Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
XXI век принес в мир множество преобразований, которые коснулись всех сфер жизни, в том числе, и образования. Глобализация информационного пространства, возникновение и развитие социальных сетей, медиа каналов открывает большие возможности для стирания границ между людьми, говорящими на разных языках и повышает ценность обучения иностранному языку. Сегодня, знание, по крайней мере, одного иностранного языка является основополагающим фактором при устройстве на хорошую работу, помогает расширить границы обучения в высшей школе, делает возможным путешествия по миру. Изучение иностранного языка является важной составляющей и для общечеловеческой культуры, и для личности в целом.
Одна из ключевых целей в системе современного образования является обеспечение конкурентоспособности личности. По этой причине в последнее десятилетие наблюдается процесс внедрения в практику образовательных реформ, которые направлены на повышение качества обучения в школе, совершенствование методик обучения. И большое значение уделяется вопросу совершенствования образовательного процесса в старшей школе, так как именно здесь личность получает ключевые навыки для дальнейшей адаптации в мире – поступления в вузы, трудоустройства.
На настоящий момент мировая педагогическая практика предлагает немало эффективных методик обучения иностранному языку. Каждая имеет свои положительные моменты, однако, наибольшей популярностью в последнее десятилетие стали пользоваться именно игровые технологии. Они используются и для адаптации к образовательному процессу учащихся младших классов, и для приобщения к обучающей программе школьников средних классов. Используется игровая технология обучения и в старшей школе.
Игровая технология является одна из основной, но в то же время не до конца изученной в педагогической практике. Таким образом, актуальность данной работы обусловлена недостаточной изученностью реализации игровой технологии, а также необходимостью углубленного анализа, что, в свою очередь, дает возможность произвести анализ результатов реализации игровой технологии в педагогическом процессе.
Понятия «игра» и «игровая деятельность» изучаются с разных сторон: разрабатываются теории и программы по развитию креативности и творческих способностей личности в игровой деятельности. Методологическую и теоретическую базу исследования составляют работы таких ученых, как: Л.С. Выготский, А.В. Брушлинский, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс и др.
Как отмечает Алан Джордан Старко в книге «Творческая игра в классе», стратегии, которые поддерживают креативность - решение проблем, изучение множества вариантов и изучение запросов - поддерживают глубину понимания.
Роберт Стернберг утверждал, что креативность в игровом процессе может предсказать успех ребенка выше стандартизированных результатов. Практические исследования доказали, что у школьников, обладавших творческим мышлением, сформированным в ходе игры, уровень успеваемости, в частности, результаты освоения знаний, коммуникативные и иные навыки значительно выше, нежели у тех, кто пытается освоить учебный материал стандартным образом.
Помимо достижений в образовательном процессе, игровые технологии могут сделать обучение более увлекательным, что приведет к радости и позитивному эмоциональному вовлечению учащихся.
Таким образом, если педагогика вообще определяется как изучение процесса обучения, то игровая педагогика или игровое развитие определяется как наука и искусство досугового обучения. Это раздел педагогики, в котором подчеркивается ведущая роль креативности в игровом процессе для успешного воспитания личности учащихся и дальнейшего обучения. По своей сути игровая педагогика учит тому, как творчески познавать мир и становиться творцами самих себя, творцами своего будущего. Игровая педагогика относится не только к детской категории, она может стать ключом решения сложных психологических проблем и для взрослых людей.
Таким образом, сегодня игровая деятельность – это не только способ духовной рекреации, но и воспитательная методика, без которой не обходится ни один грамотный педагог, психолог. Именно игра позволяет ребенку или взрослому прикоснуться к прекрасному, открыть в себе скрытый потенциал, проявить свои способности.
Объект исследования – образовательный процесс на уроках английского языка в старшей школе.
Предмет исследования – игровая технология «аквариум».
Цель данного исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке образовательной модели, дающей возможность повышать уровень языковых навыков учащихся старшей школы. Для реализации цели были сформулированы следующие задачи:
- исследовать ключевые теории формирования и развития языковых навыков у учащихся;
- изучить понятие «игровая методика»;
- произвести анализ игровой методики в процессе ее внедрения в образовательную практику;
- дать теоретическое обоснование игровой методики;
- разработать модель эффективного формирования языковых навыков у учащихся старшей школы.
Методы исследования:
- контент анализ;- наблюдение;- анкетирование;- эксперимент.
Гипотезой исследования является следующее утверждение: уровень формирования языковых умений обучающихся будет значительно выше при внедрении игровых технологии в образовательный процесс.
Глава 1. Теоретическое обоснование игровых образовательных технологий
1.1 Понятие «игра», «игровая методика»
Согласно Д.Г. Миду, игра – это процесс, в котором личность воспринимает ценности и установки социума и учится исполнять определенные роли.
Н.Д. Ушинские отмечает, что «игра – развитие души».
