Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Семья – это первый и самый важный институт социализации. О значении семьи в обучении и воспитании ребенка писали многие зарубежные и отечественные педагоги: Я.А. Коменского, Ш.А. Амонашвили, А. С. Макаренко, А.Ю. Корчака, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, и многих других. Ребенок рождается в семье, именно здесь начинается его «включение в социальную жизнь», происходит формирование черт характера, усвоение важнейших ценностей и норм поведения.
В дальнейшем социализация происходит в учреждениях системы образования, в частности, дошкольных образовательных организациях. Несмотря на то, что воспитатели дошкольных учреждений становятся важнейшими агентами социализации детей, профессионально занимаясь их воспитанием и обучением, родители продолжают играть важную роль в жизни детей. При этом именно родители и их заместители в соответствии с национальным законодательством (Закон «Об образовании в Российской Федерации», «Семейный кодекс») несут ответственность за воспитание и обучение детей.
Сегодня дошкольное образовательное учреждение рассматривается не только как организация, предоставляющая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями в своей области, но и как открытая образовательная система. Выстраивая отношения с семьей, дошкольная образовательная организация создает условия для полноценного процесса социализации дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка с помощью детского сада, дошкольник будет развиваться социально и как личность.
Процесс социализации определяется индивидуальными особенностями ребенка, а также возрастными особенностями течения психических процессов и особенностями внешних воздействий. Эти особенности были выявлены в исследованиях В. В. Давыдовой, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна.
Детский сад и семья и, выполняя свои частные функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать для всестороннего развития ребенка.
Анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сформировались предпосылки для решения проблемы социализации личности дошкольника: раскрыты понятия, дана характеристика агентов, институтов и факторов социализации, но не все программы, используемые в практика обращают внимание на проблему успешной и разносторонней социализации личности ребенка в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
В связи с этим возникает противоречие между необходимостью обеспечения полноценного процесса социализации личности дошкольника и невозможностью достижения желаемого качества без сотрудничества семьи и воспитателя детского сада. В связи с этим дошкольные образовательные организации должны поддерживать тесную связь с семьями воспитанников, воспитатели детских садов должны находить и практиковать эффективные методы и формы работы с родителями воспитанников. Только в этом случае обучение и воспитание, соответственно, социализация детей будут успешными. На важность этой деятельности указывают и такие документы, как ФГОС ДОО, Профессиональный стандарт педагога, Стратегия развития образования в Российской Федерации и др. Все это свидетельствует об актуальности проблемы организовать конструктивное взаимодействие дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников.
Проблема взаимодействия родителей дошкольников и воспитателя как условие успешной социализации воспитанников встречается довольно часто.
По мнению многих исследователей (З. С. Матейчик, И. В. Гребенников, В. С. Мухин, С. Ю. Мещерякова и др.), семья как разновидность общности людей, как социальный институт воздействует на все стороны общественной жизни, все социальные процессы прямо или косвенно связанные с ним. Они считают, что процесс социализации детей начинается не в дошкольном образовательном учреждении, а на этапе раннего детства в семье. Ошибки и просчеты в воспитании в самом раннем возрасте могут быть непоправимы и в дальнейшем проявляться в асоциальном поведении ребенка, в трудностях его адаптации, в различных отклонениях в развитии личности. Поэтому в обществе нет такого института, который мог бы заменить семью в ее функции начальной социализации детей.
Таким образом, возникает проблема исследования - каковы методы и формы конструктивного взаимодействия воспитателя и родителей дошкольников как условие успешной социализации учащихся.
Объект исследования: взаимодействие педагогов ДОО и семей воспитанников.
Предмет исследования: формы и методы взаимодействия воспитателя с родителями детей дошкольного возраста как условия успешной социализации воспитанников.
Цель исследования: Сформирование представления о взаимодействие воспитателя с родителями по вопросам социального развития
Задачи:
- выявить особенности социализации детей дошкольного возраста;
- охарактеризовать современные формы и методы взаимодействия воспитателей дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников как условия успешной социализации воспитанников;
- провести анализ работы воспитателя ДОО с семьями воспитанников;
- разработать комплекс мероприятий по реализации взаимодействия воспитателя ДОО с семьями детей дошкольного возраста как условия успешной социализации воспитанников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез литературы по теме исследования;
- эмпирические: анкетный опрос, тестирование; статистические методы, предполагающие качественный и количественный анализ данных.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложение.
Глава 1. Социализация детей дошкольного возраста
1.1 Особенности социализации детей дошкольного возраста
Социализация личности представляет собой процесс, длящийся практически всю жизнь и заключающийся в воздействии общества на личность и формировании реакции личности на эти воздействия с целью приспособления к социальным условиям, эмоциональным и психологическим аспектам жизни в обществе и по возможности успешно там функционировать. И именно в детстве происходят наиболее важные и продуктивные моменты этого процесса [1].
От его успешности зависит, правильно ли человек поймет свою роль и способности, правильно ли идентифицирует себя, каковы его шансы устроить свою профессиональную и личную жизнь и вообще быть счастливым. Поскольку людям суждено жить в обществе, важно, чтобы они максимально к нему приспособились. Это вопрос не столько видимого успеха в жизни, сколько личного выживания.
Социализация дошкольников является основой успешного вхождения подрастающего поколения в будущую жизнь, в учебные заведения, в школу, на работу и в личные отношения. В этом возрасте закладываются ценнейшие коммуникативные навыки и основы понимания собственного места в жизни и обществе. Дети усваивают образцы и нормы поведения, понятия о ценностях, соответствующие тому обществу, в котором они растут. Устанавливается связь между основными сферами существования детей и их психикой, что также влияет на развитие психики.
