Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
В настоящее время главными задачами воспитателя является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.
Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность детей. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто. Она является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации педагогической среды, т.е. применением педагогической технологии.
В научно-методической литературе последнего десятилетия отчетливо наблюдается тенденция к организации учебного процесса с использованием дидактических игр. Об этом свидетельствует разработки методистов, ученых-педагогов, преподавателей по разным учебным дисциплинам Т.А. Акимова, JI.B. Гудкова С.А. Ермолаева, В.Г. Коваленко, О.Ю. Савченко. В их работах одним из эффективных средств активизации учебной деятельности дошкольников, положительно влияющих на повышение качества знаний, умений и навыков, является систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру материала.
Объект исследования: процесс развития умственных способностей старших дошкольников посредством использования системы дидактических игр.
Предмет исследования: особенности процесса умственного развития детей старшего дошкольного возраста.
Целью работы является изучение проблемы использования дидактических игр как средства умственного развития.
Задачи исследования:
- определить формирование умственной активности детей дошкольного возраста;
- рассмотреть дидактическую игру как основное средство умственного развития;
-провести анализ использования дидактической игры в процессе формирования умственного развития дошкольников;
- рассмотреть результаты исследования формирования умственного развития дошкольников через дидактические игры.
Методы исследования:
- теоретические: анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, систематизация;
-эмпирические: педагогический эксперимент, диагностические наблюдение, беседы с детьми.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Дидактические игры их место и роль в образовательном процессе
1.1. Формирования умственной активности детей дошкольного возраста
Под умственным развитием рассматривают чаще всего изменения личности в мыслительной сфере, ее качественные и количественные преобразования. Данный процесс происходит лишь при нахождении личности в социуме, в процессе постоянной познавательной деятельности индивида. Умственному развитию детей дошкольного возраста способствует осуществление умственного воспитания, когда взрослый специально организует деятельность и обучает воспитуемого с целью передачи ему необходимых и доступных для данного возрастного этапа знаний.
З.А. Михайлова считает, что полученные ребенком знания влияют на его умственное воспитание, помогают формировать познавательные процессы. Они, в свою очередь, способствуют формированию умений и навыков в различных сферах деятельности ребенка.[17, c 96]
Не все дети имеют одинаковый уровень умственного развития. И причиной этому не какая-то там отсталость в умственных процессах. Просто все дети по натуре своей разные, и у каждого типа ребенка свои особенности, свой темп развития, в любой сфере его деятельности. Очень влияет на умственное воспитание ребенка тип его темперамента и средства, с помощью которых данный процесс осуществляется.
К 4-5 годам дошкольник должен обладать определенным уровнем умственного развития, а именно:
-иметь сформированную систему элементарных знаний о
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет/ Н.А. Арапова-Пискарева. – М.: Мозаика-Синтез. 2012. – 200 с.
2. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений/ М. Беженова. – М.: Эксмо,2013. – 210с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,2008. – 98 с.
4. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина. − М.: Академия, 2012. – 240 с.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., дораб.. – М.: Просвещение, 2011. – 160с.
6. Буре Р.С. Готовим детей к школе / Р.С. Буре. − М.: Просвещение, 2012. – С. 96.
7. Венгер Л.А. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.: Педагогика, 2010. - С. 32-36.
8. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2015. – 209с.
9. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей -3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2016. — 96 с.
10. Гуткина Н.И. Инструментальный метод в детской практической психологии. // Вопросы психологии. − 2003. − №1. – 17 с.
11. Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада/. - под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 2014. – 350 с.
12. Зак З.А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей. М.: «Академия», 2012. – 206 с.
13. Козлова С.А., В. Д. Квадратенок. Дидактические игры по математике для дошкольников М.: Школьная пресса, 2014. – 16 с.
14. Мухина В.С. Психология дошкольника / под ред. ЛА. Венгер. – М.: Просвещение, 2013. – 452с.
15. Основы дошкольной педагогики /под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Наука, 2011. – 110с.
16. Пидкасистый. И. П. Педагокика. М: Академия, 2014 г. – 143 с.
17. Развитие познавательно - исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители: З.А. Михайлова. Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина. З.А. Серова – СПб: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- 160с.
18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологи, 2008– 84 с.
19. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / М.: Академия, 2012. – 368 с.
20. Фалькович Т.А. Формирование математических представлений/ Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2015. – 165 с.
21. Щербакова Е.Н. Теория и методика математического развития дошкольников/ Е.Н. Щербакова. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», - 2013. – 392с.