Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Формирование культуры здоровья, как процесс, является предметом исследования в разных науках: лечебной медицине, теории и методике физической культуры, физиологии, психологии, педагогике и др.
В настоящее время остаются открытыми вопросы: кто именно должен осуществлять решения проблемы формирования культуры здоровья и соответственно кто должен нести ответственность перед обществом за конечный результат данного процесса.
Среди ученых, занимающихся вопросами формирования ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни, следует отметить исследования Т. Титаренко, А. Яременко, Н. Никифорова, И. Беха, Т. Глазько, С. Лапаенко, Г. Ващенко, С. Омельченко, Р. Купчинова, Н. Паниной и других.
Из зарубежных ученых проблему здорового образа жизни исследуют Л. Хей, Р. Фишер, Х. Данеш, Г. Маклауен, Д. Хамбурга, К. Гланз, М. Левис, Б. Ример и др. Авторы Г.Зайцев, Н. Захаревич, В. Казначеев, В. Колбанов указывают, что решение проблем здоровья школьников должно быть связано не с традиционными гигиеническими, медицинскими мероприятиями, осуществляемыми параллельно с учебным процессом, а с организацией школьной оздоровительной системы, компоненты которой органично вплетаются в содержание педагогического процесса.
Интеграция педагогики и медицины в решении проблемы обеспечения здоровья стала возможной с появлением такой отрасли научного знания, как валеология (основоположник И. Брехман). Идеи валеологии получили достаточное развитие в трудах Г. Опанасенко, Л. Татарниковой, Л. Трохимчук и др .
Цель исследования – изучить особенности реализации программ по формированию культуры здоровья у младших школьников в системе дополнительного образования.
Объект исследования: процесс формирования культуры здоровья школьников.
Предмет исследования: содержание, формы организации и средства реализации дополнительной образовательной программы по формированию культуры здоровья младших школьников в условиях ОДОД общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «культура здоровья» и рассмотреть ведущие факторы ее формирования.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности организации работы по формированию основ культуры здоровья младших школьников.
3. Раскрыть методические аспекты преподавания по дополнительной образовательной программе формирования культуры здоровья младших школьников в условиях ОДОД общеобразовательной школы.
1. Культура здоровья и основные факторы ее формирования
Проблема здорового образа жизни в настоящее время является весьма актуальной. В результате изучения научной литературы было выделено три основные причины по которым процесс формирования культуры здоровья можно считать в первую очередь педагогической проблемой.
Первой причиной является тот факт, что здоровье прежде всего зависит не от внешнего вмешательства а от образа жизни индивида. Здоровье зависит на 8-10% от медицины и на 50-52% от образа жизни [12, с. 8] Образ жизни формируется в процессе жизнедеятельности индивида. Создавать положительное влияние на формирование образа жизни можно благодаря педагогическому воздействию на личность. Поскольку установлена зависимость здоровья человека от его образа жизни возникает необходимость в создании педагогической теории направленной на сохранение и укрепление здоровья, методами и средствами педагогики [10, с. 56].
Второй причиной формирования культуры здоровья является, в первую очередь, тот факт, что система образования несет ответственность за здоровье подрастающего поколения.
Третьей причиной формирования культуры здоровья является факт влияния учреждения образования на продолжительность и соответственно качество жизни [13]. Поэтому ряд авторов предлагают формирование здорового образа жизни заложить в содержание образования человека, соответственно будет способствовать росту уровня культуры здоровья среди соотечественников [14, с. 123].
Культура здоровья, включает в себя следующие составляющие:
Психическое здоровье - характеризуется чувством эмоциональной комфортности и зависит от умения студента контролировать свое эмоциональное состояние, что в свою очередь зависит от уровня его воспитанности. В процессе обучения школьники и студенты часто попадают в ситуации, когда они должны сами решать сложные задачи, которые требуют как интеллектуальных так и волевых усилий в процессе этой деятельности происходит психологическое развитие.
Социальное здоровье - зависит от коммуникативных способностей, которые можно развивать в благоприятной для данного процесса среде. Социальное здоровье тесно переплетается с психологическим, часто в научной литературе их отождествляют. Человек частично сам является творцом того микросоциума в котором находится, воздействуя на отношения внутри коллектива, где он работает или учится.
При этом уровень его социального здоровья напрямую связан с его социальным статусом. Здоровье - позволяет личности творчески развиваться и самосовершенствоваться как гармоничной личности. Человек узнает цену поступков, выбирает для себя вектор действий для достижения цели и тем самым определяет направление личного дальнейшего развития. Какими социальными принципами, нравственными или безнравственными, будет руководствоваться студент в своих действиях зависит и от педагогического процесса.
Физическое здоровье - характеризует функциональное состояние организма, зависит от умения придерживаться правильных режимов. А именно: двигательного режима, режима отдыха, рационального питания и др. Эти задачи можно решить в течение учебно-воспитательного процесса [2, с. 63].
