Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В современных условиях жизнь и профессиональная деятельность взрослого человека зачастую связана с рядом специфических особенностей, следствием которых является стресс (повышенная нагрузка, высокая ответственность, нарушение естественных биоритмов труда и отдыха, низкая оплата труда и т.д.). Каждый день люди сталкиваются с возникающими проблемами, принимают важные и сложные решения, выполняют большое количество задач. В современном быстром темпе жизни человеку не хватает времени для реализации всех поставленных целей. В прогрессивном технологичном обществе существует избыток информации, которую необходимо фильтровать и обрабатывать. Такой образ жизни современного человека способствует неизбежному появлению стресса.
Стрессы могут оказывать негативное влияние на эмоциональное состояние, а также приводить к нарушениям сна и отдыха, тревожности, депрессии, агрессивности, отрицательно влиять на удовлетворенность жизнью и работой и, как следствие, на эффективность профессиональной деятельности.
Симптомы стресса могут варьироваться в широком диапазоне: от раздражительности и усталости до невротических и психосоматических расстройств.
Актуальность темы исследования заключается в установлении взаимосвязи уровня стресса, качества сна и показателей психологического здоровья, так как стресс является неотъемлемой частью жизни людей и наряду с негативным воздействием обладает и мобилизующим эффектом. И умение человека противостоять стрессу, не допуская истощения, может служить показателем психологического здоровья.
Цель исследования – выявить взаимосвязь уровня стресса и качества сна с психологическим здоровьем.
Объект исследования – уровень стресса, качество сна и психологическое здоровье взрослых людей.
Предмет исследования – взаимосвязь уровня стресса и качества сна с психологическим здоровьем у взрослых людей.
Гипотеза исследования: предполагается, что высокий уровень стресса и низкое качество сна отрицательно связаны с психологическим здоровьем.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения взаимосвязи уровня стресса и качества сна с психологическим здоровьем.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование уровня стресса, качества сна и психологического здоровья.
3. Выявить значимые взаимосвязи уровня стресса и качества сна с психологическим здоровьем.
4. Разработать практические рекомендации для испытуемых по снижению стресса, улучшению качества сна и повышению психологического здоровья.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы; сопоставление и обобщение научно-исследовательских работ по проблеме; психодиагностические и математико-статистические методы.
Методики исследования:
1. Методика комплексной оценки проявлений стресса Ю.В. Щербатых.
2. Опросник способов совладания (копинг – тест) Р. Лазаруса, С. Фолкман (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой).
3. Анкета балльной оценки субъективных характеристик сна Я.И. Левина.
4. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (адаптация А.К. Осницкого).
Глава I. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи уровня стресса и качества сна с психологическим здоровьем
1.1. Характеристика стресса
В настоящее время стресс трактуется как реакция организма человека на раздражители и изменения, происходящие в окружающей среде, независимо от отношения к ним людей, которые могут только выдерживать их присутствие. Рождение ребенка, подъем или спуск по карьерной лестнице, смена работы, места жительства, поведение членов семьи, экологическая обстановка – все это факторы стресса в жизни человека. Исходя из этого, в процессе жизнедеятельности человек подвергается различным стрессам, в том числе и профессиональным.
Профессиональный стресс рассматривается как многогранный аспект, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на различные рабочие ситуации. Сегодня для большинства людей причинами стресса в профессиональной деятельности являются следующие [15]:
- ограниченное время и высокая ответственность из-за боязни ошибок;
- проблемы с тайм-менеджментом;
- неуверенность в карьерных перспективах;
- положение в обществе, внутреннее отношение к профессии и ее репутации;
- неблагоприятная социально-психологическая атмосфера в коллективе;
- информационные инновации и загруженность.
В настоящее время проблема профессионального стресса стоит особенно остро. В современном обществе меняется отношение людей к труду: работники теряют веру в стабильность своего социального и материального положения, гарантии занятости, усиливается конкуренция за престижные рабочие места и более высокую заработную плату.
