Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Число тревожных детей в настоящее время значительно возросло. Такие дети характеризуются повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, робостью, фобическими реакциями. В нашем современном мире ребенок дошкольного возраста уже сталкивается с различными проблемами. Это: активный ритм жизни ребёнка, постоянно занятые родители, высокие требования в детском саду по подготовке к школе, изменения социального статуса, социального окружения и многое другое. Кроме того, сейчас нарушается стабильность семьи, наблюдается большое количество разводов, в семье ухудшаются взаимоотношения, эмоциональное самочувствие членов семьи, не редко нарушаются права детей. В результате у них появляются фобические реакции.
Дети с при наличии страхов и тревоги начинают сомневаться в своих способностях и сильных сторонах, что приводит к формированию заниженной самооценки. Мир таким детям кажется враждебным, поэтому у них затруднены контакты с окружающим миром. Они постоянно находится в подавленном состоянии.
Актуальность темы определяется широкой распространённостью эмоциональных нарушений среди старших дошкольников, которые являются причиной возникновения неврозов и различных заболеваний.
Отношения с родителями играют одну из самых главных ролей в формировании личности ребенка. Исходя из особенностей воспитания родителями, их способов поведения, общения с окружающими ребенок усваивает нормы поведения и морали окружающего его общества. Именно в семье дети приобретают свои первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. Влияние семьи на развитие дошкольника сильнее всех других воспитательных воздействий. Именно в семье вырабатываются многие качества личности, которые нигде, кроме родительского дома, не могут быть сформированы. Из сказанного вытекает, что особенности детско-родительских отношений могут оказывать существенное влияние на формирование фобических реакций у детей дошкольного возраста.
Разработанность. Проблемой детских страхов, фобий и тревожности занимались многие психологи и педагоги: В.М. Астапов, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Р.С. Немов, А.М. Прихожан, Е.И. Рогов и др. Вопросы, касающиеся проблемы отношений родителей с детьми, изучали ученые на протяжении всего развития психологической науки и практики: Д. Баумринд, А.Я. Варга, В.Н. Дружинин, В.В. Колотилина, П.Ф. Лесгафт, Е.И. Сермяжко, Е.Г. Силяева, В.В. Столин, Д.Б. Эльконин, Ф. Уолш и др.
Несмотря на всестороннее изучение проблемы, существует дефицит современных исследований детско-родительских отношений как фактора формирования фобических реакций у детей дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить детско-родительские отношения как фактор формирования фобических реакций у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: факторы формирования фобических реакций у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: детско-родительские отношения как фактор формирования фобических реакций у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: детско-родительские отношения являются ведущим фактором формирования фобических реакций у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы влияния детско-родительских отношений на возникновение фобических реакций у детей дошкольного возраста.
2. Организовать и эмпирическое исследование детско-родительских отношений и фобических реакций у детей дошкольного возраста
Методы исследования: теоретические анализ научной и методической литературы.
Теоретическая значимость исследования связана с анализом научных работ и публикаций в научной литературе, помогающих понять сущность взаимосвязи специфики детско-родительских отношений и проявления фобических реакций у детей дошкольного возраста.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав (одной теоретической и двух практических), заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы влияния детско-родительских отношений на возникновение фобических реакций у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие детско-родительских отношений, их виды и критерии
Взаимоотношения в семье играют решающую роль в формировании личности человека. В глобальном плане семья формирует характер, поведенческие особенности и т.д. В семье формируются и практически проявляются интересы, взгляды и идеалы человека.
Взаимодействие ребенка и родителя является составной частью социализации ребенка и понимается как процесс взаимного влияния родителей и детей друг на друга, протекающий в рамках совместной деятельности (продуктивной деятельности, общения, обучения, труда, игры, отдыха – всех видов деятельности, в которые включены родители и дети в семье) и эмоционального общения [28].
У каждого родителя формируются родительские установки – это субъективное представление о себе и своей роли как родителя. Родительские ожидания также тесно связаны с родительскими установками. Они предполагают ожидание от других людей признания их ролевой позиции как родителя.
Родительские установки – это готовность родителей действовать по отношению к ребенку, тем или иным образом. В этих действиях заложены рефлексивный, эмоциональный и деятельностный компоненты воспитания [30]. Оптимальная система родительских установок отвечает условиям:
- адекватности. Адекватная родительская позиция – способность родителя замечать и осознавать индивидуальность своих детей, воспринимать их потребности и эмоциональные переживания;
- гибкости. Гибкость родительской позиции – это умение переключаться в своем влиянии на детей в зависимости от обстоятельств жизни семьи. Гибкая позиция обязана не просто перестраиваться, но и должна предвосхищать те или иные развития событий;
- ориентированности на современные социальные тенденции (прогностичности). Прогностичная родительская позиция значит, что не дети должны вести за собой родителя, а напротив, специфика общения обязана предвосхищать появление новых психических и личностных качеств ребенка, то есть родитель воспитывает ребенка, и деятельность его направлена на психическое развитие ребенка [30].
