Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Феномен педагогическое оценивания за последние годы приобрел широкое распространение. На протяжении долгого времени существовал спор об оценочной деятельности, видах оценки, ее роли в формировании познавательной активности учащихся и т.п. Но и на сегодняшний день остается дискуссионным данный вопрос.
Оценка выражает сущность деятельности, способствует ее анализу с различных позиций. Процесс оценивания имеет очень важное значение для всего процесса обучения, поскольку на его основе происходит формирование факторов мотивации учеников, влияющих на восприятие ими обучения, желания получать новые знания, умения и навыки.
Со стороны педагога процесс оценивания рассматривается как основная часть его деятельности, которая отражает продуктивность его работы, способствует возможности корректирования процесса обучения с учетом выявленных фактических недочетов. Актуальность исследования педагогической оценки выражается в том, что она является непосредственным регулятором действий учащегося, помогает выявить слабые стороны знаний, с помощью оценки знаний учащийся понимает какой материал ему слабо доступен и на который он может потратить свои силы для подробного изучения, также педагогическая оценка стимулирует активную деятельность учащегося, учит правильно проводить самоанализ, а главное значительно влияет на формирование самооценки. Правильное применение оценки, а также возможность представления педагогом о различиях педагогического оценивания и отметки, способность их интегрировать играют очень важную роль для дальнейшего процесса обучения. Борьба за повышение качества обучения и усвоения знаний продолжает оставаться важной задачей и на сегодняшний день. Таким образом, тема работы актуальна.
Объект исследования: уроки информатики.
Предмет исследования: методы проверки знаний на уроках информатики.
Цель исследования: определение эффективных методов проверки знаний при обучении информатике в начальной школе.
Задачи исследования:
1. рассмотреть особенности обучения информатики младших школьников;
2. проанализировать диагностику знаний учащихся по информатике;
3. изучить опыт организации проверки знаний при обучении информатике в начальной школе;
4. разработать рекомендации для учителей информатики начальных классов в организации проверки знаний при обучении информатике в начальной школе.
При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы; изучение опыта работы учителей информатики по проблеме исследования.
Гипотеза – эффективная организация проверки знаний на уроках информатики способствует более эффективному усвоению учащимися учебного материала.
Теоретическая значимость исследования заключается в выделении и обосновании развития основных разделов содержания обучения информатике в начальной школе по годам обучения и оценка методов проверки знаний при обучении информатике в начальной школе.
Практическая значимость заключается в том, что даны рекомендации для учителя информатики начальных классов в организации проверки знаний при обучении информатике в начальной.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Особенности обучения информатики младших школьников
Информатика рассматривается в общеобразовательной школе вообще и в начальной школе в частности в двух аспектах. Первый - с позиции формирования целостного и системного представления о мире информации, об общности информационных процессов в живой природе, обществе, технике. С этой точки зрения на пропедевтическом этапе обучения школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека.
Второй аспект пропедевтического курса информатики - освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся начальной школы к продолжению образования, к активному использованию учебных информационных ресурсов: фонотек, видеотек, мультимедийных обучающих программ, электронных справочников и энциклопедий на других учебных предметах, при выполнении творческих и иных проектных работ [3].
В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах работы с информацией. В соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка - формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий на других предметах [12].
Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности).
Программа курса информатики для начальной школы разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе/ Хрестоматия. Психология развития СПб: Питер, 2011. - 512 с.
2. Босова Л.Л. Комбинированные уроки информатики // Информатика и образование. – 2013. – № 3. – С.85-92.
3. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах: Метод. реком. для учителя по курсу «Информатика в играх и задачах». В 4 Ч. для четырехлетней начальной школы. 2016.
4. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе: Методическое пособие / Ю.А. Аверкин и др.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
5. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: Методическое пособие / Ю.А. Первин – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015. –228 с.
6. Рыжов В.Н. Методика преподавания информатики. Электронный учебник. / В.Н. Рыжов – Саратов. 2012. – 512 с.
7. Самылкина Н. Построение тестовых заданий по информатике. Методическое пособие. -М., 2013. 255 с.
8. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Уч. пособие. -М., 2011. - 271 с.
9. Тихомиров В. Информационные технологии для будущих экономистов // Высшее образование в России. - 2011. - №1.- С. 113-116.
10. Уилмс Д. Тестирование умений и навыков: основные принципы // Директор школы. - 2014. - №6 (11). - С. 14-22.
11. Хубаев Г. О построении шкалы оценок в системах тестирования // Высшее образование в России. - 2015. - №1.- С. 122-125.
12. Щапов А. Тестовый контроль в системе рейтинга // Высшее образование в России. - 2016. - №3. - С. 100-111.
13. Швачко Н.В. Основные аспекты преподавания темы «Информация» в начальной школе // Информатика и образование. 2016. № 9.
14. Ускова Н.Н. Конспекты уроков для учителя информатики: нач. шк./ Н.Н. Ускова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 159 с.
15. Яковлева Е.И., Сопрунов С.Ф. Проекты по информатике в начальной школе // Информатика и образование. – 2014. – № 7. – С.10-15.
16. Якушина, Е. Школьный сайт создаем сами: [Интернет – технологии позволяют установить связь со школами в разных городах и странах] // Народное образование. – 2005. - № 1. – С. 98 – 102.
17. Богомолова Е.В. Теория и методика обучения и воспитания информатике [Электронный ресурс], URL-доступ: bogo-molovaev.narod.ru/
18. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» на официальном сайте Министерства Образования и Науки РФ [Электронный ресурс], URL-доступ: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/
19. Первушкина Е. А., Комиссаров Д. С. Об особенностях конструирования урока информатики и ИКТ в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 177-181. — URL https://moluch.ru/archive/138/38804
20. Примерная программа формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся [Электронный ресурс], URL-доступ: http://www.eurekanet.ru/res_ru/0_hfile_2234_1.doc