Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время проблема размещения капитала особенно актуальна. Инвестиции предшествуют созданию компании и определяют ее дальнейшую деятельность, а также представляют собой способ использования накопленного капитала. Инвестиционный анализ необходим для поиска наиболее эффективной инвестиционной стратегии.
Инвестиционное решение принимается на основе оценки инвестиционного качества потенциальных объектов инвестирования, которая осуществляется по методике современного инвестиционного анализа с использованием определенного набора ключевых показателей эффективности. Определение значений показателей эффективности инвестирования позволяет оценить рассматриваемый объект инвестирования с точки зрения приемлемости для дальнейшего анализа, произвести сравнительную оценку ряда конкурирующих объектов инвестирования и их ранжирование, а также выбрать ряд инвестиционных проектов, предлагающих определенное соотношение эффективности и риска.
Целью исследования является снижение рисков инвестиционного проекта по созданию распределительного логистического центра на основе выявления, анализа и оценки этих рисков.
Предметом исследования является инвестиционный проект по созданию распределительного логистического центра.
Объектом исследования выступает оценка экономической безопасности инновационно-инвестиционного проекта
1.2 Способы продвижения инноваций
За последние 20 лет количество продуктовых новинок, выводимых на российский рынок, увеличилось более чем в два раза [2]. Так, по статистическим данным Минэкономразвития, Росстата и Высшей школы экономики, в 2010 г. доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме перевезенных товаров, работ, услуг составила 4,4%, при этом в 2020 г. – 9,4% [2].
В связи с этим неоспорима важность для рынка правильного запуска и продвижения инновационных продуктов. На самом деле, если инновационный продукт будет успешно запущен, компания получит больше прибыли от продажи уникального продукта, привлечет новых клиентов, увеличит долю рынка и повысит уровень инновационной активности.
Поскольку инновационный продукт является новым и аналога на рынке нет, то на этапе вывода продукта на рынок могут возникнуть некоторые проблемы. Несмотря на то, что инновации являются современной тенденцией, они по-прежнему вызывают удивление. Потому что инновации всегда неопределенны.
Таким образом, этапы запуска инновационного продукта следующие[1]:
обзор ситуации на рынке[1] – один из важнейших центральных этапов. Компаниям необходимо проанализировать и выявить такую незакрытую потребительскую потребность, чтобы они могли ее закрыть. Важно провести подробный и полный анализ, чтобы идеи, возникающие на последующих этапах, не пересекались с уже представленными на рынке решениями.
генерация идей [1]: поиск идей и применение их к новым и инновационным продуктам, отвечающим потребностям потребителей.
фильтрация идей [1], после этапа «генерация идей» отбираются наиболее осуществимые идеи и отсеиваются неподходящие. Эта фильтрация обычно выполняется с помощью оценки на основе критериев, выбранных разработчиком с определенными весами.
proof of concept [1]: предложение потенциальным потребителям пробной версии разрабатываемого продукта для определения их мнения о разработке. Помимо тестируемого продукта, потребителям предлагается ряд вопросов, ответы на которые помогут разработчикам понять, нужен ли продукт потребителям, выполняет ли он заявленную функцию, нуждается ли продукт в улучшении и как часто потребители планируют обновлять покупку данного продукта. и т. д.
экономический анализ [1], на данном этапе планируется будущий спрос, затраты, определяются уровни конкуренции, оценивается объем необходимых инвестиций, оценивается рентабельность. Этот этап предназначен для исключения нежизнеспособных вариантов, чтобы они не перешли к следующему этапу, требующему больших затрат времени и ресурсов.
разработка продукта [1], на этом этапе от концепции и анализа переходят к реальной разработке. Решаются вопросы о весогабаритных параметрах, о внешнем виде, о материалах, используемых для производства, определении затрат, сроков обработки и т.д. Обсудите упаковку, ее форму, функции и характеристики. Использование торговой марки, выбор рыночной ниши.
тестирование продукта [1] После прохождения предыдущего этапа необходимо провести тестирование с участием потенциальных потребителей продукта. На этом этапе важно, чтобы потенциальные потребители оценили следующие аспекты: процедуру тестирования, первый повтор, покупательские привычки и частоту.
тестовый маркетинг [1]; цель этого шага – оценить продукт, который нужно запустить, и проверить эффективность запланированной маркетинговой кампании в небольшом масштабе перед запуском большой маркетинговой кампании. На этом этапе также принимаются все мнения и пожелания потребителей, выясняются «узкие места» и т.п.
