Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Современная образовательная среда позволяет реализовать как урочную деятельность, так и внеурочную. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) регламентирует необходимость реализации внеурочной деятельности на каждой образовательной ступени школы. Сегодня в психолого-педагогической литературе активно обсуждают различные аспекты организации внеурочной деятельности в образовательной организации.
Сущность организации внеурочной деятельности рассматривали исследователи Ю.А. Баранова, Д.В. Григорьев, П.В. Степанов и др. Не смотря на то, что внеурочная деятельность достаточно давно является обязательным элементом основной образовательной программы школы, её ресурсы и возможности рассмотрены далеко не все. Если на уроке учитель работает строго в соответствии с учебной программой по предмету, то в рамках внеурочной деятельности педагог может реализовывать те цели и задачи, которые, на его взгляд, в данное время являются наиболее целесообразными.
Всё это также относится и к предмету информатика. Учитель может сам конкретизировать и разнообразить внеурочную деятельность по информатике, согласно поставленным целям и задачам.
Цель работы: изучить возможности внеурочного курса информатики в формировании базовых исследовательских действий младших школьников.
Объект исследования: внеурочная деятельность по информатике.
Предмет исследования: формирование базовых исследовательских действий младших школьников на информатике во внеурочной деятельности.
Задачи:
1.Изучить понятие, виды и направления внеурочной деятельности.
2. Описать особенности организации внеурочной деятельности школьников по информатике.
3. Рассмотреть организационно – педагогические условия формирования базовых исследовательских действий младших школьников во внеурочной деятельности по информатике.
4. Предложить методические рекомендации по формированию базовых исследовательских действий младших школьников во внеурочной деятельности по информатике.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты возможности внеурочного курса информатики в формировании базовых исследовательских действий младших школьников
1.1. Понятие, виды и направления внеурочной деятельности
Понятие внеурочной деятельности является довольно широким. Под внеурочной деятельностью школьников понимают организацию деятельности на основе вариативной составляющей базисного учебного плана. Она отличается от урочной системы обучения. Современная образовательная среда функционирует в условиях требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Именно ФГОС регламентирует все виды и направления внеурочной деятельности школьников. Любой из видов внеурочной деятельности позволяет целесообразно решать задачи воспитания и социализации школьников [14].
Ю.Ю. Баранова пишет о том, что организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, может быть использовано по желанию учеников и в формах, отличных от урочной системы обучения. Д.В. Григорьев и П.В. Степанов считают, что внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, кроме учебной деятельности и деятельности на уроке [8]. Школьникам образовательных организаций предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, которые могут быть направлены на их развитие. Внеурочная деятельность – это не просто добавление к основному общему образованию, призванное компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми [9].
Это сложная, взаимосвязанная и организованная система, которая может быть реализована в виде разнообразных моделей:
- базовой школьной;
-моделью дополнительного образования;
-моделью школы продленного дня;
-инновационной экспериментальной моделью и др.
Любая из этих моделей реализуется, в соответствии с учебным планом и рабочей программой по содержанию направления деятельности. Нормативно – правовая база регламентирует для реализации внеурочной деятельности, следующие нормативные документы:
1. Учебный план.
2. Дополнительные образовательные программы общеобразовательных учреждений.
3. Дополнительные образовательные программы учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
4. План организации деятельности группы продленного дня.
5. Положение о классном руководстве.
6. Положение об инновационной деятельности педагогов и др.
В настоящее время существует несколько видов организационных моделей внеурочной деятельности. Каждая образовательная организация сама решает, какие именно виды, типы и направления внеурочной деятельности будут в ней реализованы. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием. Она предполагает использование возможностей дополнительного образования детей, в том числе, организаций культуры и спорта. В этом направлении школьникам всегда предоставлен широкий спектр направлений детских объединений по интересам. Дети всегда имеют возможность свободного самоопределения и самореализации. Это возможно лишь в том случае, если у образовательной организации есть возможность полноценно проводить оздоровление детей.
Данная модель предусматривает:
-дневной сон;
-2х-разовое питание;
-развитие двигательной активности и др.
Так называемая, оптимизационная модель сосредоточена на внутренних ресурсах образовательной организации. Главным координатором в этом случае является классный руководитель.
Эта модель нацелена, прежде всего:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. - М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
3. Баранова, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся [Текст] / А. В. Баранова. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
4. Босова, Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса [Текст] / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 152 с.
5. Библиофонд [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bibliofond.ru (дата обращения: 06.02.2023).
6. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / А.В. Брагуца // Начальная школа. – 2011.- No6. – С.53-55.
7. Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. [Текст] / В.А. Горский. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
8. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2013. – 222 с.
9. Григорьев, Д.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов., – М.: Просвещение, 2011. – 225 с.
10. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е.Б. Евладова // Воспитание школьников. – 2012. - No 3 – с. 15-17.
11. Цветкова, М.С. Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3–6 классы. [Текст] / М.С. Цветкова., О.Б. Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 128 с.
12. Крылова, С.П. Необходимость и возможность обучения мультимедийным технологиям на уроках информатики в начальной школе [Текст] / С.П. Крылова., И.В. Левченко // Бюллетень лаборатории математического, естественно-научного образования и информатизации: сб.науч.тр. – Воронеж: Научная книга, 2013. – с. 130-134.
13. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития [Текст] / И.Ю. Кулагина. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
14. Куприянов, Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: проблемы взаимодействия и интеграции [Текст] / Б.В. Куприянов // Воспитание школьников. – 2012. -No 6 – с. 3-7.
15. Левченко, И.В., Методологические вопросы методики обучения информатике в средней общеобразовательной школе: учебно - метод. пособие для студентов педвузов и университетов [Текст] / И.В. Левченко. – М.: МГПУ, 2012. – 170 с.
16. Меркулова, У.В. Формы, методы и средства самостоятельной работы на уроках информатики [Текст] / У.В. Меркулова // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца. - 2013. С. 91-94.
17. Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов [Текст] / И.М. Осмоловская // Начальная школа. 2012. No 10. С. 6-10.
18. Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования [Текст] / Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. No 03-296 // Научно- методический журнал «Методист». – 2011. -No 9. – 65 с.
19. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Под ред. Е.С.Полат. - М., 2008. - 138 с.
20. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина - М.: Академия, 2010. 368 с.
21. Сабельникова, С.И. Организация внеурочной деятельности обучающихся [Текст] / С.И. Сабельникова // Управление начальной школой. – 2011. -No3. – с.4-22.
22. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsportal.ru (дата обращения: 06.02.2023).
23. Учительская копилка [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://uchkopilka.ru (дата обращения: 06.02.2023).
24. Шмалькова, Л.В. Планирование и анализ реализаций внеурочной деятельности [Текст] / Л.В. Шмалькова // Управление начальной школой. – 2011. - No12. – с. 5-12.