Фрагмент для ознакомления
2
Работы Яна Амоса Коменского, как самого выдающегося мыслителя в области дидактики, часто оказываются в центре внимания исследователей в этой области. Его наследие — это множество практических идей, теорий, предложений и рекомендаций, которыми пользуются современные эксперты в области педагогики, исследователи и практики. В данной работе будет дан краткий обзор жизни и творчества Коменского, чтобы определить, какое влияние его взгляды и убеждения оказали на развитие дидактической методологии. В настоящем исследовании представлен анализ мыслей Яна Амоса Коменского о нравственном и благочестивом воспитании, управлении образованием и школьной дисциплине. Это рассматривается на фоне его взгляда на образование как общественное явление, целей различных категорий знаний для формирования личности и роли педагогики в воспитании детей. В работе утверждается, что Коменский может рассматриваться как значительный вклад в ранний современный сдвиг в сторону новых административных методов управления школами, передающий способ дисциплинарной власти в педагогизированные и дидактические формы. Работа вносит вклад в достижение более систематизированного знания для понимания сфокусированных областей школьного образования, концепции дисциплины и педагогических предпосылок дисциплинарной практики в раннемодернистском европейском образовательном контексте.
Цель - подчеркнуть значимость вклада Коменского в общее развитие дидактики как научной дисциплины и ее методологии.
Для целей данного исследования исторический анализ и контент-анализ исторического метода были использованы для сбора и анализа данных и представления идей и установок, выраженных в работах Коменского, которые лежат в основе его образовательных принципов.
1. Краткая биография Яна Амоса Коменского
Ян Амос Коменский - чешский реформатор образования и религиозный деятель, запомнившийся в основном своими инновациями в методах обучения, особенно языкам. Он выступал за изучение латыни, чтобы облегчить изучение европейской культуры. Книга "Открытая дверь языков" произвела революцию в преподавании латыни и была переведена на 16 языков .
Коменский был единственным сыном уважаемых членов протестантской группы, известной как Богемские братья. Его родители умерли, когда ему было 10 лет, и после четырех несчастливых лет, проведенных у тетки в Стражнице, его отправили в среднюю школу в Пржерове. Хотя методы обучения там были плохими, он сдружился с директором школы, который заметил его способности и призвал его к служению. После двух лет обучения в гимназии Херборна в области Нассау (ныне часть Германии) он поступил в 1613 году в Гейдельбергский университет. Там он попал под влияние протестантских милленаристов, которые верили, что спасение может быть достигнуто на земле. Он также с увлечением читал труды Фрэнсиса Бэкона и вернулся домой с убеждением, что тысячелетие может быть достигнуто с помощью науки.
Будучи молодым священником, Коменский находил жизнь полностью удовлетворительной, но начало Тридцатилетней войны в 1618 году и решимость императора Фердинанда II вновь католизировать Богемию вынудили его и других протестантских лидеров бежать. Находясь в подполье, он написал аллегорию "Лабиринт мира и рай сердца", в которой описал как свое раннее отчаяние, так и источники утешения.
С группой братьев он бежал в Польшу и в 1628 году поселился в Лешно. Веря, что протестанты в конце концов победят и освободят Богемию, он начал готовиться к тому дню, когда там можно будет восстановить общество с помощью реформированной системы образования. Он написал книгу "Великая дидактика", в которой высказался за организацию полного школьного обучения для всей молодежи страны и утверждал, что их следует обучать как родной культуре, так и европейской.
2. Труды в педагогике
Реформа системы образования потребует двух вещей. Во-первых, необходимо произвести революцию в методах преподавания, чтобы обучение стало быстрым, приятным и основательным. Учителя должны были "идти по стопам природы", то есть они должны были обращать внимание на ум ребенка и на то, как ученик учится. Коменский сделал это темой "Великой дидактики", а также "Школы младенчества" - книги для матерей о первых годах детства .
Во-вторых, чтобы сделать европейскую культуру доступной для всех детей, необходимо было, чтобы они изучали латынь. Но Коменский был уверен, что существует лучший способ обучения латыни, чем неэффективные и педантичные методы, которые использовались в то время; он выступал за "путь природы", то есть за изучение вещей, а не грамматики. С этой целью он написал учебник "Открытая дверь языков", в котором полезные факты о мире описывались на латинском и чешском языках, бок о бок; таким образом, ученики могли сравнивать два языка и определять слова и предметы. Переведенный на немецкий язык, "Открытая дверь языков" вскоре стала известна во всей Европе и впоследствии был переведен на ряд европейских и азиатских языков. Коменский писал, что прием книги его "воодушевил сверх всяких ожиданий".
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антюхина, В. А. История и современность: наследие Я.А.Коменского / В. А. Антюхина, Н. В. Ронжина // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования. - 2022. – С. 57-61.
2. Бим-Бад, Б. М. Ян Амос Коменский - вызов человечеству / Б. М. Бим-Бад // Психолого-педагогический поиск. – 2017. – № 2(42). – С. 21-26.
3. Грозян, Н. Ф. Дидактические принципы Я.А. Коменского: принципы реализации в современной школе / Н. Ф. Грозян, Т. И. Прудникова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70-2. – С. 63-66.
4. Коберник, А. Н. Взгляд в будущее: философско-педагогическое творчество Я. А. Коменского и современность / А. Н. Коберник, Л. В. Ткачук // Балканское научное обозрение. – 2019. – Т. 3. – № 1(3). – С. 38-42.
5. Куницина, И. В. Взгляды Я.А. Коменского в свете современного обучения и воспитания / И. В. Куницина // Учитель создает нацию. - 2018. – С. 279-284.
6. Марчукова, С. М. Наследие Яна Амоса Коменского: взгляд из XXI века / С. М. Марчукова, Г. П. Мельников // Психолого-педагогический поиск. – 2017. – № 4(44). – С. 53-65.
7. Мельников, Г. П. Изучение наследия Яна Амоса Коменского / Г. П. Мельников // Славяноведение. – 2015. – № 4. – С. 3-13.
8. Милованов, К. Ю. Исторический потенциал педагогического наследия Я.А. Коменского / К. Ю. Милованов // Педагогический журнал Башкортостана. – 2018. – № 1(74). – С. 73-79.
9. Овинова, Л. Н. Актуальность идей Я.А. Коменского о воспитании нравственности для современной педагогики / Л. Н. Овинова, Е. Г. Шрайбер // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2015. – Т. 7. – № 3. – С. 8-15.