Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе в российском обществе происходят серьёзные экономические перемены. При этом происходит активная цифровизация экономики, что сопряжено с появлением новых финансово-экономических понятий. В данных условиях важно, чтобы уже с дошкольного детства осуществлялось правильное усвоение актуальных финансово-экономических понятий. Помимо этого, у детей данной возрастной категории уже начинает своё формирование экономическая картина мира, и она во многом зависит от того, насколько у них сформированы основные экономические компетенции.
Эффективная работа в ДОУ, направленная на формирование финансовой грамотности дошкольников, является важным компонентом развивающей деятельности. В связи с высокой значимостью работы в данном направлении важно повышать её результативность в соответствии с общественными тенденциями. Соответственно, современный этап формирования финансовой грамотности дошкольников требует новых подходов и средств.
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.
Под формированием финансовой грамотности детей дошкольного возраста понимается педагогический процесс, направленный на формирование нравственно-экономических качеств личности - бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости, а также усвоение знаний об экономической жизни людей, ориентированных на ценностные установки [7, с. 43].
В настоящее время нет общей программы для реализации образовательного процесса по финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации (в дальнейшем ДОО). Так цели, задачи, содержание работы по формированию финансовой грамотности с детьми нашли отражение в примерных вариативных образовательных программах «Детство», «Успех», «От рождения до школы», «Истоки» и др. Существуют парциальные программы «Тропинка в экономику», «Дошкольник и экономика» (автор А. Д. Шатова), «Дошкольник в мире экономики» (автор Т. П. Епанешникова), «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику» (автор А. А. Смоленцева), «Экономика для малышей» (автор А. Ю. Селезнева), «Экономическое воспитание детей в семье» (И. А. Сасова) [51,с.69]. Именно эти программы формируют необходимый эмпирический опыт, дают базовые знания и компетенции в экономике.
Именно специализированные программы по экономическому воспитанию формируют финансовое мышление, учат уважать труд и производство, дают понимание что такое «бизнес», «реклама», учат бережливости и правильному ведению семейного бюджета, рассчитывать на свои возможности, вести расход карманных денег, не тратить их на ненужные вещи, не завидовать приобретениям сверстников.
Несмотря на большой интерес педагогов и психологов к проблеме финансовой грамотности дошкольников, данный вопрос остаётся открытым в части организации специальных педагогических условий для формирования компетенций финансового развития у дошкольников. Изучение и анализ литературы по данному вопросу показал, что существует ряд противоречий в проблеме воспитания финансовой грамотности дошкольников:
- между характеристикой существующей образовательной среды дошкольной организации и необходимостью определения организационно-педагогических условий воспитания финансовой грамотности дошкольников;
- между необходимостью воспитания экономически грамотного подрастающего поколения и недостаточностью учебно-методического обеспечения этого процесса в дошкольной ОО.
Эти противоречия выявили проблему исследования: проанализировать возможности проектной деятельности для формирования финансовой грамотности дошкольников.
Объект исследования – финансовая грамотность дошкольников.
Предмет исследования – использование проектной технологии для формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически изучить особенности формирования финансовой грамотности у детей и разработать проект формирования финансовой грамотности дошкольников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие финансовой грамотности дошкольников
2. Охарактеризовать основные компоненты финансовой грамотности дошкольников
3. Провести эмпирическое исследование финансовой грамотности дошкольников
4. Интерпретировать полученные результаты
5. Разработать методические рекомендации, направленные на формирование финансовой грамотности дошкольников.
Основные методы исследования: анализ учебной, периодической, методической, педагогической литературы по теме исследования, анкетирование, беседы, наблюдение.
Структура работы. Работа состоит из введения, содержания, двух глав, заключения, списка литературных источников.
