Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Устойчивые тенденции глобализации мирового хозяйства и доминирование открытых экономических систем определяют возрастающую роль международной экономической интеграции в современном мире, которая представляет собой многоуровневую систему реализации мирохозяйственных связей между экономическими субъектами различной государственной принадлежности. Осуществление интеграционных тенденций происходит как на уровне отдельных фирм, так и на уровне государства.
В свою очередь, современные тенденции интернационализации и глобализации товарных рынков, расширение международной производственной кооперации влекут за собой необходимость гармонизации и унификации процедур международной торговли. Основным и наиболее эффективным инструментом реализации таких процессов является таможенная система, основным компонентом которой является таможенное администрирование.
Государства — члены ЕАЭС как часть мировой экономики не остались в стороне от этих преобразований и актуальных трендов. В Договоре о Евразийском экономическом союзе, подписанном 29 мая 2014 г., определены основные принципы, цели и задачи сотрудничества государств-членов. Спустя полтора года президенты государств-членов согласовали векторы экономического развития ЕАЭС до 2030 года. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. № 28 были утверждены Основные направления экономического развития ЕАЭС.
Основные направления экономического развития ЕАЭС — стратегический документ, в котором определены направления экономического развития государств-членов в рамках ЕАЭС, основанные на имеющихся ресурсах и объективных возможностях их совместного эффективного использования. Документ стал результатом осмысления опыта успешных интеграционных объединений, национальных стратегий и планов развития государств-членов, уроков кризиса, текущей региональной и мировой ситуации, перспектив развития действующих стран-лидеров, их потенциальных конкурентов, позиций бизнес-сообщества и экспертных кругов.
При всей турбулентности и неопределенности, которые существуют сегодня в мировой экономике, определение основных направлений координации экономических политик выглядит крайне важным и своевременным. По сути дела, этот документ фиксирует собой возможность построения национальных экономических стратегий на совместной площадке, чтобы обеспечить взаимодействие, выверку позиций, предсказуемость и устойчивость в развитии наших стран.
В России система комплаенс-контроля не имеет столь широкое распространение в экономическом пространстве. Популяризация данной системы в настоящее время отражено в банковской сфере. Поэтому необходимо распространение и внедрение системы комплаенс на российский рынок экономических субъектов, тем самым осуществлять содействие развитию процессов упрощения и гармонизации процедур во внешней торговле, тем самым обеспечивать условия для совершенствования таможенного администрирования.
Актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью применения и внедрения неиспользованных резервов таможенного администрирования – системы комплаенс на основе опыта стран Европейского союза, которая приведет к совершенствованию процессов таможенного администрирования и эффективному его действию в рамках международной торговли.
Объектом курсовой работы является нормативно-правовые, организационные и технологические аспекты применения комплаенса в ЕАЭС.
Предмет курсовой работы – перспективы и возможные барьеры применения экспортного комплаенса в ЕАЭС и в том числе в российском таможенном администрирования.
Цель курсовой работы – изучить особенности применения экспортного комплаенса в ЕАЭС.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
раскрыть понятие и рассмотреть историю развития в мировой практике комплаенса;
выявить функции и область применения системы комплаенс-контроля в европейской таможенной практике и ВЭД ЕАЭС;
проанализировать применения технологий экспортного комплаенса в сфере ВЭД ЕАЭС;
изучить систему таможенного комплаенса как способ категорирования участников ВЭД ЕАЭС;
исследовать система таможенного комплаенса как способ развития института УЭО и получения статуса УЭО.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников.
1. Таможенный комплаенс в системе таможенного администрирования в европейской практике
1.1. Понятие и история развития в мировой практике комплаенса
Термин «комплаенс» заимствован из английского языка, compliance – согласие, соответствие, от глагола to comply – соответствовать) и характеризует действие в соответствии с запросом или указанием, в настоящее время является направлением профессиональной деятельности. В Оксфордском словаре английского языка дается следующее определение данного понятия: «действие в соответствии с запросом или указанием; повиновение».