Проблема социального развития дошкольников относится к числу актуальных социальных и психолого-педагогических проблем, решение которых касается требований образования и общества в целом.
В современных условиях социально-экономических изменений перед образованием стоят задачи не только дать дошкольникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным направлениям развития, но и сформировать готовую личность к существованию в современном обществе, к достигать целей, налаживать эффективные коммуникации и решать повседневные задачи.
Процесс социализации начинается буквально с первых месяцев жизни ребенка, когда малыш начинает отличать воспитателей от неодушевленных предметов, чужих от родных, тянется к заинтересовавшемуся предмету, повышает голос не только от дискомфорта, но и желая привлекать внимание, реагируя на мимику и жесты близких людей.
Недостаток социализации приводит к самым разнообразным негативным последствиям для личности, которые тем труднее преодолеть, чем больше они были упущены на ранних этапах развития. Это сказывается не только на недостаточной информированности детей о правильности поведения, но и грозит неправильным направлением развития личности, проблемами в эмоциональной сфере. Психика ребенка достаточно пластична, чтобы компенсировать некоторые недостатки своевременного прохождения этапов вхождения в общество, но на нее нельзя полностью полагаться. Каждый ребенок имеет свои личностные возможности и способности, и не стоит рисковать тем, что ребенок сам может не справиться с некоторыми трудностями в этом процессе.
Как уже говорилось, начало социализации личности приходится на первый год жизни, когда ребенок приучается быть частью семьи - малого общества, в котором проходит большая часть его существования. Развитие ребенка как члена общества можно условно разделить на несколько этапов:
Ранний возраст. Дети до 1,5 лет узнают основную информацию об окружающем мире, особенно о возможности взаимоотношений; приобрести первые навыки общения с близкими людьми [2].
В возрасте от полутора до примерно трех лет малышам необходимо общение со сверстниками. В этот период закладываются первые навыки существования в коллективе, умение хотя бы минимально взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, а не быть только объектом заботы старших.
Это очень важное время для развития коммуникативных навыков и умения взаимодействовать в группе, поэтому детям, лишенным возможности ходить в детский сад, все же необходимо чаще встречаться с детьми сверстников для игры и развития коммуникативных навыков (различные развивающие кружки для дошкольников – хорошая альтернатива детскому саду). Находясь в обществе детей намного старше их самих, ребенок может либо снова быть лишь объектом заботы, либо быть удален из общества старшими, не заинтересованными в общении с ним, однако и эта ситуация влияет на формирование личности как часть общества.
С этого момента воспитатели и вспомогательный персонал в дошкольных учреждениях оказывают значительное влияние на социальный опыт ребенка.
Именно в первые три-три с половиной года зарождаются мотивы и первичное отношение ребенка как личности к окружающим его людям. Основными агентами, влияющими на социализацию ребенка в это время, являются его ближайшие родственники или другие лица, ухаживающие за ним, а также детский коллектив, если ребенок регулярно посещает детский сад, детскую площадку, развивающий центр и т. д.
Средний и старший дошкольный возраст. Ребенок более полно и активно взаимодействует с окружающими, используя для этого ранее приобретенные коммуникативные и речевые навыки. Получает более серьезные навыки общения с незнакомыми людьми, малознакомыми взрослыми, вырабатывает личностные гендерные (половые) характеристики, усваивает представления о гендерных и социальных ролях, характерных для окружающей культуры.
В этот период актуализируются ролевые игры, помогающие детям усвоить роли и нормы поведения, освоить сценарии поведения в различных ситуациях: послушание, забота, конфликты и их разрешение, любовь и дружба, творчество, совместная деятельность и др. Дети «проигрывают» ситуации, как они их видят, узнают о правах и обязанностях, что также является необходимым аспектом социализации.
Очень трудно переоценить значение роли семьи в этом процессе. Семейная жизнь, отношения внутри нее, отношение взрослых к детям (в том числе и к другим детям, если они есть), отношение к незнакомым людям, проявляемое старшими, - из всего этого складывается понятие о правильных нормах поведения и взаимоотношений ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
2. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. — М., 1978– 127с.
3. Габова, М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений: учебное пособие для вузов / М. А. Габова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 151 с.
4. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 254 с.
5. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.
6. Григорян Э. Г. Психолого-педагогические особенности внимания детей дошкольного возраста. — М.: Сфера, 2020. — 112 с.
7. Завьялова, Т. П. Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей. Туризм в детском саду: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Завьялова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 228 с.
8. Зацепина, М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении : учебное пособие для вузов / М. Б. Зацепина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 149 с.
9. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 112 с.
10. Козлова, С. А. Педагогика предметной деятельности детей раннего и дошкольного возраста / С. А. Козлова, А. Ш. Шахманова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2020. – № 2. – С. 4-9.
11. Крежевских, О. В. Организация предметно-развивающей среды ДОУ: учебное пособие для среднего профессионального образования / О. В. Крежевских. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 165 с.
12. Курочкина, И. Н. Этикет. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебное пособие для среднего профессионального образования / И. Н. Курочкина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 134 с
13. Смирнова, Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 121 с.
14. Спиренкова, Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования / Н. Г. Спиренкова, М. С. Засурцева // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2013. – № 5. – С. 11–17. – ISSN 2223-7003.
15. Панова О. В. Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №38. — С. 116-118.
16. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под ред. О. В. Хухлаевой. — М.: Юрайт, 2019. — 367 с.
17. Юревич С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими): учеб. пособие для СПО / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под ред. С. Н. Юревич. — М.: Юрайт, 2019. — 181 с.
18. Яппарова, Гульфия Развитие социальной компетентности дошкольников в поликультурной среде: моногр. / Гульфия Яппарова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 176 c.