Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Феномен употребления наркотиков (психоактивных веществ (ПАВ) и зависимости (аддикции) от них, выступает как научная проблема на теоретическом и прикладном уровне в медицине, психологии, социологии, культурологии в самых различных обществах и странах. Особую опасность для общества и личности из всего обширного спектра аддикций, представляет зависимость от ПАВ – алкогольная и наркотическая зависимость, как однозначно деструктивное явление, ведущее к деградации индивида на физическом и психическом уровне. Зависимость в целом и употребление наркотических веществ в частности, как медико-психологическое расстройство, имеет комплексный характер и оказывает влияние на все компоненты социального взаимодействия личности – семья, обучение, общение, профессиональное становление, личностное развитие и др. и на взаимоотношения личности с самим собой. Проблема зависимости от ПАВ имеет место и на уровне функционирования государства, включаясь в такие сферы, как нарушение правовых норм, отношения личности с законом, защита здоровья граждан, деградация населения и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
1.1. Употребление наркотиков как социальная проблема
Употребление наркотиков несет опасность формирования стойкой зависимости, отражающейся в сконцентрированности личности на определенном предмете, событии, энергии, а также присутствует болезненная привязанность к данному объекту, событию, феномену. При употреблении наркотиков имеет место формирование химической зависимости, которая формируется наиболее быстро.
В исследованиях, авторы определяют зависимость / аддикцию через аспекты взаимодействия субъекта зависимости с ней.
Зависимость рассматривается как гиперзначимое увлечение, в контексте взаимодействия с которым, деятельность, которой увлечен субъект, либо предмет этого увлечения выходит на доминирующую позицию, обусловливающую и определяющую поведение индивида и нивелирующую и субъективно обесценивающую, остальные виды деятельности личности [9].
Кроме того, зависимость тесно связана со стремлением ухода от реальности, достижение которого происходит, в частности, за счет применения изменяющих сознание наркотических химических веществ (Ц.П. Короленко и др.) [8, с.21].
С. Доулинг также подчеркивает стремление аддиктивной личности к бегству от реальности, которое осуществляется посредством химических веществ (в случае наркотической или алкогольной зависимости). Автор указывает также, что для человека с зависимостью лишь эта «искаженная» реальность позволяет ощутить эмоции адекватной и желаемой для личности силы и глубины[6]. При этом концентрация происходит на очень узкой области реальности с уходом от всех остальных сфер общественного взаимодействия.
Зависимость не рассматривается вне сопровождающего ее девиантного поведения, отклоняющегося от социальных, моральных, правовых общественных норм. Кроме того, сопутствующими для аддикции выступают патопсихологические проявления. Выраженность последних, может быть различной – от ситуации, когда индивид в целом социализирован, ведет условно «традиционный», эффективный образ жизни, проявляет себя как личность с легкой степенью акцентуации характера; до тяжелых асоциальных проявлений и полной деградации личности, ведущей, без лечения к разрушению психики и организма в целом.
На сегодняшний день исследователи выделяют весьма широкий спектр различных зависимостей, подразделяя их на:
химические (наркотическая, алкогольная зависимость);
нехимические (секс-зависимости, зависимости от киберпространства, нарушения пищевого поведения, трудоголизм, «шопоголизм» и др.) (Ц.П. Короленко, С.М. Ширко) [8; 20].
Существуют исследования, в которых выявлена связь аддиктивного поведения и самоагрессии (Н.А. Польская) [12], аддикций и алекситимии (В.В. Лукьянов, Ф.Б. Плоткин) [13].
Н.А. Польская выделяет общую форму и схему развития аддикций в которой выделяются следующие компоненты:
актуализация навязчивой мысли на объекте деятельности или предмете;
поиск данного предмета, явления, деятельности в ущерб социальным видам деятельности (работа, учёба, семейные отношения);
навязчивая включенность в процесс этой деятельности либо в потребление алкоголя, пищи, наркотических веществ и т.д.;
по завершении «аддиктивной сессии» появление синдрома отмены (раздражительность, «попрошайничество», нетерпеливость, ограничение контроля над эмоциональными реакциями) [12].
