Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Особенностью современного развития внутренней торговли в странах рыночного типа глубокие структурные трансформации, направленные на повышение уровня социально-экономической эффективности ее функционирования и конкурентоспособности. Эпицентром таких трансформаций преимущественно выступает розничная торговля.
В Российской Федерации розничная торговля достигла огромных масштабов и занимает особое место в экономической системе и социальной сфере. Однако, отечественная практика развития и функционирования розничной торговли инерционно следует теориям и концепциям, заложенным еще в начале перестройки, приводит к существенным структурных деформаций, макроэкономических диспропорций и снижению уровня его конкурентности. Между тем, усложнение функций розничной торговли, усиление конкуренции, изменение характера роста, а также глобализация товарных рынков и интернационализация отечественной внутренней торговли объективно обусловливают необходимость ускорения структурных преобразований в этой подсистеме на научных принципах. Вышеизложенное обуславливает актуальность темы курсовой работы.
Цель исследования – изучить роль розничной торговли в распространении товара.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть научные подходы к исследованию розничной торговли.
2. Охарактеризовать торговлю как вид экономической деятельности.
3. Проанализировать роль розничной торговли в распространении товаров.
Объект исследования – распространение товаров посредством розничной торговли.
Предмет исследования – розничная торговля как экономическая деятельность.
Теоретико-методологической основой работы является положение экономической теории, развития экономических систем, экономики, организации и управления торговлей, современные концепции развития ритейла, фундаментальные монографические публикации отечественных и зарубежных исследователей по проблемам управления и регулирования процессов розничной торговли.
1. Научные подходы к исследованию розничной торговли
Отечественная розничная торговля является неотъемлемой составляющей национальной экономики России, благодаря которой происходит обращение потребительских товаров, услуг и денег, поэтому проблемы, возникающие в указанной сфере распространяются на другие сферы общественной жизни, что делает эту отрасль весьма важной в социально-экономическом отношении.
Следует отметить, что исследования розничной торговли содержат большое количество направлений, которые связаны между собой и имеют важное значение для развития как теории, так и практики. При этом торговля преимущественно рассматривается как экономическая система, сфера, отрасль и процесс.
Итак, торговлю рассматривают в нескольких плоскостях, а именно как:
процесс обмена товаров, услуг, ценностей и денег, то есть как вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей - продажей товаров;
отрасль экономики или вид экономической деятельности, объектом которой является товарообмен или покупка - продажа товаров, а также обслуживания населения, механизм его подготовки к продаже, хранению, транспортировке и доставке;
отрасль народного хозяйства, которая обеспечивает обращение товаров, их продвижение (движение) из сферы производства в сферу потребления;
коммерцию, покупку и продажу товаров, то есть коммерческую деятельность, что отражает отношение экономического посредничества между производителем и потребителем, которые осуществляются через куплю - продажу товаров с целью последующей перепродажи (оптовая торговля) или через реализацию товаров потребителям с последующей оплатой их стоимости производителю;
источник налоговых поступлений в бюджеты всех уровней [3, с. 52].
При любой системе организации экономической деятельности П. Самуэльсон и В. Нордгауз в своих экономических теориях выделяли три характерные черты, которые принадлежат развитой индустриальной экономике: торговля, деньги, капитал [16, с. 132].
Причем одним из главных пунктов понимание экономики являются именно выгоды от торговли [7, с. 29].
Вопросам теории розничной торговли посвящены труды ученых разных поколений, среди которых основатели западной экономической науки Адам Смит, Дэвид Рикардо, Томас Манн, К. Маркс, Ф. Энгельс, П. Струве и другие.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абрютина М. С. Экономический анализ торговой деятельности. – М.: Дело и сервис, 2009. – 512 с.
2. Аверьянов А. Н. Системное познание мира. – М.: Академия, 1995. – 143 с.
3. Афроськин В. Розничная сеть и оптовая компания: вопросы взаимодействия // Отдел маркетинга. – 2007. – № 1. – С. 52-55.
4. Балабанова Л.В. Маркетинговый менеджмент: [учеб. Пособие (второе издание, дополненное и перебилене) / под ред. Л. В. Балабановой. – Донецк: ДонНУЭТ, 2012. - 290 с.
5. Бланк, И.А. Управление торговым предприятием / И.А. Бланк – К: Украинско- Финский институт менеджмента и бизнеса, 2007 – 501 с.
6. Графиятуллин М. Особенности структуризации торговых сетей / М. Графиятуллин, А. Мищенко // Маркетинг.– 2016. – №3 (64). – С. 36-48.
7. Зверев Д. С. Стратегия управления развитием инвестиционного процесса предприятий розничной торговой сети : дис. д-ра экон. наук : 08.00.05 СПб., 2006. – 261 с.
8. Кант И. Критика чистого разума; пер. с нем и примеч. И.Бурковского. – М .: Юниверс, 2000. - 501 с.
9. Ксенз Л. Наиболее популярные торговые форматы в мире / Л. Ксенз // Компаньон. – 2001. – № 15. – С. 51-52.
10. Мазараки А. А. Экономика торгового предприятия / А. Мазараки, Л. А. Лигоненко, М. Н. Ушакова; под ред. Н. Н. Ушаковой. - М.: Крещатик, 2005. – 797 с.
11. Мазараки А.А., Воронова Е.М. Региональные факторы развития внутренней торговли // Экономика и предпринимательство: состояние и перспективы. – М., 2002. - С. 4-9.
12. Ольве Н. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей : / Н. Ольве, Ж. Рой, М. Ветер ; [пер. с англ.]. – М. : Издательство дом "Вильямс", 2003. – 304 с.
13. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. – М.: Маркетинг, 2014. – 580 с.
14. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия . - М.: ИНФРА-М, 2013. - 882 c.
15. Садовский В. Н. Основания общей теории систем: логико- методологический анализ. – М.: Наука, 2011. – 214 с.
16. Самуэльсон П., Нордгауз В. Макроэкономика: пер. с англ . – М: Основы, 2014. – 544 с.
17. Словарь современной экономической теории Макмиллана. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 608 с.
18. Снегирёва В.В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям / В.В. Снегирёва. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с.
19. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 418 с.
20. Bertalanfly L. General System Theory // General System. 1996. – V. 1. – Р. 23.