Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Автомобильная дорога – комплекс инженерных сооружений, предна-значенных для движения транспортных средств с установленными скоростя-ми, нагрузками и габаритами. Финансируя в дорожную отрасль, мы способ-ствуем развитию экономики в целом.
Целью данного курсовой работы «Проект участка автомобильной до-роги в Калевальском районе Республики Карелия» является освоение и за-крепление методов проектирования автомобильных дорог на карте в соот-ветствии с требованиями СП34.13330.2021 «Автомобильные дороги», по-строение продольного профиля автомобильной дороги. В курсовом проекте рассмотрены вопросы проектирования основных элементов автомобильной дороги. При проектировании трассы дороги особое внимание уделяется климатическим условиям данной местности, условиям окружающей среды. Во внимание берутся все факторы, влияющие на строительство и эксплуата-цию автомобильной дороги в течении не менее 20 лет.
Учебный проект «Проект участка автомобильной дороги» разработан на основании задания на проектирование и карта масштаба 1:10 000.
Курсовой проект закрепляет знания, полученные студентами при изу-чении теоретической части курса и дает первоначальные навыки по примене-нию этих знаний на практике.
Данный проект направлен на реализацию следующих задач Республи-ки Карелия:
обеспечение автомобильного сообщения и повышение транспорт-ной доступности в районе;
повышение качества жизни жителей района тяготения дороги, по-явится стимул экономическому и культурному развитию населенных пунктов района прохождения трассы.
1 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Характеристика района изысканий
Калевальский район расположен на северо-западе Республики Карелия На севере район граничит с Лоухским районом, на юго-западе с городом Костомукша, на западе – с Финляндией, на юге – с Муезерским районом, на востоке – с Кемским районом. Площадь района составляет 13,3 тыс. кв. км. Административный центр - пгт Калевала. Это самый малонаселенный район во всей Карелии. Количество жителей в районе 6,5 тыс. человек. В состав муниципального образования «Калевальский национальный район» входят 4 поселения, в том числе 1 – городское, 3 – сельских. Всего на территории района на значительном отдалении друг от друга расположено 9 населённых пунктов, связанных между собой автодорогами.
1.1.1 Экономика
Ведущие отрасли экономики: рыболовство и рыбоводство, лесозаго-товка и деревообработка. Основным богатством Калевальского района явля-ется лес, поэтому экономика Калевальского района традиционно ориентиру-ется на лесную промышленность.
Имеются полезные ископаемые: молибден, железная ру-да, кварцит, медь, торф.
На территории района в 2006 году образован национальный парк «Калевальский».
В районе нет ж/д сообщения, дороги в основном с щебеночным покры-тием. На юге, в Юшкозере находится конечная станция железнодорожной ветки, ведущей из Суоярви.
Развитие приграничного сотрудничества также является одним из ос-новных направлений развития Калевальского района.
1.1.2 Климат
Климат континентальный. Зима холодная, температура достигает до –30° С, лето умеренно теплое, в июле - до +20° -25°. В конце июня над Кале-вальской землей почти незаходящее солнце, т.е. наступает время белых но-чей. В зимний период световой день очень короткий – 4 часа. Согласно СП34.13330.2021 район работ относится ко II дорожно-климатической зоне. Необходимые для расчетов и проектирования дороги данные приведены в ведомости климатических показателей (табл. 1.1), по данным «СП 131.13330-2020. Строительная климатология».
