Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Вооруженные силы и другие воинские формирования России играют важную роль в создании необходимых условий для осуществления государственных реформ. Судебная реформа как одно из направлений государственных преобразований включает изменения в организации и деятельности военных судов. В последние годы законодательство о деятельности военных судов претерпело значительные изменения, связанные с расширением юрисдикции и необходимые для обеспечения безопасности всего государства и его граждан. Изменения, внесенные в судебную систему, указывают на растущую роль военных судов в защите гражданских прав. Таким образом, юрисдикция военных трибуналов была расширена за счет включения в их компетенцию дел об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими. Дела террористической направленности; возбуждать апелляционные производства по уголовным, гражданским (административным) делам в военных судах; путем внесения поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, предусматривающих возможность передачи дел из суда военным для обеспечения безопасности участников. Вопросы, связанные с расширением компетенции и судебной практики военных судов, изменениями в процессуальном законодательстве и другими вопросами, связанными с построением системы полномочий и статуса судей, требуют анализа конкретных правовых норм, регулирующих деятельность военных судов.
Объектом работы выступают общественные отношения, складывающиеся в системе функционирования военных судов в РФ.
Предметом настоящей работы, определившим тему исследования, стали нормы права, определяющие особенности функционирования военных судов в РФ.
Основной целью работы является комплексный анализ системы, полномочий и особенностей регулирования деятельности военных судов в РФ.
Задачи исследования следующие:
рассмотреть понятие и место военных судов в РФ;
изучить правовое регулирование деятельности военных судов на территории РФ;
охарактеризовать особенности организации военных судов в РФ;
исследовать реформирование военных судов в Российской Федерации.
Методологическую основу данной работы составляют общенаучные (логико-правовой, системный анализ) и специальные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования.
Теоретическую базу исследования представляют учебные труды российских ученых по вопросам темы исследования.
Структура исследования определена содержанием темы и поставленными в ходе настоящего исследования задачами. Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОЕННЫХ СУДОВ
1.1. Понятие и место военных судов в судебной системе
Во многих странах в судебной системе существуют специальные суды, юрисдикция которых относится к рассмотрению отдельных дел, исключенных из юрисдикции судов общей юрисдикции. Система специальных судов - это судебный орган, имеющий определенную специализацию, а также имеющий свой собственный отдельный суд. В своей деятельности эти судебные органы применяют специальную систему правосудия и относятся к таким судам, дела которых имеют множество нюансов. Таким образом, судьи, работающие в этих судах, должны иметь ряд дополнительных квалификационных требований по сравнению с судьями общей юрисдикции. Они должны обладать глубокими знаниями в соответствующих областях права, опытом работы в определенных государственных учреждениях, когда речь идет о судах, опытом службы в вооруженных силах. К судьям таких судов предъявляются особые требования почти во всем мире [3].
Например, судьями военных судов в Англии могут быть только члены юридической фирмы, работающие в сфере вооруженных сил, прокуроры. Основным критерием возможности замещения должности судьи является оказание юридической помощи гражданам, организациям и государствам путем участия в судебных процессах. Он будет представлять интересы и потребности профессионального опыта, который позволит вам претендовать на должность судьи в Великобритании. Например, стаж работы судей Апелляционного суда и Верховного суда не должен превышать десяти лет. Обратите внимание, что система специализированных судов помогает создать более экономичный, быстрый и эффективный процесс [7].
В научной литературе неоднократно подчеркивалось: «... создание специализированных судов обусловлено различными причинами. Одним из факторов, обеспечивающих неоспоримые преимущества создания специальных судов, можно считать повышение точности принятия специальных решений » [5]
Появление специальных военных систем - одна из ключевых особенностей судебной системы современной эпохи. Суды специальной юрисдикции должны отличаться от судов чрезвычайной юрисдикции. Как правило, такие суды существуют при авторитарном режиме, чаще всего для решения вопросов, для решения которых судебная администрация, существующая в государстве, по каким-либо причинам не может быть использована. Основания и условия для создания и деятельности чрезвычайных судов часто противоречат основополагающим принципам Суда, таким как статья 6 Европейской конвенции о правах человека. В соответствии с этим положением деятельность указанного судебного органа в России запрещена частью 3 статьи 118 Конституции Российской Федерации [1]. Хотя международное законодательство не предусматривает единого подхода к решению вопросов, связанных с типами судов специального назначения и их юрисдикцией.
Однако можно определить несколько основных причин, связанных с организацией этих судов.
отдельная система сословной и профессиональной подсудимых судов феодальных Англий, судов по делам по несовершеннолетним во Франции, ювенальной юстиции;
организация осуществления судебной деятельности: другие органы государственной власти, по своей сути не входящие в судебной систему, административные суда Франции;
по категории дел суды транспортных судов в США и трудовых судов в Германии.
