Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что в современном мире существует большое количество детей, имеющих различные нарушения речевого развития, что приводит к возникновению определенных сложностей в процессе их обучения.
Даже если нарушения речи являются не слишком выраженными, они все равно оказывают негативное влияние на мышление, т.к. эти два психических процесса тесно связаны между собой. У детей с недоразвитием речи познавательным и когнитивные способности и функции в некоторой степени отстают в развитии в сравнении с детьми, имеющими нормальный уровень речевого развития, соответствующей возрастной норме.
Из этого становится ясно, что дети, которые имеют недоразвитие речи или различные речевые нарушения, характеризуются различными проблемами в обучении, которые фиксируются на всех образовательных уровнях и должны быть подвергнуты качественной коррекции – как логопедической, так и психолого-педагогической.
Вопросами обучения детей с речевыми нарушениями занимались различные ученые – как в исторической ретроспективе, так и на современном этапе развития педагогики, логопедии и коррекционной педагогики.
В рамках данного исследования будут рассмотрены сходства и различия подходов к обучению детей с речевыми нарушениями в советское время и в современной науке, которые обусловлены технологическим развитием и социально-экономическими условиями.
Цель исследования – провести анализ особенностей обучения детей с недоразвитием речи.
Объект исследования – дети с недоразвитием речи.
Предмет исследования – обучение детей с недоразвитием речи.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Привести общую характеристику детей с недоразвитием речи.
2. Раскрыть основные принципы обучения детей с речевыми нарушениями.
3. Выявить особенности психического развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи как основа их учебного потенциала.
4. Проследить историю развития теорий обучения детей с недоразвитием речи.
5. Проанализировать современные теории обучения детей с недоразвитием речи.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, хронологический, историографический, сравнительный, моделирование, обобщение, классификация.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме обучения детей, имеющих различные речевые нарушения. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научных исследований в данной теоретико-практической сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена выделением основных проблем обучения детей с речевыми нарушениями, которые систематизированы и обобщены. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для разработки методических материалов для коррекционных педагогов, а также тех учителей, которые работают с детьми, имеющими нарушения речи в инклюзивной среде.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Первая глава курсовой работы, «Теоретические аспекты обучения детей с недоразвитием речи», раскрывает такие вопросы как: общая характеристика детей с недоразвитием речи, основные принципы обучения детей с речевыми нарушениями, а также особенности психического развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи как основа их учебного потенциала.
Во второй главе курсовой работы, «Классические и современные теории обучения детей с недоразвитием речи», рассматривается история развития теорий обучения детей с недоразвитием речи, а также современные теории обучения детей с недоразвитием речи.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Общая характеристика детей с недоразвитием речи
Речевое расстройство представляет собой серьезную трудность, при которой ребенок не только поздно усваивает язык, но и имеет проблемы со структурированием, то есть трудности в построении фраз и предложений организованным образом [Мальцева, 1990, с. 10].
Кроме того, у него неправильное произношение и, самое главное, серьезные проблемы с пониманием. Эти характеристики сохраняются с течением времени. Это расстройство может быть врожденным или приобретенным, например, в результате травмы [Архипова, 2016].
Существуют различные типы расстройств, связанных с речью:
Первая классификация нарушений речи, связанная с повреждениями речевых органов, основана на характере происхождения
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айбазова, М.Ю., Лавринец, К.Ю. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья / М.Ю. Айбазова, К.Ю. Лавринец. –// Вестник Университета Российской Академии Образования. Серия «Педагогика». – 2011. – № 1. – С. 144–148.
2. Архипова, Е.Ф. Дети с тяжелыми нарушениями речи в ДОО: рекомендации к содержанию адаптированных образовательных программ дошкольного образования / Е.Ф. Архипова // Особый ребенок. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-v-doo-rekomendatsii-k-soderzhaniyu-adaptirovannyh-obrazovatelnyh-programm-doshkolnogo/viewer (дата обращения: 09.03.2023).
3. Баранова, Ю.В., Устинова, Г.В. Современные подходы к обучению школьников с нарушениями речи / Ю.В. Баранова, Г.В. Устинова // Вестник Воронежского государственного университета. – 2019. – № 12. – С. 105–120.
4. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков. – М., Педагогика, 1997. – 201 с.
5. Бзовая, А.В. Особенности при обучении грамоте школьников с ТНР / А.В. Бзовая // Первое сентября. Открытый урок. – 2020. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/683441 (дата обращения: 08.03.2023).
6. Васькова, М.В. Общие рекомендации для учителей по работе с детьми ОВЗ ТНР в условиях общеобразовательного класса / М.В. Васькова // Арт-талант. Академия развития творчества. – 2019. – URL: https://www.art-talant.org/publikacii/18665-obschie-rekomendacii-dlya-uchiteley-po-rabote-s-detymi-ovz-tnr-v-usloviyah-obscheobrazovatelynogo-klassa (дата обращения: 08.03.2023).
7. Ваторопина, С.В., Александрова, С.В. Дифференциальная диагностика задержки речевого развития и индивидуальных речевых различий у детей из замещающих семей / С.В. Ваторопина, Л.Ю. Александрова // Концепт. – 2014. – № 3. – С. 26–30.
8. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов пед. инст. / Г.А. Волкова. – СПб.: Петербург XXI век, 1998. – 187 с.
9. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1995. – 157 с.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Педагогика, 1961. – 650 с.
11. Делягин, В.М. Задержка речевого развития у детей / В.М. Делягин // Русский медицинский журнал. – 2013. – № 24. – С. 1174–1182.
12. Дуда, И.В., Дударева, О.Е. Особенности развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / И.В. Дуда, О.Е. Дударева // Молодой ученый. – 2022. – № 19 (414). – С. 450–453.
13. Жукова, С.Ю. Особенности обучения детей с ТНР в начальной школе / С.Ю. Жукова // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2018. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2018/12/06/osobennosti-obucheniya-v-nachalnoy-shkole-detey-s-tnr (дата обращения: 07.03.2023).
14. Заваденко, Н.Н., Суворинова, Н.Ю. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение / Н.Н. Заваденко, Н.Ю. Суворинова // Русский медицинский журнал. – 2016. – № 6. – С. 362–366.
15. Казарева, Т.А. Развитие речи младших школьников / Т.А. Казарева // Начальная школа. – 2007. – №. – 6. – С. 76–79.
16. Корнев, А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. Методическое пособие / А.Н. Корнев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 128 с.
17. Лазебник, Т.А., Румянцева, В.Н., Шейде, Н.А., Назаренко, Т.В., Красавцева, О.Ф. Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с использованием Пантокальцина / Т.А. Лазебник, В.Н. Румянцева, Н.А. Шейде, Т.В. Назаренко, О.Ф. Красавцева // Эффективная фармакотерапия в педиатрии. – 2010. – № 1. – С. 12–16.
18. Левина, Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р.Е. Левина. – М.: Педагогика, 1961. – 386 с.
19. Лещева, О.А. Инновации в логопедической практике в условиях ФГОС / О.А. Лещева // European research. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-logopedicheskoy-praktike-v-usloviyah-fgos (дата обращения: 09.03.2023).
20. Макаров, И.В., Емелина, Д.А. Нарушения речевого развития у детей / И.В. Макаров, Д.А. Емелина // Социальная и клиническая психиатрия. – 2017. – Т. 24. № 4. – С. 101–105.
21. Мальцева, Е.В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР / Е.В. Мальцева // Дефектология. – 1990. – № 6. – С. 10–18.
22. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992. – 388 с.
23. Морозова, М.С. Нарушения речи у детей / М.С. Морозова. – Норильск: Сфера, 2022. – 324 с.
24. Насибуллина, А.Д. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях / А.Д. Насибуллина // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-regulyativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-u-mladshih-shkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-na-logopedicheskih (дата обращения: 09.03.2023).
25. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1967. – 326 с.
26. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. Клинические рекомендации / Под ред. Н.Н. Володина, В.М. Шкловского. – M.: Педагогика, 2015. – 240 с.
27. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Хрестоматия / Под ред. А.А. Алмазовой и В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2006. – 442 с.
28. Самойлова, О.В. Особенности обучения детей с ТНР / О.В. Самойлова // Мультиурок. Образовательный портал. – 2018. – URL: https://multiurok.ru/files/osobennosti-obucheniia-detei-s-tnr.html (дата обращения: 07.03.2023).
29. Сидоренкова, А.В., Сидоренкова, В.В. Формирование социального опыта младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в инклюзивной группе образовательной организации / А.В. Сидоренкова, В.В. Сидоренкова // Материалы XIII международной студенческой научной конференции «Студенческий форум». – 2021. – URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018027052 (дата обращения: 08.03.2023).
30. Скоромец, А., Семичева, И., Фомина, Т. Неврологическое сопровождение и медикаментозная коррекция у детей с нарушениями речи / А. Скоромец, И. Семичева, Т. Фомина // Врач. – 2011. – № 1. – С. 40–44.
31. Спирова Л.Ф. Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи / Л.Ф. Спирова // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968. – С. 50–90.
32. Степаненко, Д.Г., Сагутдинова, Э.Ш. О классификациях нарушений речи в детском возрасте / Д.Г. Степаненко, Э.Ш. Сагутдинова // Системная интеграция в здравоохранении. – 2010. – № 2. – С. 32–43.
33. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста: программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Дрофа, 2011. – 180 с.
34. Хватцев, М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. – М., 1989. – 307 с.
35. Челобитова, А.А., Пузанкова, И.М. Нарушения речи у детей: психолого-педагогические проблемы // Вести коррекционной педагогики. – 2021. – № 3. – С. 78–89.
36. Чиркина, Г.В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей / Г.В. Чиркина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-obucheniya-detey-s-narusheniyami-rechi-v-kontekste-ih-osobyh-obrazovatelnyh-potrebnostey (дата обращения: 08.03.2023).
37. Шаховская, С.Н., Разуван, Е.И., Антипова, Ж.В. Обучение русскому языку детей с нарушениями речевого развития. Учебно-методическое пособие. / С.Н. Шаховская, Е.И. Разуван, Ж.В. Антипова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2020. – 152 с.
38. Ягунова, К.В., Гайнетдинова, Д.Д. Речевые нарушения у детей раннего и дошкольного возраста / К.В. Ягунова, Д.Д. Гайнетдинова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2018. – № 63 (6). – С. 23–