Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что после окончания начальной школы каждый учащийся должен уметь не только правильно писать слова, не допуская орфографических ошибок, и знать правила написания различных слов, но и примерно определять, какие орфографические ошибки можно допустить в том или ином слове, а также обнаруживать ошибки в чужих написанных фразах и текстах.
Поэтому занятия по орфографической пропедевтике являются важным компонентом любой учебной программы в соответствии с требованиями ФГОС начального образования и потребностями современного общества.
Степень изученности проблемы. Вопросам орфографической пропедевтики, а также ее специфике при обучении русскому языку в начальной школе посвящено множество исследований. Однако до сегодняшнего дня не выработано единого комплексного подхода к организации и проведению учебных занятий по орфографической пропедевтике с младшими школьниками, что еще раз подчеркивает актуальность и значимость данного исследования.
Цель исследования – провести анализ пропедевтики орфографических ошибок на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования – орфографические ошибки.
Предмет исследования – пропедевтика орфографических ошибок на уроках русского языка в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Рассмотреть понятие и виды орфографических ошибок.
2. Привести психолого-педагогическую характеристику младших школьников.
3. Охарактеризовать принципы изучения орфографии в начальной школе.
4. Изучить сущность и методы орфографической пропедевтики в начальной школе.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, хронологический.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОПЕДЕВТИКИ
1.1. Понятие и виды орфографических ошибок
Под орфографическими ошибками в научной литературе понимается написание слова с нарушением существующих в языке норм .
Исследователями выделяется три основных типа орфографических ошибок, которые представлены на рисунке 1.1 .
Рисунок 1.1. – Типы орфографических ошибок
Под собственно орфографическими ошибками в научной литературе понимается такое нарушение правил написания слова, которое не предполагает отсутствие грамматических и орфоэпических отклонений от языковых законов и норм .
Выделяются такие виды собственно орфографических ошибок, как: искажение написания основы слова, неправильное написание соединительных гласных в сложных словах, неправильное написание мягкого знака и гласных после «ц» и шипящих, искажение начальной формы слова, смешение ситуаций, предполагающих использование прописных и строчных букв, допущение ошибки в раздельном, дефисном и слитном написании слова, неверное представление о правилах переноса слова .
Под грамматико-орфографическими ошибками понимаются такие построения предложений или словосочетаний, которые характеризуются нарушением грамматических правил языка, т.е. фактически их можно называть языковыми ошибками .
Исследователи выделяют грамматико-морфологические и грамматико-синтаксические орфографические ошибки. К первой группе относятся те ошибки, которые предполагают неправильное образование и использование формы слова. Вторая группа характеризуется неверным построением предложения из-за отсутствия синтаксической согласованности слов и их форм .
Каждый из рассмотренных подвидов грамматико-орфографических ошибок включает в себя целый ряд различных ошибок, которые довольно часто встречаются у школьников и должны подлежать обязательной коррекции на раннем этапе обучения .
Наконец, фонетико-орфографические ошибки – это те нарушения, которые обусловлены, наряду с незнанием правил русского языка, искажением орфоэпических норм .
В частности, к фонетико-орфографическим ошибкам могут быть отнесены национальные особенности произношения определенных звуков и слов, фонетические речевые нарушения, которые отражаются в письменной речи, диалектические фонетические особенности, которые субъект коммуникации отражает в письме .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на практике существует целый ряд вариантов допущения разного рода орфографических ошибок, что вызывает необходимость не только обучать школьников правилам русского языка, но и осуществлять профилактические и пропедевтические мероприятия по формированию представлений о риске допустить орфографические ошибки в отдельных категориях слов.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
Младший школьный возраст – это сложный этап жизни ребенка, связанный с необходимостью адаптации в новых социальных условиях, которая обуславливает формирование ряда новообразований личности. При этом младший школьный возраст характеризуется сформированностью ряда психических процессов, которые были недостаточно развитыми на предыдущем возрастном этапе – в дошкольном детстве .
Границами младшего школьного возраста является возраст от 6–7 и до 10–11 лет, однако точные сроки данного возрастного периода зависят не от биологического возраста, а от периода обучения в начальной школе – его начала и окончания .
Основным видом деятельности, который является базовым для функционирования личности в младшем школьном возрасте, является учебная деятельность, которая имеет для ребенка сложный характер, требующий актуализации адаптационных механизмов, позволяющих эффективно включиться и сохранить гармоничное психологическое состояние .
