Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема обучения детей-мигрантов является относительно новой в отечественной педагогике. Изучение данной проблемы занимались такие ученые как Е.В. Бондаревская, И.В. Бабенко, О.В. Гукаленко, Л.М. Сухорукова и другие, внесшие большой вклад в развитие миграционной педагогике в России.
Одна из главнейших основ развития миграционной педагогики – этнологическая. Базовыми идеями этнологической основы миграционной педагогики являются: признание этнических и культурных особенностей и ценностей детей-мигрантов и их семей; идеи социальной направленности образования для всех членов общества; соотнесенность национальных образовательных систем с идеями толерантности, непрерывного и доступного образования для всех.
Важнейшей проблемой адаптационного образования является сохранение этнокультуры детей-мигрантов через систему образования, что связано с тем, что образование – один из наиболее очевидных показателей уровня культуры людей и, конечно, не только оно расширяет диапазоны культурных представлений и способствует преодолению предубеждений. Адаптация к иной этнокультурной среде – безусловно, сложный процесс для всех участников обучения (педагогов, школьной администрации, детей-мигрантов и их родителей), требующий грамотного подхода на каждой ступени обучения и адаптации детей-мигрантов в новой среде. Данная характеристика миграционной педагогики актуализирует проблему обучения детей-мигрантов разных возрастов, обуславливающих личностные и поведенческие особенность обучающихся.
Говоря о проблеме обучения детей-мигрантов, важно понимать, что адаптивные отношения будут успешными при овладении национально-культурных ценностей принимаемой страны. Кроме того, следует отметить, что культура может одновременно выступать как средством сплочения, так и средством разобщения, а освоение национальной культуры происходит в процессе социализации, аккультурации и ассимиляции.
Объект исследования – процесс обучения детей-мигрантов.
Предмет исследования – особенности процесса обучения детей-мигрантов.
Цель работы – разработка упражнений по оптимизации наглядно-образного и словесно-логического мышления детей с ОВЗ.
Задачи исследования:
1) проанализировать научную литературу по проблеме развития миграционной педагогики;
2) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме специфики процесса обучения детей-мигрантов;
3) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме процесса обучения детей-мигрантов на разных возрастных этапах.
Глава 1. Миграционная педагогика
1.1. Этнологические основы современной теории миграционной педагогики
Говоря об этнологических основаниях современной теории миграционной педагогики, прежде всего необходимо подчеркнуть, что усвоение национальных культурно-исторических ценностей включает в себя осознание межкультурной гармонии, то есть требует раскрытия культурных достижений других народы и их господство. Это предполагает формирование культуры межнационального общения и является показателем отношений и цивилизованности общества.
Культура – это всегда проекция собеседника в иную культурную среду. Однако, говоря о культуре мигрантов, важно понимать, что она развивается на грани культур, когда одна актуализируется в ответ на вопрос другой, существующей только во взаимодействии друг с другом.
О.В. Гукаленко понимает под миграционной педагогикой комплексное направление современной педагогики, изучающее процесс адаптации детей-мигрантов и их семей в инокультурном пространстве [3].
Мигранты обладают рядом характеристик, которые неизбежно сталкиваются с окружающей средой, в которую они погружены. Таким образом, мигранты приносят с собой особую культуру, чаще всего воспринимаемую в обществе как чуждую. Первые попытки решения образовательных и социальных проблем детей-мигрантов привели общество большинства европейских стран, а затем и государство к осознанию феномена поликультурного общества. Пока правительства озабочены правовой стороной проблемы: принимаются законы о государственном языке и языках народов, населяющих страну, о гражданстве и т. д., педагогическое сообщество также пытается найти адекватный ответ на проблемы, вызванные миграцией.
Одной из основных основ развития миграционной педагогики является разработка учебных курсов, отвечающих этнокультурным характеристикам (традициям и обычаям). Для таких курсов характерна реализация основных идей этнопедагогики в сочетании с поликультурализмом: признание этнокультурных особенностей и ценностей детей-мигрантов и их семей; идеи социальной направленности образования для всех членов общества; соотнесение национальной образовательной и континентальной научно-образовательной систем с идеями толерантности, непрерывного образования, доступности образования и социально-педагогической помощи мигрантам.
Особая ценность осуществления межкультурного воспитания в детском возрасте обусловлена сенситивным периодом развития ребенка, то есть временем, когда знания и умения формируются и закрепляются высокими темпами. Этот период важно использовать для формирования позитивных установок и развития межкультурной компетенции.