Таблица 1.1 – Ведомость климатических показателей по метеостанции Кемь
Показатель Ед. изм. Величина
1 Абсолютная температура воздуха минимальная °С -40
максимальная °С +32
2 Средняя температура наружного воздуха наиболее холодной пятидневки вероятно-стью превышения 0,98 °С -29
0,92 °С -27
3 Преобладающее направление ветра за декабрь-февраль З
июнь-август С
4 Максимальная из средних скоростей ветра по румбам за январь м/с 5,1
5 Минимальная из средних скоростей ветра по румбам за июль м/с 4,1
6 Среднемесячная относительная влажность воздуха наиболее холодного месяца % 86
теплого месяца % 77
7 Количество осадков за ноябрь – март мм 116
апрель – октябрь мм 332
Таблица 1.2 – Повторяемость и средняя скорость ветра по румбам, %, рис. 1
Месяц Январь Июль
Направле-ние ветра С СВ В ЮВ Ю ЮЗ З СЗ С СВ В ЮВ Ю ЮЗ З СЗ
Повторяе-мость, % 5 7 5 7 15 19 27 15 15 20 13 14 9 11 10 8
Средняя
скорость, м/с 5,4 7 5,6 6,7 5,1 4,9 5,7 5,7 5,2 5,1 4,1 4,5 3,5 3,4 4,4 4,7
Рисунок 1 – Розы ветров; а – январь, б – июль; синяя – повторяемость, %;
красная – средняя скорость, м/с
1.1.3 Рельеф
Рельеф в районе в основном равнинный. Колебания отметок от 162,9 до 147,1 м. Рельеф местности слабо расчлененный с колебаниями высот в 20 м. Рельеф местности на полосе варьирования трассы равнинный. Разность отметок на 1 км изменяется от 1 до 5 м. Направление склона – с северо-восточного к юго-западному. Водотоки постоянного действия. Поверхностный сток на местности не везде обеспечен. Трассой пересекаем пойму реки Иня с многочисленными понижениями и повышениями рельефа.
1.1.4 Инженерно-геологические и гидрологические условия
Район Калевальский занимает восточную часть геологической структу-ры, именующейся Вокнаволокский блок. В пределах Вокнаволокского блока развиты древнейшие нижнеархейские супракрустальные комплексы – гнейсы амфибол- и биотит содержащие и инфракрустальные комплексы – гранитои-ды, тоналитогнейсы, гнейсогранодиориты с возрастом 3,5 млрд лет. Харак-терной особенностью является широкое развитие нижнеархейских супракру-стальных образований – биотитсодержащих и амфиболсодержащих гнейсов, сформировавшихся в результате метаморфизма древнейших осадочных и вулканогенных отложений. Практически вся территория района сложена древнейшими кристаллическими породами гранитоидного ряда или мигма-титами гранитов с повышенными концентрациями в них кремнезема, натрия и пониженным значением, железа и микроэлементов, что определяет высокие значения кислотности почв.
Гидрографическая сеть представлена реками Иня и Букля. Река Иня те-чет с севера на юг и впадает в р. Букля. Реки не судоходные, шириной до 5 м. На карте есть один ручей без названия, впадающий в р. Иня. На р. Букля при пересечении с грунтовой дорогой устроена плотина и пруд. Берега реки из-резаны боковыми логами; болот и озер на местности нет.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бабков В. Ф., Андреев О. В. Проектирование автомобильных дорог. - М.: Транспорт, 1987. - 368 с.
2. В. Я. Горьковец, М. Б. Раевская. Геологические особенности кри-сталлического фундамента в приграничной полосе Финляндии и Республики Карелия. – Карельский научный центр РАН № 2. Петрозаводск, 2009.
3. Жуков, В.И. Проектирование автомобильных дорог. Основы: учеб-ное пособие. В.И. Жуков В.И., Т.В. Гавриленко. – Красноярск: Сиб. Федер. ун-т, 2014. – 144 с.
4. Красильщиков И. М., Елизаров Л. В. Проектирование автомобиль-ных дорог. – М.: Транспорт, 1986. - 215 с.
5. Проектирование автомобильных дорог: Справочник инженера-дорожника/ Под ред. Г. А. Федотова. – М.: Транспорт, 1989. - 437 с.
6. ГОСТ 21. 701-2013 Система проектной документации для строитель-ства. Правила выполнения рабочей документации автомобильных дорог. – Москва, Стандартинформ, 2014. – 35
7. ГОСТ 25100-95. Грунты. Классификация. Госстрой России - М.: МНТСК (ГУП ЦПП),1997-37с.
8. СП 131.13330.2020. Актуализированная редакция. СНиП 23-01-99*. Строительная климатология. Госстрой России. – М.: ГУП ЦПП, 2020.
9. СП 34.13330.2021. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. – Мин-во региональные развития РФ. – М., 2013. – 139 с.
10. СП 47.13330-012 Инженерные изыскания для строительства. Ос-новные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96 – Мин-во региональные развития РФ – М., ФАУ «ФЦС», 2013. – 110 с.
11. Условные графические обозначения на чертежах автомобильных дорог. – М.: ГУП ЦПП Госстроя России, 1997. - 26 с.