коммерческая реализация [1]. Это означает полномасштабное производство товаров для размещения на рынке и их всестороннюю маркетинговую поддержку. Важными показателями на этом этапе являются скорость принятия потребителем, скорость принятия канала сбыта, интенсивность распределения, производственные мощности, структура продвижения, цена, конкуренция, время до прибыльности и затраты на коммерческое внедрение. Эти этапы отличаются от вывода на рынок традиционного продукта, так как в случае вывода на рынок инновационного продукта стадий больше и сама процедура, как правило, дороже и рискованнее, так как требуется больший анализ и фильтрация. потому что рынок не изучен. Когда речь идет о запуске инновационного продукта, невозможно не рассказать о том, как продвигать эту тему на рынке. На сегодняшний день существует два пути продвижения инноваций [3]:
Оценка экономической безопасности инновационно-инвестиционного проекта строительства распределительного логистического центра
2.1 Паспорт инновационно-инвестиционного проекта
В целом, отечественный рынок логистических услуг можно разбить на три сектора: перевозки и экспедирование грузов всеми видами транспорта; складские услуги; услуги по интеграции и управлению цепями поставок.
Причем, доля сектора перевозок и экспедирования грузов всеми видами транспорта составляет 55%, сектора складских услуг - 13% и сектора услуг по интеграции и управлению цепями поставок - 32%. Но, несмотря на малую долю сегмента, складские услуги - наиболее динамичный сегмент рынка ТЛУ [41].
Опыт и высокоразвитых стран, и России доказывает, что реализовать современные требования к логистике способны только специализированные компании, и в России уже появился ряд таких логистических провайдеров, например: Национальная логистическая компания (НЛК), FM Logistic, Tablogix и др., оказывающие услуги на мировом уровне. У них накоплен богатый опыт в логистическом управлении, работает высококвалифицированный персонал и есть развитая инфраструктура - складские помещения, транспортно-распределительная сеть, парк транспортных средств, консалтинговые и девелоперские подразделения и др., что позволяет им удерживать лидирующие позиции на мировом рынке.
Следовательно, наличие и удобное расположение складов помогает логистическим операторам оптимизировать логистическую цепочку и предоставить полный комплекс услуг.
Ежегодный рост вводимых в строй складских площадей оценивается в 20-30%, повышается качество и расширяется спектр логистических услуг. Заметно усилился интерес логистических провайдеров к регионам, что связано с проявлением активности там крупных ритейлоров.
Большая часть бизнеса основных движущих отраслей производства сосредоточена в восьми крупнейших городах страны - Москве, С.- Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Н. Новгороде, Самаре, Ростове - на-Дону, Краснодаре. Развитие среднего и малого бизнеса также продолжается в основном в этих городах.
Говоря о регионах, можно смело отметить, что объемы площадей складских помещений, и площадей складских комплексов, соответствующих международным стандартам, не отвечают потребностям рынка.
Общий объем предложения на российском рынке складской недвижимости продолжает расти. Конкретно на московский регион приходится 60% всех складских площадей России, на долю С -Петербурга, включая ЛО, приходится 15%, совокупная доля регионов РФ -35% [51].
Следует отметить, что спрос на качественные складские площади оставался стабильно высоким. Дефицит качественных площадей в действующих складских комплексах обусловил высокий спрос на строящиеся объекты [50]. Объем вводимых в эксплуатацию только спекулятивных качественных складских площадей обещает превысить 200 тыс. кв. м. Вывод на рынок данных площадей удовлетворит отложенный спрос и предотвратит дальнейший рост арендных ставок [50].
В результате достаточно высоких ставок аренды, на данный момент складывается ситуация, когда многие компании, которым требуются складские площади, предпочитают аренде возведение собственных складских площадей. В долгосрочной перспективе это оказывается выгоднее, к тому же позволяет учитывать специфику будущей эксплуатации, так как потребности по хранению и обработке товара известны заранее.
Анализируя совокупность тенденций и прогнозов развития рынка складских услуг, можно сделать вывод, что спрос на помещения класса «А» в еще не перенасыщенном складскими площадями г. Санкт-Петербурге (как в одном из крупнейших региональных центров) по-прежнему остается высоким и неудовлетворенным [51]. Из этого следует, что ввод новых складских объектов и сохранение высокого уровня заполняемости на фоне высоких арендных ставок позволят компаниям, работающим в данном сегменте, сохранить высокие темпы роста.
Резюме инвестиционного проекта представлено в приложении 1
Строительство нового склада требует привлечения значительных финансовых средств. Срок окупаемости нового склада может составить от 5 до 10 лет, что в два раза выше, чем в случаях с офисной и торговой недвижимостью. Много времени занимают вопросы согласования с соответствующими инстанциями. Этот процесс согласования может составить несколько месяцев. В зависимости от размеров склада время строительства может составлять от 1 до 3 лет. Продолжительность окупаемости зависит от ряда факторов: от спроса на складские услуги на рынке, от его класса, от уровня предоставляемых услуг и от его местонахождения.