А.В. Худяков, Р. Браун и М. Гриффитс говорят о том, что существуют некоторые признаки зависимого поведения, по которым его можно «узнать» с психологической точки зрения, это:
максимизация ценности определённого поведения;
перепады настроения, которые связаны с употреблением какого-то вещества или занятием какой-то деятельностью;
наличие синдрома отмены;
конфликты и противоречия как самим собой, так и с окружающими;
рецидивы;
рост толерантности в аддиктивном поведении, устойчивости к эффективности получения выгоды от потребления[Приводится по 16].
1.2. Профилактика как средство предупреждения употребления наркотиков
В настоящее время профилактика наркомании в России включает в себя не только попытки информировать молодежь о наркотиках и их последствиях, но и четко сформулированные цели, задачи и стратегии действий, которые представляют целостную систему знаний.
В зависимости от направленности профилактической работы выделяются следующие стратегии деятельности:
1) профилактика, основанная на работе в школе, создание сети «здоровых школ», включение профилактических занятий в школьные учебные программы;
2) профилактика, основанная на работе с группами риска в медицинских и медико-социальных учреждениях;
3) профилактика, основанная на работе с семьей;
4) профилактика в организованных общественных группах молодежи;
5) профилактика, направленная на группу риска;
6) подготовка специалистов в области профилактики;
7) проведение общественных мероприятий и акций против употребления и распространения наркотиков (конгрессы, фестивали, концерты и т.д.).
Современные модели универсальной профилактики многокомпонентные. Они учитывают индивидуальные и средовые аспекты (школьные, семейные, общественные и т.д.). Такой превентивный подход является наиболее перспективным, поскольку установлено, что эффективность программ прямо пропорционально связана с количеством включенных в нее компонентов. Цель такого рода профилактических программ – получить синергический эффект при сочетании различных превентивных стратегий. Универсальная же профилактика призвана усилить факторы защиты, препятствующие началу употребления, и уменьшить факторы риска формирования зависимости от наркотиков. Нет единственного фактора, который бы способствовал началу употребления наркотиков конкретным человеком. В процессе жизни на индивида воздействует совокупность и факторов риска, и факторов защиты, которые не имеют прямых вероятностных связей с формированием зависимости от наркотиков.
Основой для создания концептуальной модели профилактики наркоманий и токсикомании послужили исследования копинг-поведения различных групп лиц, в первую очередь подростков и лиц молодого возраста, на основании которых были определены теоретические модели копинг-поведения.
Н.А. Сирота и В.М. Ялтонский предлагают модель активного адаптивного функционального копинг-поведения[17].
Эта модель позволяет сформулировать исходные позиции, к которым должен стремиться превентивный процесс для проведения первичной профилактики зависимости от наркотиков. В противоположность данной модели представляется модель неэффективного копинг-поведения (Приложение 1).
Проведенные исследования показали, что целенаправленное профилактическое воздействие приводит к формированию активных функциональных стратегий (стратегий разрешения проблем и поиска социальной поддержки) и развитию определенных личностных и средовых ресурсов. Развитые стратегии и ресурсы являются психологическими факторами резистентности к стрессу и детерминируют способность сохранять здоровье. Они являются структурными элементами поведения и могут быть отдельными мишенями для профилактических воздействий.
В результате активного копинг-поведения данная личность способна достигнуть социальной интеграции и конструктивной адаптации к условиям окружающей среды.
