Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Одной из наиболее содержательной форм всестороннего развития активности личности, которая бы обеспечивала успешное выполнение разнообразных видов деятельности, является творчество. Приоритетным направлением современной системы образования является развитие творческой личности. Эти процессы реализуются с раннего детского возраста, в частности, с дошкольного образования в ДОУ.
Современная образовательная среда реализуется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), начиная от дошкольного образования и заканчивая вузом. Деятельность в ДОУ регламентируется ФГОС дошкольного образования (ФГОС ДО). Творчество необходимо субъекту в любом возрасте, поскольку позволяет ему выразить себя в той, или иной деятельности.
Творчество – это залог прогресса в науке, технике, искусстве и общественной жизни в целом. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей детей. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны и у них есть большое желание познавать окружающий мир.
От того насколько сегодня дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, в будущем зависит уровень технической и духовной стороны общества. Для этого необходимо целенаправленно развивать творческую среду для выявления особо одаренных детей в каждой общеобразовательной организации, начиная с ДОУ.
Цель работы: изучить процесс развития у дошкольников продуктивного творчества.
Объект исследования: воспитательно - развивающий процесс в ДОУ.
Предмет исследования: процесс развития у дошкольников продуктивного творчества в воспитательно - развивающем процессе в ДОУ.
Задачи:
1. Проанализировать понятия продуктивное творчество и творческие способности.
2. Рассмотреть особенности развития творческих способностей и продуктивного творчества у дошкольников.
3. Описать организационно – педагогические условия для развития продуктивного творчества дошкольников.
4. Предложить методические рекомендации по развитию продуктивного творчества дошкольников.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития продуктивного творчества у дошкольников
1.1. Анализ понятий продуктивное творчество и творческие способности
Мир, в котором мы живем, постоянно изменяется. Стремительный рост развития информационного общества обуславливает необходимость развития и воспитания людей, которые обладают творческими способностями и креативным мышлением. Именно такие люди способны к творческому разрешению проблем. Творческое мышление помогает человеку справиться с различными жизненными обстоятельствами.
Под продуктивным творчеством понимают созидательную работу, нацеленную на преобразование исходного материала или сочетаний материалов в конечный продукт. Этот продукт должен соответствовать первоначальному замыслу. Исследования показывают, что занятие продуктивным творчеством благоприятно сказывается на развитии ребенка и помогает его успешной социализации [6].
Под творческими способностями человека понимают способность принимать творческие решения и реализовывать принципиально новые идеи. В повседневной жизни творческие способности помогают находить выход из сложной ситуации, используя при этом обычные предметы и обстоятельства необычным образом. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) акцентирует внимание на развивающем и личностно ориентированном обучении. В рамках системно - деятельностного подхода образовательный процесс в ДОУ выстраивается с учетом принципа включения личности каждого ребенка в продуктивно значимую деятельность. Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. При этом, одним из значимых видов деятельности дошкольника является продуктивная деятельность [11].
Это может быть конструирование из строительного материала и различных конструкторов. Дети часто работают с бросовым материалом, занимаются лепкой, рисованием, вышивкой, мозаикой и др.
Л.Ю. Алексеева пишет, что такие занятия отличаются от игр тем, что связаны с созданием какого-либо итогового продукта - рисунка, постройки, поделки и др. [2]. Подобного рода действия ребёнка развивают не только образные формы мышления. Они развивают такие личностные качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, способность достигать результата и др. Любое продуктивное творчество ребёнка направлено на создание того или иного результата. В связи с этим, можно говорить о продуктивной деятельности ребёнка.
Чаще всего говорят о деятельности репродуктивной, продуктивной и творческой. Под репродуктивной деятельностью понимают выполнение действия по образцу. Если ребёнок занят, к примеру, рисованием, или лепкой, у него в любом случае получится свой собственный продукт, который можно обозначить как результат продуктивной деятельности. Каждый из этих видов деятельности требует овладения особым способом действий, умениями и соответствующими представлениями. Любой из видов деятельности в данном случае может быть творческим, поскольку дети домысливают сюжет самостоятельно.
В ДОУ педагоги применяют предметное, сюжетное и декоративное рисование. В данной деятельности важно не допускать закрепления традиционных графических образов и превращения их в шаблоны, а стимулировать собственное творчество ребенка.
М.В. Дюжакова и О.И. Лавлинская считают, что педагог должен поощрять использование детьми разнообразных инструментов, материалов и техник изображения. Также, очень важно использовать в процессе нетрадиционные техники. Это может быть рисование пальцами, ватными палочками, ладошкой, поролоном, пенопластом, печатками из ластика и др. таких нетрадиционных способов рисования существует достаточно много [4].
В каждом из них ребёнок может проявить себя творчески. Самое главное, чтобы у детей был интерес к данной конкретной деятельности. Применение неклассических вариантов изображения, различных материалов и инструментов должны способствовать творческому развитию детей. К примеру, лепка из пластилина или глины очень увлекательное, интересное и полезное занятие.
Е.М. Седова и В.Ю. Слепцова упоминают о таких популярных сегодня материалах для лепки как соленое тесто, или бумажная масса. В ДОУ сегодня применяют три вида лепки:
- предметная лепка;
- сюжетная лепка;
- декоративная лепка.
При предметной лепке ребёнок лепит отдельно взятый предмет. При выполнении сюжетной лепки возникает изображение действий нескольких персонажей или персонаж с предметами. При декоративной лепке получаются посуда, предметы декоративного искусства, свистульки, матрешки и др. [5]. Другой вид продуктивной деятельности в ДОУ – это аппликация. Этот творческий процесс позволяет ребенку ознакомиться с различными способами работы с бумагой. Дети знакомятся с разными приемами вырезания из бумаги, в частности, симметричное, силуэтное, ленточное. Дети овладевают различными способами создания выразительного образа, когда обрывают, сминают, скручивают, сгибают, наклеивают бумагу или отдельные ее части.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеенкова, Е.Г. Механизмы решения творческих задач детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Г. Алексеенкова. – М.: Компания спутник. - 2004. – 49 с.
2. Анистратова, А.А. Развиваем творческие способности [Текст] / А.А. Анистратова, Н.И. Гришина. – М.: Оникс, 2008. – 64 с.
3. Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2008. – 162 с.
4. Афонькина, Ю.А. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников 3-7 лет. Модель инновационной деятельности [Текст] / Ю. А. Афонькина, З.Ф. Себрукович. – М.: Учитель, 2018. – 92 с.
5. Белошистая, А.В. Волшебные краски 5-6 лет [Текст] / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М.: АРКТИ, 2009. – 32 с.
6. Белошистая, А.В. Волшебные ниточки [Текст] / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М. - АРКТИ, 2008. – 32 с.
7. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей. [Текст] / В. А. Борзова, А.А. Борзов. – Самара: Самарский дом печати, 2008. – 314 с.
8. Гаврина, С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать [Текст] / С.Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербина. – Ярославль: Академия Развития, 2007. – 89 с.
9. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 10.02.2023).
10. Захарова, О.Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе / О.Г. Захарова. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12734/ (дата обращения: 10.02.2023).
11. Клепалова, Ю.А. Определение понятий творчества и креативности в психологии [Текст] / Ю. А. Клепалова. – Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2008. – 256 с.
12. Котова, Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст] / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова // Методическое пособие. - Т. А. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
13. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] // Указ президента, утвержденный приказом No 271 от 04 февраля 2010. URL: http://nasha-novaya-shkola.ru/?q=node/4 (дата обращения 10.02.2023).
14. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
15. Хозиев, В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2010. – 272 с.