Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что вопрос о предоставлении надлежащего банковского регулирования кредитным организациям имеет особую важность, особенно в целях устойчивого и стабильного развития системы, которая отвечает за регулирование денежных и эммиссионо-кредитных процессов. Банк Российской Федерации один из наиболее активно развивающихся публично правовых институтов России, который подвержен риску трансформации и преобразования, под давлением, как и внутренних финансовых процессов, так и глобальных. В настоящий момент, в условиях глобализации финансовых рынков, а также значительных перемен в мировой практике в вопросе банковского надзора, значительному изменению подверглись характер, структура, направленность рисков в сфере кредитования. Так же изменились методы их мониторинга, учета и реагирования на вытекающие последствия.
Центральный банк РФ – главный денежно-кредитный регулятор России и федеральное правительство совместно формулируют и осуществляют денежно-кредитную политику страны и сосредоточены в национальном учреждении для надзора, наказания и надзора за банковским и финансовым секторами всей национальной экономики. Закон № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года, который в настоящее время регулирует деятельность российских банков, ставит перед ним следующие цели: защита национальной валюты и обеспечение ее стабильности; развитие платежной системы Российской Федерации и удаление внимания ее стабильности; укрепление и развитие российского банковского сектора. системы; развивать финансовый рынок страны и вновь обеспечить его стабильность. Закон предусматривает, что получение прибыли не входит в цель российских банков.
Регулирующие органы не только лицензируют, дезинфицируют и отзывают лицензии кредитных организаций. На официальном сайте Банка России размещен список банков, которым предоставлено право предоставлять финансово-кредитные услуги, в том числе онлайн.
Объект исследования – Банк России.
Предмет исследования – процесс кредитования Банком России коммерческих банков.
Цель работы – рассмотреть кредиты Банка России коммерческим банкам.
Цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
выявить роль Банка России и банковского кредита в экономике;
раскрыть понятие и виды кредитов Банка России;
рассмотреть основные полномочия Банка России как мегарегулятора и его организационная структура;
определить регулирование деятельности кредитных организаций;
показать регулирование деятельности кредитных организаций;
определить направления развития регулирования Банком России кредитных организаций.
В настоящей работе, проведен анализ Центрального банка России, его сущность и функции как органа надзора и контроля, исследована деятельность банка России по регулированию и надзору кредитных организаций, а так же предложены идеи по совершенствованию регулирования и надзора деятельности кредитных организаций в РФ.
Методологическая база исследования основана на общенаучных и специальных методах и приемах научного познания: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция и системный анализ.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
1.1. Роль Банка России и банковского кредита в экономике
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно–правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определяет его исключительное право на эмиссию валюты (часть 1), а в качестве его основной функции - защиту и обеспечение курса рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами [1, 3].
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями Банка России являются: защита и обеспечение стабильности рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, а также обеспечение эффективного и бесперебойная работа платежной системы [8, с. 15].
Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который главным образом проявляется в том, что Банк России, как особый публично-правовой институт, обладает исключительным правом на эмиссию валюты и организацию валютного обращения. Однако это не государственный орган, и его полномочия юридического характера относятся к функциям государственной власти, поскольку реализация этих полномочий предполагает применение государственных мер принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», осуществляются Банком Российской Федерации независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных органы самоуправления. Независимость статуса российских банков отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [1, 3].
Предпосылкой нормотворческих полномочий Банка России является то, что он обладает исключительным правом издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации, всех юридических и физических лиц по вопросам, описанным в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации, Банк России не обладает законодательной инициативой. Однако, помимо издания собственных правовых актов, он также должен направить в Банк проект федерального закона и нормативные правовые акты федерального управления по выполнению функций Банка России из России, чтобы завершить Россию [20].
Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России обладает имущественной и финансовой независимостью. Полномочия по владению, использованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». За исключением случаев, когда федеральным законом предусмотрено иное, изъятие и закладывание имущества Банка России без согласия Банка России не допускается. Финансовая независимость Банка России проявляется в том, что он тратит за счет собственных доходов. Российские банки имеют право защищать свои интересы в суде, в том числе в международных судах, иностранных судах и арбитражных судах [18, с. 45].
Государство не несет ответственности по обязательствам российских банков, точно так же, как российские банки не несут ответственности по обязательствам государства, если только они уже не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральным законом. Банк России не несет ответственности по обязательствам кредитной организации, а кредитная организация не несет ответственности по обязательствам Банка России, за исключением случая, когда Банк России или кредитная организация принимают на себя такие обязательства.
В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального парламента Российской Федерации, которая назначает и освобождает от должности Председателя Банка России (по предложению Президента Российской Федерации) и Совет директоров Банка России; в пределах своей квоты, направлять и отзывать представителей Государственной Думы в Национальном банковском комитете Банка России, а также рассмотреть вопрос об унификации национальной денежно-кредитной политики и основного направления годового отчета Банка России и принять по нему решение [25, с. 278].
Согласно рекомендации Национального банковского комитета Банка России, Государственная Дума имеет право принять решение о проведении Счетной палатой Российской Федерации проверки финансово-хозяйственной деятельности российских банков и их структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума провела парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей и заслушала председателя Банка России при представлении годового отчета и объединении основных направлений национальной денежно-кредитной политики.
1.2. Понятие и виды кредитов Банка России
Кредит – это кредитный договор, заключаемый на основе возврата одной стороной другой стороне при условии предоставления денежных средств, срочности и, как правило, оплаты.