В настоящее время всем известно, что классы современных школ далеко не однородны по составу: дети различаются по языковому, религиозному, мировоззренческому и по многим параметрам. За одной партой могут находиться коренной житель и ребенок-мигрант, принадлежащий к другой этнической группе. Не забывайте, что каждый ученик имеет свою неповторимую структуру личности, несущую отпечаток той культуры, в которой он воспитывался и рос.
Межкультурное образование постоянно критикуют за подчеркивание культурных различий, что невольно ведет к усилению дискриминации. Большинство исследователей подчеркивают здоровьесберегающую функцию культуры для развития личности ребенка. Одним из важнейших адаптационных механизмов, присущих только человеку, является этноидентичность. Наиболее «здоровой» с этой точки зрения является интеграция ребенка в новую культуру (культуру большинства) при сохранении тесной связи с родной. Это приводит к взаимообогащению культур и формированию нового типа культурных ценностей, расширяет репертуар поведения человека, делает психику более устойчивой [4].
Дети, отличающиеся от большинства внешностью, языком, религией, первыми испытывают враждебное отношение к иностранцам. Неуверенность в себе, неумение отстаивать свою точку зрения, незнание других культур, порождающее страх, дискомфорт, в совокупности составляют причины нетерпимого отношения детей к культурным различиям других национальностей.
Особенности межэтнического восприятия определяются возрастными и социальными условиями развития. Таким образом, дети до 6 лет имеют довольно смутное представление о своей национальности. И если дошкольники и младшие школьники в большинстве своем остаются непредубежденными, то примерно с 9 лет эмоциональные предпочтения перерастают в устойчивые стереотипы, изменить которые с каждым годом становится все труднее. С другой стороны, дети, вынужденные жить в ситуации этнической напряженности, в зонах межэтнических и межрелигиозных конфликтов, очень рано осознают свою этническую принадлежность и становятся особенно чувствительными к усвоению как положительных, так и отрицательных национальных стереотипов [8].
Межкультурное образование ориентируется на универсальные права человека: признание равенства всех людей и рассмотрение человеческого достоинства как неприкосновенного. Осознанная необходимость воспитания детей с уважением к культурным различиям требует от общества и государства особых усилий по внедрению такой педагогики в жизнь каждого детского сада, школы и семьи.
В настоящее время наиболее актуальной является теория поликультурного образования, поддерживающая идею единого глобального образовательного пространства. Мировое образование представляет собой систему институтов, обеспечивающих организацию процесса познания с учетом ведущих тенденций передачи опыта и развития личности, присущих каждой эпохе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адаптация детей мигрантов в школе / авт. Коллектив: Е.Л. Омельченко, Ю.В. Андреева, Е.Л. Лукьянова, Г.А. Сабирова, Я.Н. Крупец. – Ульяновск: изд-во Ульяновского госуниверситета, 2010.
2. Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы / Е.В. Бондаревская. - Ростов н/Д, 1997. - С. 67.
3. Гукаленко, О. В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве:дис. д-ра пед. наук / О. В. Гукаленко. – Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. гос. пед. ин-та, 2000.
4. Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. - М.: Народное образование, 1999.
5. Засыпкин, В.П., Зборовский, Г.Е., Шуклина, Е.А. Актуальные проблемы обучения детей мигрантов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2012. №2.
6. Засыпкин, В.П., Зборовский, Г.Е., Шуклина, Е.А. Проблемы обучения и социальной адаптации детей мигрантов в цифрах и диалогах: моногр. [Текст]. Ханты-Мансийск: изд. дом «Новости Югры», 2012.
7. Зборовский, Г.Е. Теория социальной общности: моногр. [Текст]. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2009.
8. Лебедева, Н. М. Социальная психология этнических миграций / Н. М. Лебедева. - М.: ИЭА РАН, 1993.
9. Cлаcтенин В.А., Каширин В.П. Пcихология и педагогика: Учеб.поcобие для cтуд. Выcш. Пед. учеб. заведений. М.: Издательcкий центр «Академия», 2001.
10. Cловарь по cоциальной педагогике: Учеб. поcобие для cтуд. выcш, пед, учеб. заведений / Авт.-cоcт. Л.В. Мардахаев. М.: Издательcкий центр «Академия», 2002. – 368 c. Международный Научный Институт "Educatio" VI (13)
11. Супрунова Л.Л. Поликультурное образование в современной России: поиск стратегии / Magister. - 2000. - №3. - С. 77-81.