Важной характеристикой личностного развития младших школьников является то, что они должны полностью сменить род деятельности с игровой на учебную, что приводит к формированию нового высокого уровня ответственности, самоконтроля, дисциплины. В социальных коллективах, которые возникают в начальной школе, формируются иные законы, связанные с инструментальным взаимодействием участников, нежели это было в дошкольном детстве .
Все психические процессы и личностные особенности в младшем школьном возрасте формируются и развиваются в процессе учебной деятельности, сменяющей в этом качестве игровую деятельность. Включение личности в учебную деятельность обуславливает резкую трансформацию всех психических процессов и функций .
Довольно долго у учащихся начальной школы развивается конструктивное отношение к учению. На первом этапе младшие школьники не понимают, зачем нужна учебная деятельность. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребенок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учебной деятельности, что негативно влияет на уровень успеваемости
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абгарян, И.Ц. Пропедевтика орфографических умений и навыков младших школьников в период обучения грамоте / И.Ц. Абгарян // Мультиурок. – 2020. – URL: https://multiurok.ru/files/propiedievtika-orfoghrafichieskikh-umienii-i-navyk.html (дата обращения: 16.02.2023).
2. Алифер, Е.П. Как научить первоклассников безошибочному списыванию текста / Е.П. Алифер // Материалы X международной научной конференции «Актуальные задачи педагогики». – 2019. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14774/ (дата обращения: 15.02.2023).
3. Бегиева, Б.М., Кабжихов, А.А. Психолого-педагогические особенности младших школьников / Б.М. Бегиева, А.А. Кабжихов // Вопросы науки и образования. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 15.02.2023).
4. Велим, Е. Проблемы орфографии / Е. Велим // Знанио. – 2018. – URL: https://znanio.ru/media/nauchnaya_statya_po_teme_problemy_orfografii-217069 (дата обращения: 16.02.2023).
5. Дмитренко, О.А. Классификация ошибок / О.А. Дмитренко // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2021. – URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2021/05/18/klassifikatsiya-oshibok (дата обращения: 15.02.2023).
6. Долгова, Е.Ю., Иванян, Е.П., Ильина, И.И. Что делать? (к вопросу совершенствования русской орфографии) / Е.Ю. Долгова, Е.П. Иванян, И.И. Ильина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-delat-k-voprosu-sovershenstvovaniya-russkoy-orfografii (дата обращения: 16.02.2023).
7. Енамукова, М.Ч. Методика обучения орфографии в начальной школе / М.Ч. Енамукова // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2020. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2020/01/29/metodika-obucheniya-orfografii-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 16.02.2023).
8. Мачулина, М.А., Нагаева, А.В. Особенности работы по формированию орфографического навыка на уроках русского языка в начальной школе / М.А. Мачулина, А.В. Нагаева // Гуманитарный научный журнал. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-po-formirovaniyu-orfograficheskogo-navyka-na-urokah-russkogo-yazyka-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 16.02.2023).
9. Нарыкова, В.С. Пропедевтика нарушений письма, предупреждение и коррекция дисграфии и дисорфографии у младших школьников в условиях логопедического пункта / В.С. Нарыкова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/propedevtika-narusheniy-pisma-preduprezhdenie-i-korrektsiya-disgrafii-i-disorfografii-u-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah (дата обращения: 16.02.2023).
10. Санторова, А.М. Орфографическая пропедевтика / А.М. Санторова. – Липецк: Адамант, 2022. – 188 с.
11. Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические // Медик. Медико-биологическая школа при Российском Университете дружбы народов. Официальный сайт. – 2020. – URL: https://medic.rudn.ru/blog/tipichnyie-oshibki-v-russkom-yazyike-grammaticheskie,-rechevyie (дата обращения: 16.02.2023).
12. Чикишева, О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О.В. Чикишева // Материалы II международной научной конференции «Проблемы и перспективы развития образования». – 2012. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2267/ (дата обращения: 15.02.2023).
13. Чурикова, Е.Н., Шумина, А.А., Половцева, И.К. Современные подходы к классификации орфографических ошибок: теория и методика / Е.Н. Чурикова, А.А. Шумина, И.К. Половцева // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2022. – № 12. – С. 104–116.