Дисгармоничность системы родительских установок определяется шаблонностью, стереотипичностью, неадекватной ролью ребенка в семье, неспособностью установить близкие эмоциональные отношения с ребенком, неспособностью уважать ребенка, отсутствием симпатии по отношению к ребенку.
Родительское отношение состоит из трёх элементов:
1. Эмоциональный компонент – межличностная дистанция, эмоциональная близость. Это совокупность переживаний, связанных с ребенком, которые отражаются в проявлении родительской, в частности материнской любви и принятии ребенка. Важность родительской любви, как материнской, так и собственно родительской, а также признание ребенка как уникальной и неповторимой личности, которую нужно поддерживать, уважать и принимать, отмечали Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Колотилина, А.С. Спиваковская, Г.Т. Хоментаускас и др. [19].
Отсутствие материнской или отцовской любви может наблюдаться не только в случае распада семьи или сепарации ребенка от матери, потери родителей и пребывании в детском доме, но и в случае совместного проживания, когда мать или отец не испытывают эмоциональной привязанности и своей принадлежности к ребенку, не заинтересованы его воспитанием. Такое отношение негативно отражается на ребенке, на его поведении. Таким детям присуща неустойчивая эмоциональная привязанность, им свойственна повышенная тревожность, незрелость на эмоциональном и интеллектуальном уровнях и др.
Н.Н. Голосова и В.В. Столин выделили трехмерную структуру в эмоциональном компоненте родительского отношения: уважение - неуважение; симпатия-антипатия; близость-удаленность. И кроме любви и принятия, в отношениях матерей может наблюдаться обратное явление - отторжение, эмоциональное неприятие ребенка, что является примером негативного типа воспитания [17].
2. Когнитивный компонент содержит представления родителей об интересах, ценностях, потребностях своего ребенка. Выделяют типы представления родителей о ребенке, основанные на адекватности и неадекватности:
- адекватное представление о ребенке - самое правильное, полное и объективное восприятие личности ребенка;
- неадекватное представление (навязывание ребенку беспомощности, зависимости, приписывание болезненности, социальной неуспешности) [9].
3. Поведенческий компонент родительского отношения – это манера обращения с ребенком: в стиле и тактике поведения, доминирующих особенностях и способах общения с ребенком, в особенностях использования поощрения и наказания родителями ребенка. Чаще всего, в поведенческом компоненте отношений с родителями выделяют следующие факторы (составляющие): автономия-контроль, сотрудничество – отсутствие сотрудничества, зависимость-независимость, доминирование-подчинение [22].
Главным условием нормального психического развития ребенка выступает любовь ребенка к родителям и родителей к ребенку. Если это условие не соблюдается, то возникают патологические формы поведения. Более того, разлука с матерью в раннем возрасте приводит к таким расстройствам поведения в дальнейшем, как неспособность к установлению близких отношений, завышенные требования к другим людям [3].
Эмоциональное же благополучие ребенка обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.
А.Б. Добрович на основе коммуникативных навыков выделяет следующие типичные роли ребенка в семье, активное использование которых может привести к искажению характера ребенка (до анормального развития личности).
1. «Кумир семьи» характеризуется направленностью только на ребенка, посвящению жизни семьи и ее членов ребенку и удовлетворению его потребностей. Такая роль может негативно отразиться на личности ребенка, может способствовать развитию капризности, эгоцентричности, беспомощности в самостоятельной жизни и др.
2. «Мамино (родителей, бабушкино) сокровище». Ребенок является не всеобщим, а чьим-то личным сокровищем. Для детей данная роль носит негативный характер, способствует построению различных форм отношений со значимыми взрослыми и может в дальнейшем сказаться на успешном построении собственной личной жизни, ведь в случае создания альянсов между взрослыми и ребенком у него формируются искаженные представления о лицах противоположного пола.
3. Роль «паинька» довольно часто скрывает проблемы во внутрисемейном взаимодействии, проявляющемся в недостаточном сотрудничестве и эмоциональной дистанции с ребенком, способствует формированию у ребенка завышенных требований к себе, боязни не соответствовать этим требованиям и разочаровать близких.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Астапов В.М. Тревожность в психологии. – СПб.: Питер, 2018. – 224 с.
