Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Епископ (от греч. επίσκοπος — страж) — высший чин в Церкви, третья степень священства, после диакона и священника.
Епископ — преемник апостолов, благословленный всеми семью таинствами Церкви, полученный в таинстве рукоположения — дар управления Церковью.
Епископат в духовной иерархии Церкви является высшим, от которого зависят все остальные ступени иерархии (священники, диаконы) и низшие клирики.
Хиротония во епископа совершается рукоположением (таинством священства, рукоположением). Епископы избираются из числа монашеского духовенства и рукополагаются епископами.
Епископ также известен как епископ, то есть первосвященник. Основными уровнями управления епископа являются патриарх, муниципалитет, архиепископ, прокуратор. Все архиереи принадлежат к высшему сану - третьему чину духовенства.
Различие в рангах составляет суть административного различия. То же самое и с благодатью епископа, как апостольского преемника, полученной им в таинстве рукоположения.
Епископ является независимым и уполномоченным представителем «поместной церкви» — епархии, которой он руководит, отсюда и термин «епархиальная».
Он носит черный, ничем не украшенный капюшон, как и другие члены монашеского духовенства. Данная работа посвящена изучению истории становления и развития епископата.
В работе использованы основные учения Православной Церкви, Православия и историческая литература таких авторов, как Неселовский А.З., Дмитриевский А.А., Пентковский А.М., а также информация с православных сайтов в сети Интернет.
Глава 1 Историческое возникновение и развитие церковных чинов
1.1 Хиротония и хиротесия
Хиротония и хиротесия — это два принципиально разных священных обряда. Если первое считается таинством священства, наделяющим особыми милостями тех, кто должен быть переведен, то второе является просто «обрядом, который не делает чина лектора и степени священства».
Таким образом, хиротония есть таинство, а хиротесия есть обряд, не сообщающий даров священства, а наделяющий посвящаемого властью на одну из должностей в Церкви.
В Ветхом Завете храмовое служение во многом было левитским священством; оставшиеся «во святых» и тем более «во святых святых» не допускаются.
Но когда Господь Иисус Христос предал Свой Дух на Кресте, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу и это, в толковании, означает, «что завеса была снята со святилища, и новые израильтяне были приведены во святилище кровью Иисуса Христа, новым путем и жизнью, но которые Он открыл нам через завеса, которая есть Его плоть, Благодаря этому все новозаветные стали царственным священством, состоящим ныне из царей и священников, а в их совете Господь, поэтому в своем послании апостол Петр обратился ко всем христианам с следующие слова:
«и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» .
Но в то же время и в Церкви небесной (ангелы), и в Церкви земной (человеки) существовала и будет существовать установленная Богом иерархия, ибо Бог не есть Бог хаоса, но Бог мира. .
В ранней церкви с момента ее основания стали появляться различные служения, но если одни из них экстраординарные, то другие «обычные». Особое служение включает в себя служение пророков, апостолов, миссионеров и тех, кто получил необычайные дары Святого Духа. Обычно - служение предстоятелей, надзирателей, пастырей, учителей, священников и диаконов, т.е. церковной иерархии.
Евангелисты Лука и Иоанн описывают формы призвания этих людей на службу (должности), рассказывая о явлении Христа ученикам после Его воскресения.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографические источники
1. Святое Евангелие с толкованием святых отцов. - Москва : Синтагма, 2010. - 639 с. ISBN 978-5-7877-0053-
2. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2004 г.(Документы)
3. Арранц М.SJ. Избранные сочинения по литургике. Т. I. Таинства Византийского Евхология. Рим – Москва: Папский восточный институт; Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2003. 616 с.
4. Арранц М.SJ. Избранные сочинения по литургике. Т. V. Введение в таинства Византийской традиции. Рим – Москва: Папский восточный институт; Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. 568 с.
5. Дмитриевский А.А. Евхологий IV в. Сарапиона Тмуитского. Киев, 1894.
6. Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Киев, 1901.
7. Дмитриевский А.А. Ставленник: Руководство для священно-церковно-служителей и избранных в епископа, при их хиротониях, посвящениях и награждениях знаками духовных отличий, с подробным объяснением всех обрядов и молитвословий. Киев, 1904. 344 с.
8. Диомидов Сергий, прот. Указатель порядка архиерейских служений. Самара, 1915.
9. Желтов Михаил, диак. Чин Божественной литургии в древнейших (XI–XIV вв.) славянских Служебниках // Богословские труды. М., 2007. Сб. 41. С. 272–359.
10. Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до X века. 3-е изд., знач. исправ. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2006. 448 с.
11. Настольная книга священнослужителя. Т. 1. М.: Издание Московской Патриархии, 1977. 767 с.
12. Неселовский А.З. Чины хиротесий и хиротоний: Опыт историко-археологического исследования. Каменец-Подольск, 1906. XVIII + 375 + LXX с.
13. Пентковский А.М. Чинопоследование хиротоний в византийских Евхологиях VIII–XII веков // Византийский временник. М., 2002. Т. 61 (86).
14. Петровский А., Марков Н. Диакон // Православная богословская энциклопедия, или Богословский энциклопедический словарь / Ред.: А.П. Лопухин, Н.Н. Глубоковский. СПб., 1900–1911. Т. 1–12: А – Константинополь. Т. 4. СПб. 1062–1069.
15. Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 2. СПб.: Типография Королева и комп., 1856. 545 + XI с.
16. Правила святых Вселенских соборов с толкованиями. Ч. 1. / Репр. Тутаев: Православное братство свв. князей Бориса и Глеба, 2001. 1440 с.
17. Чиновник архиерейского священнослужения. Кн. 1. М.: Изд. Московской Патриархии, 1982. 252 с.