Активное адаптивное функциональное копинг-поведение включает в себя следующие основные компоненты:
1) сбалансированное использование соответствующих возрасту стратегий с преобладанием активных проблем-разрешающих и направленных на поиск социальной поддержки;
2) согласованность когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов поведения и развитость его когнитивно-оценочных механизмов;
3) преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудачи. Готовность к активному противостоянию воздействиям среды и осознанная направленность преодолевающего поведения на источники стресса;
4) развитые личностные и средовые ресурсы, обеспечивающие психологический фон для преодоления стресса и способствующие развитию копинг-стратегий (позитивная Я-концепция, развитость восприятия социальной поддержки, интернального локуса контроля над средой, эмпатии, аффилиации, наличие эффективной социальной поддержки со стороны среды и др.).
Позитивная Я-концепция социально адаптированных здоровых подростков отличается сформированностью, относительной устойчивостью, высоким уровнем побуждений, позитивным эмоциональным фоном, сформированным образом тела, адекватными положительными семейными, социальными, сексуальными отношениями, устойчивым уровнем самосознания, сформированными профессионально-образовательными стремлениями, субъективным ощущением контроля над средой, высокой способностью приспособления к ней, сформированностью реального и идеального компонентов самооценки.
ГЛАВА 2.РЕАЛИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
2.1.Исследование склонности к аддиктивному поведению
Исследование проводилось на базе МБОУ средняя общеобразовательная школа …….города ……..
Была проведена диагностика старшеклассников – 9-10 классов (15-16 лет), для выявления эмпирической группы подростков, склонных к зависимому поведению. Было обследовано 60 человек, для выявления группы подростков, склонных к зависимому поведению (30 человек), а также были выделены критерии модели эффективности профилактики употребления наркотиков. Соответствие этим критериям может быть оценено с помощью экспертной оценки, тестовых методик и т.д. при исследовании эффективности профилактической работы.
В исследовании была использована методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (А.Н. Орел) (см.Приложение 2).
Были получены следующие результаты.
В общей обследованной группе подростков (60 человек), были выявлены нормативные показатели по шкалам, повышенные значения, интерпретировались, как «склонность» к девиантному поведению. Небольшой процент диагностированных подростков показали «отклонение»
2.2.Формы, методы, средства профилактики употребления наркотиков
На основе проанализированного теоретического материала и показателям диагностики, представляется возможным построение программы профилактики употребления наркотиков в современной школе.
В целом, подростковый возраст является сензитивным периодом для формирования отклоняющегося поведения, к одному из направлений которого относится употребление наркотиков. Это обусловлено как внешними (стрессогенная социальная ситуация, доступность предметов зависимости), так и внутренними (период формирования личности, формирования идентичности и обретения образа Я, стремление «пробовать», для того, чтобы понять себя, высокая тревожность, гиперсензитивность и т.д.). Профилактики употребления наркотиков в школе призвана решать проблемы склонности к аддиктивному поведению. Комплексная программа ориентирована на воплощение информирования относительно механизмов формирования аддикций, нарушений права и моральных норм; относительно результатов отклоняющегося поведения для личности и социума, в который он включен. Здесь реализуется прикладной уровень профилактики девиантного поведения и актуализация личностного роста подростков.
В рамках данного исследования была разработана и реализована технология профилактики употребления наркотиков старшеклассниками.
Цель коррекционно-развивающей программы: коррекция аддиктивного поведения подростков, профилактика употребления наркотиков.
Задачи коррекционно-развивающей программы:
1. Коррекция эмоционально-волевой сферы и аддиктивного поведения подростков;
2. Формирование у участников новых жизненных целей;
3. Снижение у школьников уровня агрессии;
4. Диагностика и коррекция самооценки учащихся;
5. Развитие у школьников положительного отношения к школе;
6. Развитие толерантности и коммуникативных навыков;
7. Профилактика аддиктивного поведения;
8. Снятие эмоционального напряжения, тревожных состояний.
Этапы и содержание коррекционно-развивающей работы.
Исходя из задач, коррекционно-развивающая программа с группой строится на 3 этапах.
1 этап. Целью данного этапа является сплочение коллектива сверстников, развитие навыков межличностного общения и коммуникативных навыков. На данном этапе реализуется 3 занятия, в ходе занятий формируется стремление узнать себя, своего внутреннего мира и внутреннего мира одноклассников.
