Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Информационная открытость власти - результат социального взаимодействия населения, отдельных его социальных групп с институтом власти. На уровне конструирования ее идеальной модели можно говорить о том, что информационная открытость власти призвана создавать на отдельных территориях идеальные условия для поиска и использования гражданами необходимой для их жизнедеятельности информации. Это позволит оказать влияние на изменение восприятия власти и принимаемых ей решений по различным сферам, формировать критические суждения о состоянии российского общества и органов публичной власти, укрепит действенность и эффективность общественного контроля за деятельностью органов власти. Информационная прозрачность деятельности органов власти всех уровней призвана обеспечить реальную доступность для населения информации о принимаемых ими решениях, об их текущей деятельности.
Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием. Несмотря на пристальное внимание высшего руководства страны к реализации «информационной открытости власти», разработку и внедрение ряда нормативных документов в данном направлении на федеральном уровне, система государственного и муниципального управления все еще остается не достаточно прозрачной и не всегда ориентированной на интересы общества. Органы региональной и государственной власти в информационном отношении на разных территориях реализуют эту работу по-разному, но, как правило, большинство из них все еще остаются «закрытыми», аппарат власти существенно дистанциирован от народа.
Актуальность выбранной темы обусловлена неопределенностью нормативно-правового регулирования процессов осуществления информационной работы на разных уровнях управления, отсутствием признаков системности организации этого направления деятельности, нацеленного на формирование информационной открытости власти.
Цель работы - характеристика информационной открытости государственной власти и разработка ключевых основ информационной работы, направленной на совершенствование информационной открытости государственной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить значение «информационной открытости власти» как теоретического конструкта, выявить его сущность, особенности и ключевые характеристики.
2. Изучить нормативно-правовые основы реализации информационной открытости государственной власти: механизмы и технологии.
3. Дать оценку организации информационной работы и информационной открытости государственной власти на примере региональных представительных органов
Объектом исследования в данной работе является процесс информационной работы государственной власти, направленный на формирование поля информационного взаимодействия государственной власти с населением
Предметом изучения выступает специфика информационной открытости государственной власти в целях улучшения законодательного процесса в регионе.
Глава 1. Информационная открытость власти: сущность, особенности, ключевые характеристики
Сбор информации об окружающем мире помогало человеку выживать в различных условиях. Из поколения в поколение в обществе передаются навыки и опыт. Информация постоянно обновляется и дополняется. Каждое изученное явление позволяет перейти к постижению и освоению чего-то нового, более сложного.
Современный человек постоянно имеет дело с большим объемом информации, которая помогает ему правильно оценивать происходящие события, принимать решения, находить приемлемые варианты действий. Жизнь человека сопряжена с процессами переработки информации. ХХІ век характеризуется постоянным увеличением информации и усложнением системы информационных потоков. Расширяется спектр источников, транслирующих информацию, изменяется количество и качество информационно-коммуникационных каналов, постоянно увеличивается скорость обращения информации, что, в свою очередь, затрудняет для отдельного человека процесс ее усвоения.
Современный период характеризуется тем, что, с одной стороны, происходит постоянное наращение информации, значительно облегчаются способы и пути работы с ней, в том числе с использованием новейших информационных технологий, упрощающих доступ к информации; с другой стороны, человечество испытывает информационные и эмоциональные перегрузки на физиологическом и эмоционально-психологическом уровнях.
При данном противоречии важным становится соблюдение баланса в количестве и качестве информации, соответствие уровню потребностей в ней в определенное время и в определенном месте. При этих условиях информационная открытость для субъектов коллективной деятельности (организаций, оказывающих услуги; управленческих структур; предприятий, учреждений различного уровня и формы собственности) становится определяющей.
Благодаря информационной активности этих субъектов деятельности формируется информационная среда путем моделирования информационных потоков, создающих поле информационной открытости, которое необходимо для получателей и потребителей информации определенного типа и вида.
Статья 29 Конституции РФ устанавливает: каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
В понятийном аппарате закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация трактуется как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Таким образом, в правовом плане важно, что информация имеет различные формы своего представления и практически все из них сегодня регулируются в правовом поле.
Еще одной важной характеристикой информации, по нашему мнению, является ее сегментированность или практическая принадлежность к определенным сферам деятельности, которые накладывают специфические отличия не только в ее содержание, но и в трактовки.
В политической сфере, как в «особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственным устройством, социальными институтами, действие которых ведется в соответствии с законом и призвано гарантировать жизнеспособность граждан, сообществ людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей циркулирует политическая и политически значимая информация. В справочной литературе под «политической информацией» понимается «понятие, которое соотносится с содержанием сообщений о явлениях, фактах и событиях, происходящих в политической сфере общества», «политически значимая информация охватывает «содержание всей совокупности сообщений, которые изменяют состояние политических факторов в процессе их общественно-практической деятельности, направленной на завоевание, удержание или использование власти».
В сфере государственного управления информация выступает в виде ресурса, необходимого для осуществления управления теми сферами, которые находятся в ведении органов управления.
Таким образом, рассмотрев информацию по принадлежности к сферам: бизнеса, политики и государственного управления, можно сделать вывод о том, что сфера деятельности накладывает на информацию определенные отличия, как на ее содержание, так и на трактовку.
Далее обратимся к анализу понятия «открытость». Открытость «происходит от прилагательного открытый и глагола открыть. Свойство по значению прилагательного открытый - наличие свободы распространения информации, отсутствие цензуры; откровенность, правдивость, доверчивость»
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографическим список
1. Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая главами государств и правительств 22 июля 2000 года // Официальный сайт Президента России. Режим доступа: http://archive.-kremlin.ru/te- xt/docs/2000/07/123786.shtml
2. Женевская Декларация принципов построения информационного общества 12 декабря 2003 года // Официальный сайт Межрегионального Центра библиотечного содружества. Режим доступа: http://mcbs.rn-/documents/5/45
3. Доктрина информационной безопасности РФ, утверждена Президентом РФ № Пр-1895 от 09.09.2000
4. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти» № 93р от 30.01.2014
5. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года» № 2036-р от 01.11.2013
6. Указ Президента РФ «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» № 2334 от 31.12.1993 (ред. от 01.09.2000).
7. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014).
8. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 28.12.2013).
9. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» № 210-ФЗ от 27.07.2010 (ред. от 21.07.2014).
10. Протокол Правительственной комиссии «Об утверждении методических рекомендаций по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти» № АМ-П36-89пр. от 26.12.2013
11. Автаева Н.О., Зудин Д.И. Государственная информационная политика в области СМИ // Вестник Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. - 2010. - № 3(19). - С. 17.
12. Брекендридж Д. PR 2.0: Новые медиа, новые аудитории, новые инструменты. - М.: Эксмо, 2009. - 56 с.
13. Быков И.А., Филатова О.Г. Технологии Веб 2.0 и связи с общественностью: смена парадигмы или дополнительные возможности? // Вестник Санкт-Петерб. ун-та. - 2011. - Сер. 9, № 2. - С. 233.
14. Василенко И. Связь с общественностью в государственных организациях и местных органах власти: западный опыт // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - № 4.- С. 2-4.
15. Лекторова Ю.Ю. Официальный сайт органа власти в системе государственной информационной политики // Информационное общество. - 2016. - № 3. - С. 20.
16. Попов В.Д. Информационная политика: учебник / под общ. ред. В.Д. Попова. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - С. 38.
17. Солис Б., Брекендридж Д. Откладывание общественности в связях с общественностью: как социальные СМИ повторно изобретают стареющий бизнес связей с общественностью. - Upper Saddle River: Pearson Education Inc., 2009. - С. 141.