элемента с другими членами предложения.
Простое предложение является основой для всех видов предложений в английском языке. В простом предложении мы можем использовать только одну грамматическую основу. Простое предложение в английском языке является обязательно двучленным. Noun (существительное) и verb (глагол) являются предикативным ядром и характеризуются предикативной связью.
Установление различных способов связи между словами и изучение функций этих слов само по себе не исчерпывает синтаксического исследования, так как не раскрывает природы основной синтаксической категории – предложения. Так, например, если взять такие ряды закономерно связанных между собою слов, как a large room (большая комната), to look at her (смотреть на нее), the mother’s arrival (прибытие матери), то легко убедиться в том, что, хотя слова во всех этих случаях соединены друг с другом по определенным правилам, и хотя устанавливаемые этой связью отношения понятны, словосочетания все же не имеют реального, или актуального, смысла. В них отсутствует цельная мысль, это ряд закономерно соединенных слов, которые мы не можем назвать предложением. Это означает, что, хотя вопрос о словосочетании, или закономерном грамматическом соединении слов, с одной стороны, и вопрос о предложении, с другой стороны, являются тесно связанными между собою проблемами, это все же две разные проблемы, причем ведущей из них является проблема построения предложения, как такового.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. – М., 2000.
2. Барбук С.Г. Понятие семантической структуры простого предложения. // Технологии обучения РКИ (языкам) и диагностика речевого развития: материалы XVIII Международной научно-практической конференции под эгидой МАПРЯЛ, Минск, 13-14 сентября 2013 г. – Минск: БГЭУ, 2013. – С. 115-116.
3. Бархударов Л.С. Структура простого предложения современного английского языка: учебник: [Электронный ресурс]. – М.: Высшая школа, 1966. URL: https://fileskachat.com/view/46213_b91beab5d30d2e3f50cde9e981d92785.html (Дата обращения: 10.02.2023).
4. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения: [Электронный ресурс]. URL: http://project.phil.spbu.ru/lib/data/ru/vinogradov/syntax.html (Дата обращения: 10.02.2023).
5. Казанцева Я.Н., Немчинова Н.В., Семенова Е.В. Теоретическая грамматика английского языка Учебное пособие Красноярск, Лесосибирск, 2015.
6. Камшилова О. Н. Теоретическая грамматика английского языка: Электронный учебный курс: [Электронный ресурс]. – СПб.: СПбАУЭ, 2011. URL: https://easyschool.works/file/1072 (Дата обращения: 10.02.2023).
7. Касевич В.Б. Семантика. Синтаксис. Морфология: [Электронный ресурс]. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. URL: http://genling.spbu.ru/Staff/Kasevich/publicat/semsinmo.pdf (Дата обращения: 10.02.2023).
8. Козлова Л.А. Теоретическая грамматика английского языка (на английском языке): учебное пособие. – Барнаул: АлтГПА, 2010.
9. Лингвистический энциклопедический словарь // гл. ред. В.Н. Ярцева: [Электронный ресурс]. – М., Советская энциклопедия, 1990. URL: http://tapemark.narod.ru/les/index.html (Дата обращения: 10.02.2023).
10. Омельченко Л.Н. Семантические исследования простого предложения: логико-синтаксический подход // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. №10. С. 68-72.
11. Разумова М. В. Сравнительный анализ теорий семантической структуры простого предложения в современном английском языке // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 373-377.
12. Сусов И.П. Введение в теоретическое языкознание: Пропозициональная структура предложения: [Электронный ресурс]. URL: http://homepages.tversu.ru/~ips/5_02.htm (Дата обращения: 10.02.2023).
13. Чахоян Л.П. Синтаксис диалогической речи современного английского языка: учебник. – М.: Высшая школа, 1979.
14. Blokh M.Ya. A Course in Theoretical English Grammar. – Moscow: Vysshaya Shkola, 1983.
15. Kobrina N.A. An Outline of Modern English Syntax/ N.A. Kobrina, E.A. Korneeva. – Moscow: Vysshaya Shkola, 1965.