Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тифлопедагогика - это изучение и практика обучения слепых и слабовидящих людей. Эта область имеет богатую историю и развивалась на протяжении веков, в нее внесли свой вклад педагоги и исследователи со всего мира.
Целью данного исследования является изучение географии мировой тифлопедагогики, ключевых фигур в этой области из-за рубежа, а также инноваций и достижений, которые были сделаны в тифлопедагогике за последние 2,5 века. В частности, в исследовании будет рассмотрено развитие школ для слепых и слабовидящих, эволюция шрифта Брайля и других печатных шрифтов для слепых, создание литературы для слепых и литературы для учителей слепых и слабовидящих. Кроме того, в диссертации будут рассмотрены последние инновации в тифлопедагогике за последние 20 лет и перспективы развития этой области.
Предметом данной диссертации является вклад зарубежных тифлопедагогов в современную тифлопедагогику, а объектом - развитие и история тифлопедагогики в мире. Цель исследования - понять влияние зарубежных педагогов и исследователей на сферу тифлопедагогики. В задачи исследования входит изучение географии мировой тифлопедагогики, ключевых фигур в этой области из-за рубежа, а также инноваций и достижений, которые были сделаны в тифлопедагогике за последние 2,5 века.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что оно посвящено вкладу зарубежных педагогов и исследователей в область тифлопедагогики. Гипотеза заключается в том, что вклад зарубежных тифлопедагогов сыграл значительную роль в формировании современной тифлопедагогики. Методология данного исследования будет включать обзор литературы исторических и современных источников, а также анализ и синтез собранной информации.
I. КАК И ГДЕ ЗАРОЖДАЛАСЬ ТИФЛОПЕДАГОГИКА В МИРЕ
1.1 География мировой тифлопедагогики
География мировой тифлопедагогики означает распространение и распространение изучения и практики обучения слепых и слабовидящих людей по различным регионам и странам. Историю тифлопедагогики можно проследить до древних цивилизаций, когда были обнаружены школы для слепых в Древней Греции и Риме. Однако современная тифлопедагогика в том виде, в котором мы знаем ее сегодня, начала формироваться в 18 и 19 веках, с созданием школ и учреждений для слепых в Европе и США. [6]
Одним из самых ранних и наиболее влиятельных учреждений для слепых был Королевский институт слепых в Париже, Франция, который был основан в 1784 году Валентином Хауи. Это учреждение сыграло важную роль в разработке шрифта Брайля и создании литературы для слепых, а также в подготовке учителей для слепых.
Соединенные Штаты также сыграли важную роль в раннем развитии тифлопедагогики: в 1820-х и 1830-х годах в Бостоне и Нью-Йорке были созданы школы для слепых. Эти учебные заведения оказали влияние на развитие методов обучения слепых, а также на создание учебных материалов на шрифте Брайля.
Помимо Европы и США, тифлопедагогика развивалась и в других регионах мира. Например, в Азии, в Японии в 1878 году была создана первая школа для слепых, и она имеет долгую историю развития образования для слепых. В Африке Египет основал первую школу для слепых в 1868 году, которая стала центром подготовки учителей слепых в регионе.
В целом, география мировой тифлопедагогики разнообразна: эта область развивалась в различных регионах и странах мира, каждая из которых имеет свою уникальную историю и свой вклад. Тифлопедагогика прошла путь от небольших зачатков в 18 веке до зрелой, сложной области с множеством школ, организаций и образовательных программ для людей с нарушениями зрения.
По мере развития тифлопедагогики в разных регионах и странах акцентировались различные аспекты образования для слепых и слабовидящих. Например, в Европе основное внимание уделялось развитию системы Брайля и других систем чтения для слепых, а также созданию литературы на языке Брайля. В США основное внимание уделялось обучению слепых детей в общеобразовательных школах и разработке методов и материалов для этого.
В последние годы растет понимание важности инклюзивного образования для слепых и слабовидящих, при этом особое внимание уделяется интеграции слепых и слабовидящих учащихся в общеобразовательные классы. Это привело к разработке новых методов обучения и материалов, предназначенных для поддержки обучения слепых и слабовидящих учащихся в условиях инклюзии. [1]
Кроме того, технологические достижения оказали значительное влияние на сферу тифлопедагогики. Широкое распространение цифровых устройств, таких как смартфоны и планшеты, привело к разработке новых систем чтения, таких как электронные дисплеи Брайля, а также нового программного обеспечения и приложений, которые могут помочь слепым и слабовидящим людям получать доступ к информации и общаться. Кроме того, растущая доступность программ для чтения с экрана и других вспомогательных технологий позволила большему количеству людей с нарушениями зрения посещать обычные школы и университеты.
С ростом численности людей с нарушениями зрения и увеличением спроса на образование и работу, область тифлопедагогики продолжает развиваться, чтобы удовлетворить меняющиеся потребности слепых и слабовидящих людей. Тифлопедагогика - это динамичная, междисциплинарная область, которая охватывает образование, психологию, технологии и реабилитацию. Эта область продолжает развиваться по мере появления новых исследований и технологий, а также по мере изменения отношения и ожиданий общества.
Поскольку тифлопедагогика продолжает развиваться, все больше внимания уделяется исследованиям и оценке с целью повышения эффективности образования для слепых и слабовидящих. Исследования в области тифлопедагогики направлены на понимание уникальных потребностей в обучении и проблем, с которыми сталкиваются люди с нарушениями зрения, а также наиболее эффективных стратегий и технологий для удовлетворения этих потребностей.