Согласно нормам действующего законодательства - статье 25 ГПК РФ - военные суды названы специальными, потому что, как говорится в указанной норме, в случае, предусмотренном федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными и другие специализированными судами. Также позиция, что военная система рассматривается как специализированные суды, разделяется и Конституционным судом РФ.
В зависимости от вышеизложенного, военные суды относятся к категории специальных судов. Профессор Н.А. Петухов отмечает, что, на одной стороне, высшая судебно-юридическая инстанция в системе военно-юридической юрисдикции – Судебное коллегии по делам военнослужащих Верховного суда РФ, из-за этого можно сделать вывод, что современная точка зрения отнесения военных судов к специализированным – в современной России некорректна некорректна для того, чтобы говорить об военных судах как специализированных судах по их объекту.
Однако, наоборот, военные суда направляют судебное следствие к специальному субъекту – военнослужащим и лицам, проходящим военные сборы, так что можно сказать, что эти органы специализируются именно на субъекте. «При этом существующие военные суды в России, которые теоретически совершенно точно являются не общей юрисдикцией, а особой юрисдикцией, судебно-процессуально подчиняются именно Верховному Суду Российской Федерации, в котором функционирует Судебное коллегиальное управление по делам военнослужащих». Однако вопрос о «специализации» судов остаётся открытым, как уже говорилось, суды реализуют правосудие в Вооруженных Силах и других войсках. Именно в этом положении определяются действия, особенности военной организации, которые обусловлены «решением задач правового регулирования в таких особых условиях, когда деятельность иных судов общей юрисдикции невозможна» [20].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арутюнова Г. С. правовые основы построения судебной системы Российской Федерации на современном этапе / Г. С. Арутюнова // Постулат. - 2017. - С. 97-101.
2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов.6-е изд.изм. и доп. / М. В. Баглай-М.: НОРМА, 2020. - 325 с.
3. Белевцева М. В. подсудность военных судов Российской Федерации на современном этапе // Вестник саратовской юридической академии. 2017. - № 4. - С. 32.
4. Бозров В. М. актуальные проблемы деятельности судов общей юрисдикции Российской Федерации: Учебник / коллектив авторов ; под ред. В. М. бозрова. - Москва: юстиция, 2021. - 568 С.
5. Бузлаева Ю.В. Гласность – как общее условие судебного разбирательства в уголовном процессе / Ю.В. Бузлаева // В сборнике: Юридическая наука как основа формирования правовой культуры общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 14-17.
6. Вилкова Т. Ю. Принцип гласности уголовного судопроизводства: история, современность, перспективы : монография / Т. Ю. Вилкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 286 с.
7. Деминова В.Ю. Гласность уголовного судопроизводства: новое видение / В.Ю. Деминова // Вестник современных исследований. – 2017. – № 4-1 (7). – С. 200-203.
8. Ермошин Г. Т. Статус судьи в Российской Федерации: диссертация... доктора юридических наук: 12.00.11: Рус.гос. ун-т правосудие. - М., 2016. - 129 С.
9. Изварина, А. Ф. судебная система России. Концептуальные основы организации, развития и совершенствования / А. Ф. Изварина. - М.: Проспект, 2020. - 304 c.
10. Климов о.Ю. судебная реформа в России: проблемы совершенствования процессуального законодательства / А. Ю. Климов. - М.: Городец, 2021. - 452 с.
11. Краузе, А. В. родовая подсудность гражданских дел военным судам и другим специализированным судам / А. В. Краузе // молодой ученый. – 2020. – № 8 (298). - С. 153-155.
12. Марков, А. Суд первой инстанции / А. Марков. - Москва: СИНТЕГ, 2021. - 271 c.
13. Плигина, А. И. проблемы правового регулирования статуса судьи Военного суда / А. И. Плигина / / молодой ученый. – 2022. – № 23 (418). - С. 327-328.
14. Суздаль, С. Ф. специализированные военные суды в России: Современные проблемы и пути развития / С. Ф. Суздаль // молодой ученый. – 2022. – № 23 (418). - С. 369-370.
15. Туганов Ю. Н., Аулов В. К. модернизация судоустройства законодательства: военные суды, статус судей этих судов и судопроизводство (комментарии федеральных законов, реформирующих военно-судебную систему) // Право в Вооруженных Силах. 2019. - № 2. - С. 19-24.
16. Цыганаш, В. Н.модели понимания судебной власти как объекта охраны судебными приставами / В. Н. Цыганаш. - М.: Издательство Южного федерального университета, 2019. - 256 c.