При разработке инвестиционного проекта стоит учесть перечень основных расходов, которые могут возникнуть еще до начала введения складского комплекса в эксплуатацию:
Стоимость или долгосрочная аренда земельного участка.
Затраты на проектные работы.
Затраты на строительство здания склада, дорог, стоянок и вспомогательных сооружений.
Затраты на коммуникации (отопление, вода, электричеств, связь, канализация).
Расходы на подъемно-транспортное оборудование.
Расходы на приобретение и установку оборудования (док-шелтеры, гидравлические платформы, система поддержания необходимого температурного режима, противопожарное оборудование и др.).
Расходы на приобретение и установку стеллажного оборудования.
Расходы на приобретение и внедрение автоматизированной системы управления.
Расходы на покупку офисного оборудования, мебели и т.п., необходимого для функционирования склада.
2.4 Мероприятия по укреплению экономической безопасности инновационно-инвестиционного проекта
Управление рисками состоит из 3-х этапов и начинается с качественного анализа рисков с целью идентифицировать риски. Далее следует количественный анализ рисков. Целью анализа является измерение рисков. И только третий этап подразумевает переход к практической деятельности по управлению рисками.
Данный этап делится на своеобразные подэтапы
предупреждение рисков (на основании проведенного анализа риски закладываются в производимые расчеты, а так же учитываются при заключении договоров с партнерами, страхуются);
мониторинг рисков (систематическое наблюдение за процессом реализации проекта, отклонениями от графика реализации проекта, в денежных потоках);
переоценка и корректировка решений (пересмотр экономических показателей, смена партнеров и пр.).
Управлять рисками - означит предпринимать действия, которые направлены на поддержание такого уровня риска, который соответствует целям управления, стоящим в данный момент.
Формально можно выделить две основные цели управления риском:
Поддерживать риск на уровне не превышающий заданный. Конечно, у каждого инвестора свой ряд требований к уровню риска, а риски, в свою очередь, зависят от текущего состояния рынка, а также выбранной стратегии (агрессивная, осторожная и другие). С течением временем инвестор может ослабить свои требования к риску (к примеру, в случае если не удается получать достаточную прибыль) или, напротив, повысить требования.
Минимизировать риск при определенных заданных условиях (к примеру, при заданном уровне прибыли).
Политика управления рисками представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в разработке системы мероприятий по нейтрализации возможных негативных последствий рисков, связанных с осуществлением различных аспектов инвестиционной деятельности.
При организации системы по управлению риском следует учесть следующие предпосылки:
Определенно, что эффективное управление возможно только над тем, что возможно измерить. Другими словами, можно управлять не риском, а только значениями его показателей.
Методы для измерения риска определяют методы управления рисками. Из этого следует, что для качественного управления рисками следует адекватно измерять риск. То есть, сначала измеряют риск, а потом риском управляют.
Кроме управления отдельными видами рисков, имеются способы по управлению целыми группами рисков и даже всем риском в совокупности. С целью эффективности управления всеми рисками в совокупности требуется корректно его измерить.
Процесс управления инвестиционными рисками в текущих условиях подразумевает отношения к риску не как к статическому, неизменному параметру, а как к параметру, на уровень которого можно и необходимо воздействовать, из этого следует вывод о необходимости выявления управляемых или частично управляемых факторов риска и влияния на них с помощью специальных механизмов.
Снижение инвестиционных рисков. Результаты анализа и оценки рисков позволяют разрабатывать обоснованные мероприятия, которые направлены на снижение рисков.
Распределение риска осуществляется в процессе составления программы реализации инвестиционного проекта и контрактных документов. При заключении контракта необходимо учитывать следующее:
определить возможности каждого участника инвестиционного проекта в части по предотвращению рисковых событий и их последствий;
оценить долю риска, которую возьмет на себя каждый участник проекта;
включить в контракт условие о приемлемом вознаграждении за риск;
установить контроль над соблюдением паритета в распределении риска и дохода между участниками инвестиционного проекта.
Создание резервных фондов (резервируется средства для покрытия непредвиденных расходов) считается одним из основных способов компенсации непредвиденных расходов, которые обусловлены возможным удорожанием работ (инфляцией затрат), и выступают гарантом реализации проекта в намеченные сроки.
Резервирование средств осуществляется следующим образом:
оценивают вероятные последствия неблагоприятных событий и обусловленные таким последствиями расходы;
резервы распределяют в соответствии видам работ и затрат или они зависят от структуры контрактных отношений;
определяют порядок использования резерва на непредвиденные расходы в случае наступлении рискового события.