Область тифлопедагогики также включает в себя обучение и повышение квалификации учителей и других специалистов, работающих с людьми с нарушениями зрения. Это включает обучение использованию шрифта Брайля и других систем чтения, а также применению вспомогательных технологий и инклюзивных методов обучения. Профессиональное развитие также включает обучение в области оценки, приспособлений и других стратегий, направленных на поддержку обучения и развития лиц с нарушениями зрения.
Помимо традиционных классных комнат, тифлопедагогика охватывает широкий спектр других мест, таких как дома, рабочие места и сообщества. Тифлопедагогика играет важнейшую роль в обеспечении необходимого образования и подготовки лиц с нарушениями зрения для самостоятельной жизни, трудоустройства и полноценного участия в жизни общества.
Растет признание важности международного сотрудничества и обмена в области тифлопедагогики. Обмен информацией и передовым опытом между различными регионами и странами может способствовать развитию эффективных систем образования и поддержки лиц с нарушениями зрения во всем мире. [10]
В заключение следует отметить, что тифлопедагогика - это междисциплинарная область, которая охватывает широкий круг регионов и стран, каждая из которых имеет свою уникальную историю и свой вклад. Эта область продолжает развиваться в ответ на меняющиеся потребности, новые исследования и технологии. Она также охватывает широкий спектр условий и профессионального развития для учителей и других специалистов, которые работают с людьми с нарушениями зрения. Область тифлопедагогики жизненно важна для обеспечения людей с нарушениями зрения образованием, обучением и технологиями, необходимыми им для полноценной и независимой жизни и полноценного участия в жизни общества.
1.2 Ключевые деятели тифлопедагогики из-за рубежа
Область тифлопедагогики формировалась под влиянием многих влиятельных фигур из-за рубежа. Некоторые ключевые фигуры в этой области включают:
Валентин Гаюи (Франция) - считается "отцом современного образования для слепых", он основал первую школу для слепых в 1784 году в Париже, Франция. Он разработал первую систему рельефных букв для слепых, которая стала предтечей системы Брайля. Он также выступал за интеграцию слепых в общество и способствовал образованию и трудоустройству слепых.
Луи Брайль (Франция) - разработал систему чтения и письма Брайля в возрасте 15 лет в 1824 году. Система Брайля, которая использует систему рельефных точек для обозначения букв, цифр и знаков препинания, стала стандартной системой чтения и письма для слепых. [12]
Сэмюэль Гридли Хоу (США) - был одним из основателей школы Перкинса для слепых в Бостоне, штат Массачусетс, в 1832 году. Он разработал новые методы обучения слепых и выступал за обучение слепых детей в общеобразовательных школах. Он также сыграл ключевую роль в разработке первой английской системы Брайля.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.А. Волкова, – СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. – 45 с.
2. Волокитина, Т. В. Коррекция нарушений зрительного восприятия у слабовидящих детей: учебно-методическое пособие / Т. В. Волокитина, А. А. Зотова, Е. В. Попова, Е. Ю. Синицкая. – Архангельск : Издательство Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, 2019. – 175 с.
3. Доброва Г.Р. ЭКСПЕРИМЕНТ В ОНТОЛИНГВИСТИКЕ: Методическое пособие для магистрантов / Г.Р. Доброва. – Изд. 2, испр. и доп. – Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. – 56 с. – URL: https://cloud01.sochisirius.ru/index.php/s/Li5f8QBmJDcAXTr#pdfviewer (дата обращения: 26.12.2022) – ISBN 978-5-8064-2581-3
4. Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков. - М.: Владос, 2023. - 190 c.
5. Исследования в тифлопедагогике как основа индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения // cyberleninka.ru: сайт. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovaniya-v-tiflopedagogike-kak-osnova-individualizatsii-mediko-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detey-s-narusheniem/viewer (дата обращения: 24.01.2023)
6. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учебное пособие / А. Г. Литвак. – Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. – 271 с.
7. Мамулькина, В. Е. Развитие зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения [Электронный ресурс] / В. Е. Мамулькина. – URL: http://psychology.snauka.ru/2015/02/4487 (дата обращения: 15.01.2023).
8. Мухортова, Д. Д. Тифлопедагогика, история развития от начала и до нашего времени / Д. Д. Мухортова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 1 (6). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/653/ (дата обращения: 24.01.2023).
9. Никулина Г.В., Волкова И.П., Фещенко Е.К. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушением зрения. Учебное пособие / Под ред.Г.В.Никулиной. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. – 84 с.
10. Теоретические и методологические основы тифлопедагогики // bstudy.net :сайт. – URL: https://bstudy.net/908693/pedagogika/teoreticheskie_osnovy_tiflopedagogiki (дата обращения: 24.01.2023)
11. Тифлопедагог Протасова Ольга Викторовна: сайт. – URL: http://protasova.nios.ru/page/36 (дата обращения: 24.01.2023)
12. Тифлопедагогика как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих // infourok.ru: сайт. – URL: https://infourok.ru/statya-tiflopedagogika-kak-nauka-o-zakonomernostyah-psihicheskogo-razvitiya-slepyh-i-slabovidyashih-5412144.html (дата обращения: 24.01.2023)
13. Центр дистанционной поддержки обучения РГПУ им. А. И. Герцена: сайт. – URL: https://moodle.herzen.spb.ru/login/index.php (дата обращения: 13.10.2022)
14. Юткина, О. А. Восприятие окружающего мира детьми с нарушениями зрения [Электронный ресурс] / О. А. Юткина. – URL: file:///C:/Users/Аленка/Downloads/vospriyatie_okruzhayuwego_mira_det_mi_s_narusheniyami_zreniya.pdf (дата обращения: 15.01.2023).