Согласно определению International Compliance Association (Международная Комплаенс Ассоциация) «комплаенс – это обеспечениесоответствия деятельности установленным требованиям и стандартам». По определению, данному Ю.Бондаренко, комплаенс – это «неотъемлемая часть корпоративной культуры компании, при которой выполнение каждым сотрудником своих должностных обязанностей, включая принятие решений на всех уровнях, должно соответствовать стандартам законности и добросовестности, установленным компанией для ведения своей деятельности».
Эксперт мирового банка Д.В. Малыхин в своей работе «Особенности организации комплаенс-контроля в российских банках», определяет «комплаенс» как «способность действовать в соответствии с инструкциями, правилами и специальными требованиями».
Очень часто «комплаенс» рассматривают как составную часть функции внутреннего контроля, которая направлена на «защиту интересов инвесторов, банков и их клиентов с помощью контроля над соблюдением сотрудниками банка положений действующего законодательства, требований надзорных органов, а также документов, определяющих внутреннюю политику и процедуры банка (комплаенс)».
Заключение
В результате проведенного анализа были достигнуты поставленные цель и задачи, а также была установлена значимость системы комплаенс в рамках таможенного администрирования в ЕАЭС
В настоящее время с целью упрощения таможенных процедур и повышения эффективности таможенного администрирования происходит слияние и заимствование технологий из других сфер – менеджмента, математического моделирования, финансово-банковского дела и др. Однако, в основе всех технологий лежит базовые принцип Киотской конвенции «…максимальное практическое использование информационных технологий».
Во первой главе были решены задачи, связанные с определением понятия «комплаенс», предпосылки его развития, внедрения и применения в практике ВЭД в рамках таможенного европейского администрирования. Таким образом, комплаенс-контроль, получивший свое распространение изначально в финансовой сфере, в настоящее время широко распространен и в других сферах экономической деятельности. Актуальность применения комплаенс-контроля обуславливается его надежностью в снижении, предотвращении и выявлении рисков, которые могут нанести ущерб деятельности.
Кроме того, комплаенс-контроль позволит облегчить взаимодействие с внутренними и международными контрагентами. Это связано, прежде всего, с тем, что при формировании партнерских отношений встречаются требования об обязательном наличие внутрифирменных локальных стандартов по организации комплаенс-контроля, соответствующего ведущим мировым стандартам. Разработка и внедрение основополагающих принципов комплаенс-контроля призваны обеспечить содействие осуществлению принципа справедливости в партнёрских отношениях; выявить, минимизировать и устранить возникшие риски, тем самым повлиять на успешную деятельность и целостность самого экономического субъекта, что благоприятно сказывается на повышении эффективности деятельности в целом. Статус законопослушного экономического субъекта получил широкое распространение в сфере внешнеэкономической деятельности, а также в таможенной практике.
В результате анализа были определены основные функции комплаенс-контроля:
Идентификация – выявления рисков, с которыми организация сталкивается или может столкнуться.
Предотвращение. Данная функция заключается в разработке и реализации контроля от возможных рисков.
Мониторинг и выявление рисков организации.
Резолюция. Функция направлена на решение выявленных рисков и разработка мероприятий по решению потенциальных рисков.
Консультирование.
Более того, в рамках курсовой было выявлено, что в настоящее время наблюдается динамичный рост в международном сотрудничестве в области комплаенс-стандартов, поэтому в ближайшее время внешняя среда обретет образ законопослушных и добропорядочных экономических субъектов. В результате, появляется необходимость выработки общих правил и стандартов, которые являются основным ориентиром к экономической интеграции, упрощению и гармонизации таможенных процедур и совершенствовании таможенного администрирования.
Во второй главе были проанализированы механизмы упрощения таможенных процедур, в частности, и совершенствования всей системы таможенного администрирования, в целом: категорирование участников ВЭД, институт уполномоченного экономического оператора и система управления рисками. Данные механизмы будут активно развиваться в результате внедрения системы таможенного комплаенса в сферу ВЭД. Каждый инструмент является предшествующим этапом развития следующего инструмента, таким образом, СУР будет оптимизирована в том случае, если будет налажен изначально механизм категорирования участников ВЭД, будет введен и эффективен институт УЭО.