Знание условий формирования культуры здоровья позволяет нам перейти к следующему этапу изучения педагогического воздействия на процесс формирования культуры здоровья и рассмотреть как происходит данное воздействие [8, с. 22].
Данный процесс личность проходит в три этапа каждый из которых характеризуется уровнем сформированности специальных знаний, умений и навыков:
1. Низкий уровень. Характеризуется отсутствием конкретного содержания целей формирования культуры здоровья. Есть наличие желания улучшить уровень здоровья. Человек осуществляет разовое влияние на свою личность под действием внешних факторов и объективных требований. Внешне заданными есть и средства саморазвития. Самоконтроль отсутствует, либо носит ситуативный характер.
2. Средний уровень. Характеризуется постановкой конкретных целей и задач по саморазвитию культуры здоровья, которые не касаются личности в целом, а только определенных качеств и умений. Действия направлены на саморазвитие зависят от внешних обстоятельств. Собственная личность является объектом изучения индивида, который проявляет активность в определении целей самосовершенствования, приобретает умений по саморазвитию. Периодически человек отчитывается перед собой о проделанной работе.
3. Высокий уровень. Характеризуется проведением индивидом самостоятельного и всестороннего анализа и конкретной формулировки целей саморазвития культуры здоровья. Человек осознает возможности их реализации в процессе практической работы.
Самостоятельно осуществляет и планирует, намечает пути и средства же усовершенствований, находит оригинальные приемы работы над собой. Индивид легко замечает формирующее влияние своих валеологических действий. Самоконтроль происходит на уровне навыки. Коррекция промежуточных и конечных результатов процесса саморазвития культуры здоровья происходит легко и непринужденно [9, с. 84].
Формирование основ культуры здоровья является в первую очередь педагогической проблемой, поскольку именно в процессе целенаправленного педагогического воздействия приобретаются личностью новые знания, формируются специальные умения и навыки которые являются основой культуры здоровья.
Условия для формирования культуры
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бабенкова, Е.А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. – М. : Вентана-Граф, 2004. – 24 с.
2. Быкова, Е. М. Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника / Е. М. Быкова // Молодой ученый. – 2015. – №1.2. – С. 2-4.Виноградов, П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни / П.А. Виноградов – М.: Мысль, 2015. – 288 с.
3. Внеклассные мероприятия: 3 класс/Авт.-сост. О.Е.Жиренко и др. - М.: ВАКО, 2014. – 256 с.
4. Воронова, Е.А.Здоровый образ жизни в современной школе/Е.А. Воронова. - М: Феникс, 2011. – 178 с.
5. Воспитание ЗОЖ студентов и учащихся / Под редакцией Петрова Н.Я., Соколова В.А. Минск: Полымя, 2016. – 280 с.
6. Гавриленко, А. В. Здоровье и дети: опыт пропаганды здорового образа жизни / А. В. Гавриленко // Физическая культура и здоровье. – 2014. – № 1. – С. 76-92.
7. Глебко, Т. В. Питание и здоровый образ жизни / Т. В. Глебко // Здоровый образ жизни. – 2014. – № 2. – С. 25-33.
8. Горчак, С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни / С.И. Горчак // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. – Кишинев, 2015. – С. 19-39.
9. Здоровый образ жизни как молодежная проблема: региональные аспекты/ под. общ. ред. М.Н. Хурса – Мн: Академия, 2012. – 220 с.
10. Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы / под ред. А.Л. Савицкого. – Кишинев, 2015. – 184 с.
11. Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия /авт.-сот. Н.В.Лободина, Т.Н.Чурилова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 205 с.
12. Истомина, А. В. «Модерация здоровья», как форма обобщения и совершенствования здоровьесберегающего образования/А.В. Истомина // Воспитание школьников. – 2011. - № 4. – С. 8-12.
13. Календарь школьных праздников/Авт.сост.С.И.Лобачева и др. -2-е изд.- М.: Знания, 2015. – 288 с.
14. Лузик, Т. П. Здоровый образ жизни: его принципы и составляющие/Т.П. Лузик // Классный руководитель. – 2011. - № 6. – С. 122-127.
15. Сайфутдинова, Е. В. Проект «Здорово живем» /Е.В. Сайфутдинова // Классый руководитель. – 2011. – № 2. – С. 6-12.
16. Скрибук, Н.А. Здоровье – высшая национальная ценность /Н.А. Скрибук// Социально-педагогическая работа. – 2017. – №3. – С. 20-27.
17. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков/А.Г. Сухарев. - М.: Медицина, 2011. - 270 с.
18. Халемский Г.В. Школа, как территория здоровья/Г.В. Халемский //. Народное образование. – 2016. – № 1. – С. 21-23.
19. Холодов, Ж.К Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.- М.: Академия, 2013. - 480 с.
20. Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни/Э. Чарлтон//Вопросы психологии. – 2017. – №2. – С. 3-14.
21. Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб пособие. 2-е изд испр и доп./Б.Н. Чумаков. – М: Академия, 2012. – 345 с.