Л.С. Выгодские определяет игру, как первую, ключевую школу воспитания личности человека.
Игровая деятельность в Большой энциклопедии под редакцией С. А. Н. Леонтьева – это иллюзорная реализация нереализуемых интересов. Это вид деятельности, который формируется на этапе онтогенеза и направлен на воссоздание и усвоение социального опыта, в котором формируются и совершенствуются навыки самоуправления поведением.
Игровая деятельность подразумевает великое разнообразие видов и форм, и одной из форм игры является конкурс – соревнование с целью выделение наиболее сильного или выдающегося игрока, претендента на победу.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и в будние дни в период изучения учебных предметов.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обшир¬ную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Но в отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
В образовательной деятельности педагогическая игра находит свое применение во время изучения предметов. Наиболее часто используется для изучения иностранных языков. Педагогическая игра позволяет учащимся проникнуться любовью к новому делу, принять его не как рутинную обязанность, а как увлекательное действо, выполняющее функцию рекреации и развития одновременно.
1.2 Игровой компонент в структуре образовательного процесса
Игровая программа является значимым компонентом в структуре образовательного процесса.
На сегодняшний день существует множество интересных, оригинальных педагогических методик, направленных на воспитание личности как ребенка, так и взрослого человека, но наиболее эффективной и распространенной из них является игровая педагогика. И это не случайно.
Игровая деятельность представляет собой источник позитивных эмоций, энергии, она открывает огромные возможности для общения и развития, социализации. Учащиеся познают мир через игру, воображаемые, образы, конкретные действия, направленные на созидание, поэтому именно игра может помочь учащемуся проникнуться интересом к изучению наук и научиться взаимодействовать с обществом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артёменко, З.В. Азбука форм воспитательной работы/ З.В. Артёменко. – Москва: Бел. Дом печати, 2020. – 315с.
2. Воловик, А.Ф., Воловик, В.А. Педагогика досуга – Москва: Флинта 2018 . – 340с.
3. Выготский, Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте», М.: АСТ, 2018.
4. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие / А.Д. Жарков. – М.: Просвещение, 2018. – 247 с.
5. Иброхимова, Л. И. Интерактивные методы обучения на уроках английского языка / Л. И. Иброхимова. — Текст : прямой // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46476 / (дата обращения: 24.01.2023).
6. Козловская, Л.И. Досуговая программа в системе социокультурной деятельности / Л.И. Козловская // Социальная работа. – 2017. - № 3. – С. 15-18.
7. Козловская, Л.И., Бирюкова Т.М. Культурно – досуговая программа в работе с подростками // Пазашкольнае выхаванне. – 2020. № 6. – С. 31 – 31.
8. Литтлвуд У., Обучение устному общению: методологическая основа. / У. Литтлвуд. – Оксфорд: Блэкуэлл, 2020 – 112 с.
9. Трусова Т.С. Обучение говорению на уроках английского языка в старшей школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № S12- 0,4 п.л. URL://http://e-koncept.ru/2016/76142.htm. – С.1-7.
10. Сысоев П.В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. – 2019. – С. 189 – 201. 5. Погуляев Ф.В. Методические функции видео-подкастов в обучении иностранному языку // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т.22, вып. 3 (167).– С.63.
11. Старкова Д. А. Групповая проектная деятельность как средство развития управленческих методических навыков будущего учителя иностранного языка. / Д. А. Старкова // дисс. ... канд. пед. наук. доктор пед. наук. – Екатеринбург, 2019. – 228 с.
12. Harmer J. The practice of English Language Teaching / J. Harmer. – Longman, 2017. – 371 p
13. Littlewood W. Communicative language teaching. Cambridge: Cambridge university press, 2002. – 60 p.
14. Longman Dictionary of Contemporary English [Электронный ресурс] URL:// https://www.ldoceonline.com/search/english/direct/?q=podcast
15. Oxford English Dictionary [Электронный ресурс] URL:// https://www.oed.com/viewdictionaryentry/Entry/273003
16. Cambridge Dictionary [Электронный ресурс] URL:// https://dictionary.cambridge.org/ru/словаь/английский/podcast
17. Мусина А.А., Шкилев Р.Е. Преимущества в использовании подкастов при обучении английскому языку учащихся старших классов // Педагогика. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2019. Том 4. Выпуск 1. С.29-32.
18. Сайт www.list-english.ru [Электронный ресурс] URL:// http://www.listenglish.ru/podcast.html
19. Сапух Т.В. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции // Азимут научных исследований. Педагогика и психология. 2016. Т. 5 - № 3 (16). С.150-153.
20. Стройков С.А., Мазина А.А., Стройкова М.Д. Формирование навыков аудирования на уроках иностранного языка в средней школе посредством подкастов и видеокастов // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: материалы четырнадцатой международной научно-практиечской конференции. Самара: СГСПУ, 2019. С.237-243.