Снижение рисков финансирования. В целях уменьшения риска несвоевременного расчета за выполненные работы и реализованную продукцию, и снижения риска финансирования в целом необходимо формировать резерв, обеспечивающий осуществление проекта в заданные сроки и в пределах сметной стоимости. Этот резерв, как правило, рассчитывают, как сумму затрат на уменьшение риска незавершенного строительства, влекущего за собой дополнительные затраты и перебои в поступлении денежных средств.
Страхование риска. В случаях, когда участники инвестиционного проекта не имеют возможности за счет своих средств уменьшить вероятность наступления того или иного рискового события или организовать компенсацию его последствия, применяется страхование риска, то есть риски передаются страховой компании.
Стоит акцентировать внимание на том, что выбор какого-либо способа снижения риска необходимо обосновывать оценкой экономической эффективности мероприятий по снижению, алгоритм которых можно сформулировать следующим образом:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (принят ГД ФС РФ 15.07.1998) [Электронный ресурс]. - доступ из справ. - правовой системы «Консультант-Плюс».
2. Андреев А.Ф., Дунаев В.Ф., Зубарева В.Д. Основы проектного анализа в нефтяной и газовой промышленности. - М.: Изд-во НУМЦ Минприроды России, 2018.
3. Арсланова З., Лившиц В., Принципы оценки инвестиционных проектов в разных системах хозяйствования // Инвестиции в России, 2019, №1-2.
4. Беренс В., Хавранек П.М., Руководство по оценке эффективности инвестиций. — М.: ИНФРА-М (Интерэксперт), 2018.
5. Бочаров В.В., Инвестиции. - СПб.: Питер, 2018. - 288 с.
6. Виленский А.А., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. 3-е изд., испр., доп. - М.: Дело, 2016.
7. Волоков И.М., Грачева М.В. Проектный анализ - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2019.
8. Герасименко А., Финансовый менеджмент - это просто: Базовый курс для руководителей и начинающих специалистов. — М.: Альпина Паблишер, 2018. — 532 с.
9. Горемыкин Д.Л., Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия: Метод, пособие. — М.: Инфра-М, 2019.
10. Грачёва М.В., Риск-анализ инвестиционного проекта: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 99 с.
11. Грузинов В.Е. Экономика предприятия и предпринимательства - М. Софит, 2022.
12. Дубров А.М. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. - М.: Дело, 2021.
13. Идрисов А.Б. Анализ чувствительности инвестиционных проектов // Инвестиции в России,2019, №3.
14. Идрисов А.Б. Планирование и анализ эффективности инвестиций. - М.: СПАРК, 2021.
15. Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций, — М.: Информ.-изд. дом «Филинь», 2019.
16. Киселева Н.В., Боровикова Т.В., Захарова Г.В. и др., Инвестиционная деятельность: учебное пособие/ Под ред. Подшиваленко Г.П. и Киселевой Н.В. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2021. - 432 с.
17. Клейнер Г.Б. Предприятие в нестабильной экономической среде, риски, стратегии, безопасность. - М.: Перспектива, 2022.
18. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции, методы - М.: ЮНИТИ, Финансы, 2019.
19. Конович Е Финансовая математика: Теория и практика финансовых расчетов - М.: Финансы и статистика, 2020
20. Кошечкин С.А. Методы количественного анализа риска инвестиционных проектов // Финансовый менеджмент. - 2021. - №12.
21. Краев В.И., Алексеева Т.А. Управление инвестициями в реальные активы транспортных предприятий: Учебное пособие. Под ред. проф. В.И. Краева - СПб: ГМА им. адм. С.О. Макарова, 2021. - 138 с.
22. Краев В.И., Пантина Т.А. Экономическая оценка инвестиций на водном транспорте/ Под ред. проф. В.И. Краева. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2020. - 299 с.
23. Липсиц И.В., Коссов В.В. Инвестиционный проекта: методы подготовки и анализа - М.: БЕК, 2019.
24. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г., Управление проектами: Учебное пособие/ Под общ. ред. И.И. Мазура . - 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2019. - с. 664.
25. Мишин Ю.В., Инвестиции: Учебное пособие для вузов. - М.: КноРус, 2018. - 288 с.
26. Савчук В.П. Оценка эффективности инвестиционных проектов. - М, 2019.
27. Смирнов А.Л. Организация финансирования инвестиционных проектов - М.: АО «Консалтбанкир», 2020.
28. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент в условиях инфляции - М.: Перспектива, 2019.
29. Чертыкин В.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов - М.: Дело (Business Речь), 2019.
30. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа - М.: ИНФРА-М, 2021.