Термин «стресс» впервые был введен в 1936 г. Г. Селье. С 60-х гг. Ученый предложил рассматривать это явление со стороны теории адаптации, механизмом которой выступает напряжение. Можно выделить три вида адаптации [18]. Они выражаются в разной степени интенсивности и индивидуальны для каждого человека.
1. Гипердинамическая – сброс напряжения осуществляется за счет повышения физической нагрузки и двигательной активности (тренировка, ходьба, бег, танцы и т.д.).
2. Гиперпсихическая – сброс напряжения осуществляется с помощью коммуникации с другими людьми (в том числе и виртуального общения, например, социальные сети и т.п.).
3. Гиперфагическая – сброс напряжения осуществляется за счет получения удовольствия. Наблюдается ярко выраженным повышением аппетита, проще говоря, человек «заедает» стресс.
Также Г. Селье дал определение стрессу как неспецифической реакции организма в ответ на любое воздействие окружающей среды [18]. Данное явление вызывается как отрицательными факторами, так и положительными. Они называются стрессорами. Стресс, вызванный негативными факторами, называется дистрессом, а позитивными – эустрессом.
Стресс может быть полезным, в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий [9]:
1. Положительный эмоциональный фон.
2. Опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее.
3. Одобрение действий индивида со стороны социальной среды.
4. Наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.
В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму – дистресс. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера:
1. Эмоционально – когнитивные факторы: недостаток информации, негативный прогноз ситуации, чувство беспомощности и т.д.
2. Чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма.
3. Большая продолжительность стрессового воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса.
Существуют физиологические и биологические стрессоры. К первым относятся экстремальные температуры (жара, холод), сильные физические нагрузки и т.д. К психологическим – переживания, конфликты, принятие сложных решений, ответственность за что-либо и другие. Последние стрессоры наиболее губительны для организма, они подразделяются на информационные (условия перегрузки информацией) и эмоциональные (возникают в конфликтах, в опасных ситуациях и т.п.) [1].
Согласно Г. Селье, стресс – динамический процесс и имеет несколько последовательных стадий [18]:
1. Реакция тревоги – активирует защитные функции организма. Проявляется в учащении дыхания, сердцебиения, повышении артериального давления. Большинство стресс-реакций на этой стадии и завершаются, но только при условии, что выполнена адаптивная функция и ликвидировано действие стрессора.
2. Стадия сопротивления – на данном этапе организм продолжает приспосабливаться к новой ситуации и прибегает к «резерву», помогающему справиться со стрессом. Проявляется в повышении работоспособности, то есть человек способен решить такие задачи, которые в обычных условиях не могут быть выполнены.
3. Стадия истощения – проявление последствий долгого и интенсивного воздействия стрессоров. Если этот этап затягивается, то данная нагрузка нарушает физическое и психическое здоровье. Человек становится уязвимым к болезням, потому что организм ослаблен и его возможности не безграничны. Именно на стадии истощения развиваются психосоматические недуги и появляется высокий риск развития заболеваний, опасных для жизни.
Выделяют четыре группы симптомов стресс-реакций: когнитивные, эмоциональные, поведенческие и физиологические.
1. Когнитивные – выражаются в ухудшении восприятия, поспешности принятия решений, снижении концентрации и ослаблении памяти, постоянных негативных мыслей.
2. Эмоциональные – приступы гнева, раздражительность, беспокойство, резкое снижение степени удовлетворенности работой, жизнью, депрессия.
3. Поведенческие – употребление алкоголя и табака, ухудшение взаимоотношений с близкими людьми, нерациональное распределение времени, пренебрежение отдыхом.
4. Физиологические – мигрень, постоянная усталость, ОРВИ, обмороки, спазмы, инфекции и т.п. [2].
В ХХ веке термин «стресс» широко использовался в физиологии, медицине, психологии и социологии в исследованиях, посвященных влиянию организационной среды на здоровье людей. При этом перед представителями этих наук стоит одна задача: найти оптимальный уровень напряжения в процессе труда, обеспечивающий его высокую эффективность и в то же время не приводящий к нежелательным последствиям в результате нейропсихологических проблем [21].