2. Бердникова Ю. Мир ребенка: развитие психики, страхи, социальная адаптация, интерпретация детского рисунка / Ю. Бердникова. – СПб.: Наука и Техника, 2007 – 288с.
3. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. Руководство практического психолога. – М.: Канон+, 2019. – 270С.
4. Габдреева Г.Ш. Общая психология: Краткий конспект лекций. – Казань, 2013. – 150 с.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Ребёнок в семье. – М.: ACT, 2020. – 239с.
6. Дементьева Е.В. Психологическая помощь при эмоциональных нарушениях личности / Е.В. Дементьева, М.Р. Гунькина / В сборнике: Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология. материалы Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 49-56.
7. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб.: Речь, 2002. – 121с.
8. Едиханова Ю.М. Особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста / Ю.М. Едиханова, Л.А. Багаева // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2018. – № 6. – С. 117-121.
9. Елисеева А.С. Межличностная коммуникация и феномен растерянности в общении / А.С. Елисеева, К.К. Хатанзейский / В сборнике: Неделя науки СПбПУ: материалы научной конференции с международным участием. – 2019. – С. 302-304.
10. Завгородняя Т.В. Особенности детско-родительских отношений и проявления тревожности детей старшего дошкольного возраста // Психология. Психофизиология. – 2018. – №11(2). – С. 112-116.
11. Задоркина В.А. Теоретический анализ страхов у детей // Nova Um. Ru. – 2019. – № 19. – С. 345-349.
12. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов: Монография / А.И. Захаров. – СПб.: КАРО, 2006. – 672с.
13. Зибенгард А.В. Умеренное проявление возрастных страхов и нормативная тревожность как показатели эмоционального благополучия детей // Nova Info. Ru. – 2021. – № 128. – С. 76-77.
14. Изард К.Э. Страх и тревога. // Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2007. – 464 с.
15. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2016. – 752с.
16. Каменская В.Г. Психодиагностика ребенка / В.Г. Каменская, Л.В. Томанов, О.А. Драганова. – М.: Инфра-М, 2018. – 480 c.
17. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. переизд. – М.: Гардарики, 2013. – 320 с.
18. Козловская Т.Н. Практикум по психодиагностике (рисунок семьи): методические указания ⁄ Т.Н. Козловская, Г.А. Епанчинцева. – Оренбург: ОГУ, 2019. – 32 с.
19. Колотилина В.В. О роли родительской любви в процессе развития личности ребенка // Сборник тезисов 5-ой Международной научной конференции «Психология и жизнь: психологические проблемы современной семьи». – Минск, 2011. – С. 119–122.
20. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 150с.
21. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Юрайт, 2020. – 576 с.
22. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2015.- 288 с.
23. Пискотина О.А. Детские страхи: методы диагностики страхов / О.А. Пискотина, А.А. Озёрина // Молодой ученый. – 2023. – № 1 (448). – С. 259-261.
24. Плотникова С.В. Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи детско-родительских отношений со страхами детей // Вестник науки и образования. – 2021. – №1-2(104). – С. 80-83.
25. Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2009. – 211 с.
26. Румянцева А.В. Теоретические основы проблемы страха у детей старшего дошкольного возраста / А.В. Румянцева, Ю.М. Васина / В сборнике: Проблемы теории и практики современной психологии. Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2019. – С. 122-124.
27. Смирнова Е.О. Общение и его развитие в дошкольном возрасте 2-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 163с.
28. Соловьева Е.А. Психология семьи и семейное воспитание. – М.: Юрайт, 2018. – 800 с.
29. Солодянкина Е.Г. Анализ результатов психолого-педагогической коррекции страхов дошкольников методом сказкотерапии // Концепт. – 2018. – №7. – С. 106 –110.
30. Торохтий В.С. Социальная работа с семьей. психолого-педагогическое обеспечение. – М.: Юрайт, 2019. – 488 с.
31. Трушкина С.В. Российские и зарубежные подходы к диагностике психического развития в раннем возрасте // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2021. – №4. – С. 111–120.
32. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI ВЕКА // Социальная педагогика в России. – 2022. – № 2. – С. 3-9.
33. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М: АСТ, 2021. – 384с.
34. Ханин Ю.Л. Межличностная и межгрупповая тревожность. В книге: Тревога в спорте: Международная перспектива. М.: Юрайт, 2021. – С. 19-28.
35. Черникова Ю.В. Выявление уровня воспитанности как психолого-педагогическая проблема. В сборнике: Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2021. – С. 149-151.