2 этап – цель: формирование новых жизненных целей, знакомство со способами выхода из конфликтных ситуаций, развитие положительного отношения к школе, толерантного отношения к одноклассникам и учащимся младших классов. На данном этапе происходит развитие умения снимать эмоциональное напряжение и тревожных состояний, средствами арт-терапии. Данный этап состоит из 9 занятий.
3 этап – цель: формирование положительного отношения к себе, принятия себя, проработка эмоциональных состояний, завершение курса. 3-й этап представлен 2 занятиями.
Ожидаемые результаты можно увидеть на количественном и качественном уровне, они могут опираться на данные, полученные в эмпирической части исследования. В контексте количества – планируется уменьшение числа обучающихся (подростков) со склонностью к аддиктивному поведению.
На качественном уровне ожидается изменение направленности, мотивации подростков, укрепление нравственных основ личности, снижение тревожности, личностный рост, принятие ответственности, формирование субъектности и т.д.
Возможно включение применяемых технологий в общую систему программ по профилактике девиантного и аддиктивного поведения на базе различных учреждений(на федеральном и региональном уровне). На базе образовательной организации может продолжаться консультирование и психотерапия по проблемам зависимого поведения по запросу.
Введение профилактики употребления наркотиков в среде подростков, формирование установки на независимость и свободу, формирует в данной социальной группе морально-нравственные основы, которые будут в дальнейшем привноситься в жизнь и социальные группы, в которые включены подростки. Привлечение волонтеров-подростков позволит расширить деятельность и вынести проводимые мероприятия на уровень городских, региональных и т.д.
Кабинеты оборудованы ТСО (техническими средствами обучения) –проекторами, аудио и видеоаппаратурой.
Расходные материалы (канцтовары, диагностический материал, материалы авторских проектов) закуплены в рамках бюджета образовательно-воспитательной деятельности общеобразовательной организации.
Поставленные цели и задачи будут выполняться на уровне реализации воспитательной и социальной работы образовательной организации (педагоги, классные руководители, социальные педагоги, психологи, волонтеры, сотрудники внешних учреждений психолого-медико-социальной профилактики).
Содержание коррекционно-развивающей программы представлено в Приложении 3.
Подготовка программы профилактики употребления наркотиков в школе с применением специальных технологий, предполагает построение того самого безопасного социального пространства для детей и подростков, а также включение в работу всех участников образовательно-воспитательного процесса. Построение программы профилактики предполагает опору на комплексный базис социально-психолого-педагогической помощи, со всеми компонентами (диагностика, профилактика, коррекция, просвещение и т.д.). Речь идет о том, что профилактика употребления наркотиков осуществляется во взаимодействии со службами медицинской, социальной, педагогической, психологической помощи и т.д.
К участию в отдельных направлениях программы профилактики приглашаются все желающие, вход на мероприятия открыт. На мероприятия по информационному сопровождению проблемы профилактики употребления наркотиков (лекции и семинары для подростков, педагогов, родителей) приглашаются все учащиеся, педагоги и родители. В образовательной организации работает психологическая служба, в которой существует практика психологического консультирования по широкому кругу вопросов, в частности, по проблемам употребления наркотиков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Исследование форм, методов, средств профилактики употребления наркотиков в деятельности современной школы было реализовано на теоретическом и прикладном уровнях.
Цель нашего исследования являлось теоретическое изучение профилактики употребления наркотиков и разработка методики работы по профилактике употребления наркотиков в деятельности современной школы.
В процессе достижения цели мы решали ряд задач.
Был проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования. Представлен анализ понятий зависимого поведения, аддикций, особенности аддиктивной личности, маркеры склонности к употреблению наркотиков и т.д.; выделены критерии, наполняющие категорию «зависимость от наркотиков, рассматриваются виды зависимого поведения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина Ю.Е. Психологические проблемы индивидуальности / Ю.Е. Алешина, Е.В. Лекторская – М., 1984.