Центральные банки могут выдавать кредиты по разным причинам. В качестве инструмента денежно-кредитной политики кредиты используются для регулирования ликвидности и оказывают прямое влияние на процентные ставки в части «овернайт» на межбанковском рынке. Кроме того, кредиты могут предоставляться для обеспечения бесперебойной работы платежной системы, оказания помощи конкретным организациям, испытывающим временные трудности с ликвидностью, и для восстановления или поддержания финансовой стабильности [26, с. 152].
Банк России также использует гарантированные кредиты при выполнении своих различных функций, но главным образом в рамках реализации денежно-кредитной политики. В то же время гарантированные кредиты представлены двумя основными группами, которые объединяют инструменты денежно-кредитной политики - сегодня у российских банков есть как кредитные аукционы, так и постоянные кредиты.
Как и любой другой аукцион российского банка, кредитный аукцион российского банка предназначен главным образом для управления общей ликвидностью банковской отрасли. Российские банки используют эти предприятия для удовлетворения среднесрочных потребностей в наличных средствах в случае структурного дефицита ликвидности, в том числе в случае нехватки обеспечения на рынке кредитных организаций.
Кредиты, которые постоянно действуют в российских банках, такие как внутридневные кредиты, кредиты овернайт, кредиты в ломбардах и кредиты, гарантированные по кредитным договорам, выдаются на срок от 1 дня и более и могут быть использованы кредитными организациями в любой рабочий день в соответствии с процедурами, установленными для каждого вида кредита.
Банк России также предоставляет гарантированные кредиты для других целей, то есть это не имеет ничего общего с банковской ликвидностью и частью процентной ставки на денежном рынке овернайт или управлением общей денежно-кредитной политикой [14, с.5].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2009. № 7. 21 января.
2. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 29.12.2022) «О банках и банковской деятельности»// Российская газета. – 1996. – № 27. – 10 февраля.
3. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.05.2022) // Российская газета. – 2002. – № 127. – 13 июля.
4. Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О национальной платежной системе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) // Российская газета. – 2011. – № 139. – 30 июня.
5. Алексеева, Д. Г. Банковский вклад и банковский счет. Расчеты : учебное пособие для среднего профессионального образования [Текст] / Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин, Р. З. Загиров ; ответственный редактор Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 243 с.
6. Банки и банковские операции : учебник и практикум для вузов [Текст]/ В. В. Иванов [и др.] ; под редакцией Б. И. Соколова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 189 с.
7. Банковское дело в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для среднего профессионального образования [Текст]/ В. А. Боровкова [и др.] ; под редакцией В. А. Боровковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 422 с.
8. Банки и банковское дело в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов [Текст]/ В. А. Боровкова [и др.] ; под редакцией В. А. Боровковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 189 с.
9. Бердышев А.В. Особенности развития банковского кредитования в России // Финансовые рынки и банки. 2019. №4. [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-bankovskogo-kreditovaniya-v-rossii, свободный.
10. Бисултанова, А.А. Современное состояние и перспективы развития банковской системы России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2018/15333.htm, свободный.
11. Алкадарская, М.Ш. Совершенствование политики коммерческих банков по кредитованию физических лиц [Текст] / М.Ш. Алкадарская // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2020. – № 1 (151). – С. 97-100.
12. Ерин, С.А. Виды мер правового принуждения, применяемых Банком России к кредитным организациям [Текст] / С.А. Ерин // Финансовое право. – 2018. – № 4. – С. 40-45.
13. Ерин, С.А. Классификация мер правового принуждения, применяемых Банком России к кредитным организациям [Текст] / С.А. Ерин // Финансовое право. – 2018. – № 5. – С. 41-45.
14. Зубакина, Ю.К. Исследование объема кредитования физически и юридических лиц в России [Текст] / Ю.К. Зубакина // Студенческий. – 2020. – № 15-3 (101). – С. 5-8.
15. Лаврушин, О.И. Банковские операции (спо) [Текст] / О.И. Лаврушин. – М.: КноРус, 2018. – 288 c.
16. О динамике развития банковского сектора Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cbr.ru/ analytics/bank_system/din_razv_17_05.pdf-6, свободный.
17. Официальный сайт Центрального банка России [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: www.cbr.ru, свободный.
18. Рождественская, Т. Э. Банковское право. Публично-правовое регулирование : учебник и практикум для вузов [Текст] / Т. Э. Рождественская, А. Г. Гузнов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 222с.
19. Сергеева А. П. Деньги, кредит, банки (для бакалавров) / А.П. Сергеева. – М.: КноРус, 2019. – 448 c.
20. Супрун, Е.А. Оценка эффективности процедур инспектирования банка России // Студенческий. – 2018. – № 11(31) [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: https://sibac.info/journal/student/31/110550, свободный.
21. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/ , свободный.
22. Фероян, В.Г. Понятие и кредитование юридических лиц и виды выдаваемых кредитов в коммерческом банке [Текст] / В.Г. Фероян // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 5 (39). – С. 456-458.
23. Харлашина, Т.А. Актуальные проблемы кредитования физических лиц [Текст] / Т.А. Харлашина // Теория и практика современной науки. – 2020. – № 2 (56). – С. 273-275.
24. Черемисинова, Д.В. Основные тенденции и проблемы кредитования физических лиц в контексте обеспечения устойчивого роста [Текст] / Д.В. Черемисинова // Вектор экономики. – 2020. – № 1 (43). – С. 65.
25. Шакина, М.Н. Кредитование физических лиц: современные тенденции, проблемы и перспективы развития [Текст] / М.Н. Шакина // Научный альманах. – 2018. – С. 278–281.
26. Шуллер, О.Д. Банковское кредитование физических лиц в России: состояние, проблемы и решения [Текст] / О.Д. Шуллер // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. – 2020. – № 1 (19). – С. 152-159.