По И. В. Малышеву, профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее под влиянием негативных эмоционально-напряженных факторов, связанных с профессиональной деятельностью. Особенность понятия «профессиональный стресс» заключается в том, что оно отражает особенности стрессового состояния (в его причинах, проявлениях и последствиях), возникающего при осуществлении разных видов профессиональной деятельности [11].
При этом необходимо не только изучать организационные формы и условия труда в конкретных задачах, но и анализировать особенности стресса применительно к содержанию профессии.
Поэтому профессиональные задачи и профессиональная среда в целом являются ключевыми формами, по отношению к которым рассматривается развитие стресса в профессиональной деятельности. В данном контексте термин «профессиональная нагрузка» является общим для ряда понятий, таких как «рабочая нагрузка», «трудовая нагрузка», «организационная нагрузка» и др., и относится к уровню анализа деятельности работника.
Выделяют несколько типов профессионального стресса:
1. Профессиональный стресс достижения – противоречие между ожидаемым уровнем и степени реальных возможностей человека. То есть, это напряжение вызывается боязнью совершить ошибку. Вследствие этого затормаживает реализацию творческих способностей человека.
2. Профессиональный стресс конкуренции – отношение к коллегам и окружению как к врагам и потенциальным соперникам. Люди, которые испытывают это явление, зациклены на карьере и успешности.
3. Такой интенсивный стрессор как достижение целей, решение поставленных задач вызывает профессиональный стресс успеха, причиной которого является обесценивание результата.
4. Профессиональный стресс из-за проблемы зарабатывания денег. Интересно, что ситуации крупного выигрыша, получения наследства вызывают кроме положительных эмоций размышления о возможных проблемах с этими суммами (сбережение, разорение).
Источники профессионального стресса делят на общие и специфические [4].
Общие причины:
1. Организационные проблемы. Плохая организации трудового процесса периодически вызывает задержки, которые заставляют нервничать сотрудника и мешают своевременно узнать решение по принципиальным вопросам. Или вообще остается неясным кто и за что отвечает в пределах служебной иерархии.
2. Недостаточные резервы. Нехватка рабочего персонала и исполнителей как в ключевых, так и в несущественных постах. То есть сотрудникам приходится выполнять обязанности ниже своей компетентности. Вследствие этого уменьшается ресурс времени на выполнение непосредственных задач и кроме этого, появляется ощущение обесценивания профессиональных навыков.
3. Сверхурочные и неудобные часы работы. Всем известно, что человеческий организм имеет циклические ритмы (биоритмы) в течение суток, то есть, период сна и бодрствования. Систематические нарушения внутренних биоритмов (например, ночные смены, резкое изменение активности в течение дня) вызывают психологический и физиологический стресс. Помимо вышеописанного фактора, есть еще два дополнительных. Во-первых, это нехватка свободного времени и отсутствие возможности им распоряжаться (могут внезапно вызвать для сверхурочной работы). Во-вторых, неудобные часы работы могут препятствовать развитию личных связей, хобби, которые помогают легче переносить последствия стресса.
4. Низкий статус, маленькая зарплата и плохие перспективы служебного продвижения. Несомненно, достойная заработная плата и комфортные условия труда благоприятно влияют как на эффективность, так и помогают избегать стресса. А возможность карьерного роста способствует осознанию ценности профессиональных навыков и уверенности в будущем.
5. Ненужные ритуалы и процедуры. Самый простой пример – большое количество бумажной работы, которая вызывает у работников ощущение потраченного в пустую времени.
6. Неопределенность и небезопасность. Занимают одно из первых мест в списке агрессоров. Неопределенность выбивает человека из привычной среды (чувствует себя не в «своей тарелке»).
Помимо общих, существуют специфические источники, которые конкретно связаны с выполняемой работой:
- нечеткие ролевые обязанности;
- нереалистично высокие притязания (стремление к совершенству);
- частые стычки с руководителями;
- изоляция от поддержки коллег;
- перегрузка и временной прессинг;
- недостаток разнообразия;
- плохая коммуникация;
- неадекватное руководство;
- конфликты с коллегами;
- невозможность завершить работу [6].