2. Ванина Ю. Аутоагрессия: метафизика перфекционизма. Как освоить навыки пофигизма / Ю.Ванина. – М.: Издательские решения, 2018. – 50 с.
3. Ваисова Э.Р. Профилактика употребления ПАВ подростками в условиях общеобразовательной школы / Э.Р. Ваисова // Актуальные проблемы социальной работы и социально-педагогической деятельности: теория и практика: материалы II краевой студ. науч.-практ. конф. – Пермь, 2010. – С. 136-139.
4. Дедловский И.В. Девиантный подросток в образовательной среде: проблемы психологического благополучия // А.В. Кокурин, В.И. Екимова, Е.А. Орлова. Экстремальная психология: теория и практика. Часть I: сборник научных статей. – М.: Русайнс, 2017. – С. 152-160.
5. Дёгтева Т.А., Будагова А.Г. Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями группы риска: учебно-методическое пособие. – Под общ. ред. О.М. Илгамовой и др. – Ставрополь: Психологический центр, 2017. – 268 с.
6. Даулинг С. Психология и лечение зависимого поведения / Пер. с англ. P.P. Муртазина; под редакцией А.Ф. Ускова. – М.: Класс, 2000. – 240 с.
7. Ильин Е.П. Психология совести. Вина, стыд, раскаяние / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2016. – 288 с.
8. Короленко Ц.П. Психодинамические механизмы аддикций в постсовременной культуре: монография / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, Т.А. Шпикс. – Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2011. – 188 с.
9. Менделевич В.Д. Психология зависимой личности, или подросток в окружении соблазнов / В.Д. Менделевич, Р.Г. Садыкова. – Йошкар-Ола: Марево, 2002. – 239 с.
10. Максименко Е.Г. Травматерапия. Преодоление последствий психотравмирующих событий: монография / Е.Г. Максименко, В.В. Седнев, А.В. Гордеева, Е.В. Новикова. – Донецк: Фолиант, 2019. – 379 с.
11. Никонорова М.А. Психология социальной работы. Методические указания / М.А. Никонорова. – Керчь: Керченский государственный морской технологический университет, 2016. – 58 с.
12. Польская Н.А. Феноменология и функции самоповреждающего поведения при нормативном и нарушенном психическом развитии: диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук / Н.А. Польская. – М., МГППУ, 2017. – 225 с.
13. Плоткин Ф.Б. Алекситимия: общая концепция, роль в формировании и поддержании аддикции, подходы к психотерапии / Ф.Б. Плоткин // Теория и Практика Психотерапии. – 2015. – № 9. – С. 40-53.
14. Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска»: учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. О.М. Илгамовой [и др.]. – Ставрополь: ГБУСО «Психологический Центр», 2017. – 268 с.
15. Психотерапия алкогольной зависимости: руководство для врачей / Д И. Шустов, О.Д. Тучина. – СПб.: СпецЛит, 2016. – 415 с.
16. Симатова О.Б. Психология зависимости / О.Б. Симатова. – Чита: ИЗабГГПУ, 2006. – 308 с.
17. Сирота Н.А. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – М.: Центр полиграфических услуг «Радуга», 2004. – 191 с.
18. Хломов К.Д. Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков / К.Д. Хломов // Социальная психология и общество. – 2016. – Т. 7. – № 2. – С. 109-125.
19. Шустов Д.И. Аутоагрессия и самоубийство при алкогольной зависимости: клиника и психотерапия / Д.И. Шустов. – СПб.: СпецЛит, 2016. – 209 с.
20. Ширко С.М. Склонность к любовной аддикции в романтических отношениях у девушек и юношей / С.М. Ширко // София. – 2018. – № 1. – С. 35-39.
21. Шиляева И.Ф. Диагностика и прогнозирование девиантного поведения в молодежной среде: учебное пособие / И.Ф.Шиляева. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2019. – 105 с.