ГЛАВА 1 Теоретические основы финансовой грамотности дошкольников
1.1. Понятие финансовой грамотности у детей дошкольного возраста и её составляющие
В современном обществе тема финансовой грамотности и экономического воспитания дошкольников крайне актуальна. Программы финансовой грамотности имеют большую популярность в ДОО, но нет единой научно-методологической базы, предоставляющей данные по организации педагогических условий и формированию необходимых компетенций у дошкольников. Необходимо создать модель организации педагогических условий, разрабатывать методики работы для формирования предпосылок финансовой грамотности.
Если бы просвещение в этой области начиналось с детства, то люди были бы финансово подкованы, понимали бы в полной мере как правильно распоряжаться своими деньгами: как их копить, хранить и рационально использовать.
Исторический экскурс в педагогическую литературу показал, что советская дошкольная педагогика рассматривает финансовую грамотность детей в контексте их трудового воспитания. Подтверждение - работы многих ученых, вот только часть имен: Л.И. Сайгушева, Д.В. Сергеева, И.В. Житко, С.И. Теплюк, Р.С. Буре и другие. Все они проблематику финансового дошкольного воспитания включают в изучение основных аспектов воспитания трудового [5, с.130].
Рассмотрение и трактовка понятия «финансовая грамотность» А.Р. Аблитаровой следующее: «финансовая грамотность – это большая группа, которая включает в себя: регулярное направленное влияние общества на человека, а также процесс становления каждого члена общества как хозяина» [1, с. 67].
И.Б. Бичева предлагает рассматривать финансовую грамотность в тесной связке с другим понятием - экономическое образование. Также автор уверен, что не будет ошибкой изучение понятия как начала и завершения сложного процесса - экономической подготовки [5, с.24]. «Экономическим воспитанием» в трудах Л.Р. Болотиной называется системный подход, объединяющий идею введения в образовательный процесс грамотно организованной педагогической работы, тщательно продуманной концепции, нацеленной на развитие у подрастающего поколения экономических познаний деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ped-kopilka.ru
2. Аблитарова, А.Р., Саганджиева, Э.Ш. Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании: Учебное пособие [Текст]: / А.Р. Аблитарова, – Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. – 36-39 с.
3. Антонова, Ю.А. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. /ЮА. Антонова – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.
4. Арутюнян Н.В. «Изучение экономических понятий с дошкольниками» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://go.mail.ru/redir
5. Бичева И.Б., Проектирование профессиональнометодической подготовки педагогов к реализации задач экономического дошкольного образования [Текст]: / И.Б. Бичева // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. – 2020. – № 2 (34). – 227–239с.
6. Бичева, И.Б. Особенности формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: / И.Б. Бичева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №64–4. – 24–27 с.
7. Болотина, Л.Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО [Текст]: / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 218 с.
8. Бурина, Е.А. Особенности современной российской семьи в условиях социально-исторических изменений института родительства [Текст]: / Е.А. Бурина // Вестник Мининского университета. – 2020. – Т. 8. – № 1. – 6 с.
9. Галкина, Л.Н. Готовность педагогов ДОУ к осуществлению экономического образования детей дошкольного возраста [Текст]: / Л.Н. Галкина // Образование и наука в XXI веке. – София, 2013. – Т. 7. – 51-57с.
10. Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста [Текст]: /Л.Н. Галкина. Учебно-методическое пособие, – Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет,2015. – 89 с.
11. Герасименко, С.В. др. Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей». [Текст]: / С.В. Герасименко. – Волгоград, 2015. – 186 с.
12. Ермалаева Т.В. Методика проведения мониторинга по экономическому воспитанию старших дошкольников [Электронный ресурс]. – 05.11.2018. Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai
13. Жуйкова Т.П. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [Текст]: / Т.П. Жуйкова // Молодой ученый. – 2016. – №3. – 821-823 с.
14. Кривовицына, М.М. Формирование экономического воспитания дошкольников посредством игры [Текст]: / М.М. Кривовицына. – Череповец: Череповецкий государственный университет, 2016. – 122 с.
15. Стахович, Л.В. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников [Текст]:/ Л.В. Стахович. – М.: Вита-Пресс, 2019.- 67с.