Таким образом, стресс – это реакция организма человека на раздражители и изменения, происходящие в окружающей среде. Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее под влиянием негативных эмоционально-напряженных факторов, связанных с профессиональной деятельностью. Основными факторами профессионального стресса являются: организационные проблемы, недостаточные резервы, неудобные часы работы, низкий статус, маленькая зарплата, плохие перспективы служебного продвижения, неопределенность и небезопасность.
1.2. Характеристика понятия «психологическое здоровье»
Термин «здоровье» относится к состоянию любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны в полной мере выполнять свои функции; отсутствие болезней. Здоровье - это сложное, системное явление по своей сути, имеет свою специфику проявления на физическом, психологическом и социальном уровнях. Проблема здоровья имеет ярко выраженный комплексный характер.
В соответствии с уставом Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье - это состояние полного физическ
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. – 526с.
2. Водопьянова Н.Е. Стресс-менеджмент: учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 283с.
3. Воловикова М.И. Психологическое здоровье: постановка проблемы и пути ее решения // Психологический журнал. – 2013. – Т.34. – №5. – С.123 – 128.
4. Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2019. – 496 с.
5. Дубровина И.В. Психологическое здоровье в контексте возрастного развития // Развитие личности. – 2015. – №2. – С. 67 – 95.
6. Зеленков М.Ю. Конфликтология. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 324 c.
7. Комплексный план действий ВОЗ в области психического здоровья на 2013-2020 годы // Всемирная психиатрия. - 2014. - №2.
8. Лебедев И.Б. Психологические условия и факторы укрепления психического здоровья / И. Б. Лебедев, А. С. Олейникова // Психология обучения. – 2013. – № 1. – С. 107 – 122.
9. Леонова А.Б. Стресс и психическое здоровье профессионалов // Руководство по психологии здоровья / Под. ред. А.Ш. Тхостово, Е.И. Рассказовой. М.: МГУ, 2019. С. 638—691.
10. Меренкова В.С. Исследование феномена «удовлетворенность жизнью» / В.С. Меренкова, О.Е. Солодкова // Комплексные исследования детства. – 2020. – т. 2. – №1. – С. 4-13.
11. Малышев И.В. Стрессоустойчивость и адаптационные возможности личности выгорающих специалистов в сложных условиях профессиональной деятельности // Современные исследования социальных проблем. – 2018. – Т. 9. № 7. – С. 152-166.
12. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПБ.: Питер, 2016. - 400с.
13. Мовсесян В. Э. Управление стрессом как один из способов повышения работоспособности сотрудников // Наука через призму времени. – 2017. – № 6. – С. 42–47.
14. Никифоров Г. С. История становления психологии здоровья: восточная традиция // Вестник психотерапии. – 2006. – № 16 (21). – С. 59-72.
15. Профессиональный стресс и стрессоустойчивость специалистов экстремального профиля деятельности: учебное пособие / Н.Н. Смирнова, А.Г. Соловьев, М.В. Корехова, И.А. Новикова. – Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2017. – 161 с.
16. Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества / отв. ред. А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Т.В. Галкина; Ин-т психологии РАН. – М., 2014. – 378 с.
17. Разумов А.Н. Здоровье здорового человека. Научные основы восстановительной медицины. – М.: Эксмо, 2008. – 218 с.
18. Селье Г. Стресс без дистресса // Журнал неврологии им. Б.М. Маньковського. – 2016. – № 1. С. – 78-89.
19. Сосновский, Б.А. Общая психология: учебник для вузов / Б.А. Сосновский, О.Н. Молчанова, Э.Д. Телегина; под редакцией Б.А. Сосновского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 342с.
20. Труфанова Т.А. Современные подходы к управлению профессиональными стрессами // Вестн. Тамбов. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 4 (44). – С. 77–84.
21. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.
22. Щербатых Ю.В. Управление стрессом для делового человека. Технологии управления стрессом, проверенные в корпоративных войнах, судебных баталиях и жестких переговорах. – М: Добрая книга, 2018. – 512 с.