Таким образом, система комплаенс в сфере ВЭД ЕАЭС является не только преимуществом для самого участника ВЭД, но она и актуальна для совершенствования системы таможенного администрирования, путем ее тесного взаимодействия с основными инструментами упрощения и гармонизации таможенных процедур. Соответствие участником ВЭД законодательству и требованиям влечет за собой эффективное развитие системы категорирования участников, института УЭО и системы управления рисками.
Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что система комплаенс-контроля в сфере ВЭД является не только преимуществом для самого участника ВЭД, но она и актуальна для совершенствования системы таможенного администрирования, путем ее тесного взаимодействия с основными инструментами упрощения и гармонизации таможенных процедур. Соответствие участником ВЭД законодательству и требованиям влечет за собой эффективное развитие системы категорирования участников, института УЭО и системы управления рисками.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Таможенный кодекс Таможенного союза: решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 нояб. 2009 г. №17 (в ред. от 10 октяб. 2014 г.).
2. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2014.
3. Ахуньянова Ч.Ф Ермакова Н.А. Комплаенс-контроль в концепции устойчивого развития корпораций. // Международный бухгалтерский учет. – 2014. – № 3 (297). С. 1-10
4. Боброва О.Г. Таможенный контроль и процедуры комплаенс участника ВЭД. Таможенные чтения – 2014. – СПб.: Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал РТА, 2014. – C. 29-35.
5. Бородин А.Г. Процесс внедрения системы комплаенс в корпоративное управление. // Современные корпоративные стратегии и технологии в россии. Сборник научных статей : в 3-х частях. Фин. ун-т при Правительстве Рос. Федерации (Фин. ун-т); [науч. ред. И. Ю. Беляева]. Москва, 2015. С. 44-49.
6. Бортников Г.П. Комплаенс-риск (риск несоблюдения): международные стандарты и их применимость в странах СНГ [Электронный ресурс]. URL: http://www. iiaru.ru/public/zarsmi/bortnikov
7. Дубов Д.А., Астраханцева И.А. Предпосылки и история возникновения комплаенс-контроля в России. // Проблемы экономики, финансов и управления производством. – 2015. – №36. С. 19-22
8. Ермакова Н.А., Ахуньянова Ч.Ф. Комплаенс-контроль в системе внутреннего контроля корпораций.// Международный бухгалтерский учет. 2014. № 3. С. 2-10.
9. Керимов В.Э. Организация управления рисками на основе системы «комплаенс-контроля.// Экономика и управление: проблемы, решения. № 3 (27), с. 42-46
10. Крупышев Д.А. Управление комплаенс рисками в российском банке. Конкурентные преимущества системного подхода.// Legal Insight . – 2011. – №2. С.22–27
11. Новиков А.Б. Концепция «сервисной таможни» в системе административной реформы в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2006. № 10.
12. Орлова М.Г. Концепция образовательного комплаенса вуза // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. – № 22. – С. 229-232.
13. Орлова М.Г. Репутационный комплаенс как коммуникационный механизм антикризисного управления бизнес-процессами. // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 24-2. С. 115-119.
14. Пустовалова Е.Ю. Инструменты обеспечения контроля за соблюдением корпоративных стандартов: роль и место программ compliance. – 2011.
15. Рогачевский А.Л. О практике внедрения комплаенс-процедур хозяйствующим субъектом. // Актуальные вопросы развития конкурентной политики, совершенствования правоприменительной практики пресечения недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы. Материалы Международной научно-практической конференции. Федеральная антимонопольная служба; Воронежский государственный университет. 2015. С. 54-58.
16. Степанова К.А. Роль и функции системы комплаенс в орагнизации, в условиях неоднозначности интерпретации. // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 3-1 (67). С. 164-166.
17. Шалимова М.А. Современные тенденции развития комплаенс-контроля в банковской сфере //Внутренний контроль в кредитной организации. 2013. № 1. С. 109–110.