Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Коммуникативные компетенции: понятие и характеристика 5
1.2. Театрализованная деятельность как педагогическое средство развития коммуникативных умений младших школьников 11
ГЛАВА 2. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 19
2.1. Программа театральной студии «Барбарики» как средство развития коммуникативных компетенций младших школьников и ее реализация 19
2.2. Экспертная карта оценки программы театральной студии «Барбарики» 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современное общество выдвигает новые требования к развитию личности. Сегодня востребованными являются люди с высоким творческим потенциалом, умеющие быстро находить нестандартные решения, активно реагировать на новые требования времени, грамотно выражать свои мысли. Время одиночек уходит в прошлое, однако любой вид коллективной деятельности напрямую связан с умением наладить контакт с другими членами коллектива, умением общаться. Не случайно Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего начального образования ставит перед педагогами задачу освоения учащимися младшей школы технологий командной работы и выдвигает требования к овладению универсальными коммуникативными действиями, в том числе умению вести диалог, ясно и четко высказывать свою мысль, умению слушать других, аргументировать свою позицию и т.п. Современный ребенок существенно отличается от своих сверстников рубежа XX – XXI вв. С одной стороны, нынешние дети более мобильны, легче осваивают современную технику, но при этом они утрачивают навыки живого общения. Виртуальный мир начинает вытеснять реальный. Именно это и определило требования ФГОС ООН. Еще одной стороной проблемы слабой сформированности коммуникативных навыков у современных детей является их слабая социализация. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные навыки развиваются и совершенствуются в процессе общения. Обязательный уровень коммуникативных навыков включает в себя театрализованная деятельность. Кроме того, она прекрасно выполняет познавательную, развивающую и воспитательную функции. Однако значительный потенциал театрализованной деятельности во внеучебной сфере современной школой используется незначительно. Это и определило актуальность и практическую значимость настоящего исследования.
Цель исследования – проанализировать возможности театрализованной внеурочной деятельности для развития коммуникативных компетенций младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать понятие коммуникативных компетенций;
- рассмотреть театрализованную деятельность как педагогическое средство развития коммуникативных умений младших школьников;
- дать анализ деятельности кружка «Барбарики» как средства развития коммуникативных компетенций младших школьников;
- разработать экспертную карту для оценки программы театральной студии.
Объект исследования: развитие коммуникативных компетенций младших школьников.
Предмет исследования - театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности.
Проблема развития коммуникативных компетенций давно привлекает внимание психологов и педагогов. Вопросы развития коммуникативных умений и навыков рассматриваются в работах Л.С. Выгодского , И.А. Зимней , М.С. Каган . Развитие коммуникативных компетенций именно младших школьников отражено в работах А.В. Андреевой , В.С. Рачевой и др. Не мало исследований посвящено и вопросам влияния театральной деятельности на развитие детей. В этом отношении весьма любопытны работы В.А. Сухомлинского , Н.Н. Бахтина , Н.И. Сац , С.Г. Розанова . Видный театральный педагог К.С. Станиславский и вовсе утверждал, что театральная деятельность – это естественная среда для социализации и творческого развития детей . Таким образом, тема достаточно хорошо обеспечена литературой.
В работе были использованы теоретические (анализ, обобщение, сравнение, систематизация) и практические (наблюдение, беседа, анализ документов, обработка результатов) методы исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] - М., 2006.
2. Бахтин Н.Н. Театр и его роль в воспитании: Сб. «В помощь семье и школе». М.: Польза, 1911.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: 1991.
4. Генкин Д. М. Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы // Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы. - Л.: ЛГИК 1982. - 141 с.
5. Голышева И. А., Сбитнева Е. С. Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 659-662.
6. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Машиностроение и компьютерные технологии. 2011. №4.
7. Заболтина В. В. Театрализованная игра как средство эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха //Москва. – 2007.
8. Зимняя И. А. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи / И. А. Зимняя, Т. С. Путиловская. М.:1998.
9. Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). – М.: Политиздат, 1974.
10. Киселева И. Е. Педагогические условия становления социокультурного опыта ребенка дошкольника в театрализованной деятельности. – 2015.
11. Колчина А.А., Авдеева Н.В. Организация внутренней экспертизы рабочих программ учебных дисциплин // Человек и образование. 2020. № 1 (62). С. 39.
12. Максимова А. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх //Начальная школа плюс До и После. – 2005. – №. 1. – С. 3-7
13. Машевская С.М. Результаты исследования истории детской театральной деятельности // Научный поиск. – 2015. - № 4. – С. 10-13.
14. Науменко Т. В. Социология массовых коммуникаций в структуре социологического знания //Социологические исследования. – 2003. – №. 10. – С. 39–46
15. Никонова Н.И. К проблеме содержания понятия «Театрализация» в школьном образовательном процессе // Природные ресурсы Арктики и Субарктики . 2010. №1.
16. Ортинский В.Л. Педагогика высшей школы: учебное пособие. – М., 2009
17. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. — СПб., 1999. — С. 44, 46.
18. Рачева В.С. Развитие творческого мышления младших школьников // Концепт. 2013. №1.
19. Розанов С.Г. Сац Н.И. «Театр для детей» Л., Изд-во Сев.-зап. отд. Гл. конторы «Известий ЦИК СССР и ВЦИК», 1925. 160 с. (Серия «Дети и театр»)
20. Рыбакова А. В., Филиппова Л. В. Словарная работа как средство формирования коммуникативных умений младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – №. 11-5.
21. Садыкова Е. Н. Театрализованная деятельность – это игра, в которой ребенок познает мир и развивает речевые навыки // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – №. 1. – С. 283-284.
22. Сац Н.И. Дети приходят в театр. – М., 1961.
23. Семенюк Н. М. Роль музыкально-театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника //Прага: Науч.-издат. центр «Sociosfera–CZ. – 2015. – №. 30-С. – С. 89-93.
24. Снегирева Т. В. Развитие коммуникативных навыков младших школьников посредством театрализованной деятельности : дис. – 2017.
25. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. – 2002.
26. Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М.: Искусство, 1953.
27. Сухомлинский В.А. О воспитании - Москва: Политическая литература, 1982
28. Тамбиева С. О. Дидактическая игра как средство активизации коммуникативной деятельности младших школьников //Алиевские чтения: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов университета.-Карачаевск. – 2004. – С. 102-105.
29. Тищенко В. А. Коммуникативные умения: к вопросу классификации //Казанский педагогический журнал. – 2008. – №. 2.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31.05.2021 (с измен. и доп. от 18.07.2022) // Система ГАРАНТ. – Режим доступа: www.garant.ru
31. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. - М.: «Социальные отношения», «Перспектива. – 2002.