Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНТОНИМИЯ И ЕЁ ВИДЫ 5
1. 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «АНТОНИМИЯ» 5
1. 2 ТИПЫ АНТОНИМОВ 6
1. 3 ФУНКЦИИ АНТОНИМОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ 8
ГЛАВА 2. ПОЭМА ЛЕРМОНТОВА «ДЕМОН» 10
2. 1 РОЛЬ И МЕСТО ПОЭМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕРМОНТОВА 10
2. 2 СЮЖЕТ ПОЭМЫ 11
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНТОНИМОВ В ПОЭМЕ «ДЕМОН» 15
3. 1 КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ АНТОНИМЫ 15
3. 2 КОНТРАРНЫЕ, КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ И ВЕКТОРНЫЕ АНТОНИМЫ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ЛИТЕРАТУРА 30
ПРИЛОЖЕНИЕ. АНТОНИМЫ, РАССМОТРЕННЫЕ В РАБОТЕ 32
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изучение особенностей строения литературного текста — одна из наиболее интересных проблем филологического анализа текста. Стиль художественной литературы занимает особое место в ряду других функциональных стилей русского языка, и все языковые средства такого текста направлены на выполнение поэтической, эстетической функции. И, возможно, наиболее ярко это может быть заметно на примере произведений эпохи романтизма, когда авторы сознательно делали установку на эмоциональность, насыщенность текста яркими средствами выразительности.
Итак, слово в художественном тексте обретает особое эстетическое значение. И у каждого художника, у каждого автора эта система эстетических смыслов — своя, она строится по индивидуальным законам и отражает мировоззрение конкретного автора,
По мнению Л. И. Донецких, в художественном тексте необходимо выявлять «колеблющиеся смыслы», а затем, «приближаясь к объективному, растолковывать как эстетический факт, как часть целого. <…> Слово <…> реализует свои возможности и на лексическом, и на словообразовательном, и на синтаксическом, и на тропеическом уровнях, образующих у каждого художника свою систему, в которой отражается его видение мира, его творческий почерк. Обнаружить эту систему, ощутить энергию смысловых токов на поверхностной и в глубинной плоскостях — задача толкования художественного текста».
Цель данной работы — проанализировать, какую функцию в структуре текста поэмы Лермонтова «Демон» выполняют антонимы.
Для достижения этой цели нам необходимо решить ряд более частных задач:
- дать определение понятия «антонимы», «антонимия»;
- указать, какие типы антонимов существуют;
- проанализировать, какие тропы и фигуры речи строятся на основе антонимов;
- кратко остановится на истории создания и сюжете поэмы Лермонтова «Демон» и выявить, почему здесь настолько актуальны антонимы;
- проанализировать, какие антонимы и в каких функциях используются в поэме.
Глава 1. Антонимия и её виды
1. 1. Определение понятия «антонимия»
Наиболее полное определение антонимии даётся в статье Л. А. Новикова «Антонимия» в «Лингвистическом энциклопедическом словаре»: «Антонимия ― тип семантических отношений лексических единиц, имеющих противоположные значения (антонимов). Антонимия представляет собой одну из языковых универсалий, так как свойственна всем языкам.
Существенные различия в предметах и явлениях объективного мира отражаются в языке как противоположность. <…> Её логическую основу образуют противоположные видовые понятия, представляющие собой предел проявления качества (свойства) определяемого родовым понятием: «горячий – холодный» («температура»), «тяжёлый – лёгкий» («вес») и т. п.»
Кроме того, антонимы, как и синонимы — это прежде всего явление лексическое; антонимы принадлежать к одной части речи. Как пишет О. А. Крылова, «антонимами называются различные слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению».
Антонимия как лексическая категория — это семантическое отношение противоположных значений, выражаемых формально различными словами, которые реализуют в тексте функцию противопоставления и другие связанные с нею функции.
Если говорить о явлениях реальности, на которых основывается антонимия, то, как пишет Л. Н. Новиков, «в основе антонимии лежит ассоциация по контрасту. <…> Антонимы тесно взаимосвязаны не только друг с другом, но и с иными категориями лексических единиц, например, синонимами (полный – толстый – жирный; худой – костлявый – тощий), лексическими конверсивами (он толще неё – она худее него).
Противоположность существует онтологически в отражаемом нашим сознанием мире именно как существенное различие, которое может быть выражено в языке».
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в 4-х т. Т. 2. М., Художественная литература, 1983
2. Вацуро В. Э. Поэмы Лермонтова. // Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). Л.: Наука. 1979-1981. Т. 2. Поэмы.
3. Висковатый П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Биография. М., Захаров, 2004
4. Висковатый П. Несколько слов по поводу поэмы «Демон» // Лермонтов М. Ю. Сочинения. М., 1891. Т. 3.
5. Гинзбург Л. Я. Творческий путь Лермонтова. Л., Художественная лит., 1940.
6. Гиреев Д. Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон». Творческая история и текстологический анализ. Орджоникидзе, Северо-Осетин. кн. Изд., 1958
7. Григорьян К. Н. Лермонтов и романтизм. М., - Л. Наука, 1964
8. Докусов А. Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон» // ж. «Русская литература», 1960, № 4
9. Донецких Л. И. Слово и мысль в художественном тексте. Кишинёв, 1990. С. 10
10. Дурылин С. Н. Как работал Лермонтов. М., Мир, 1934
11. Иванова Т. Посмертная судьба поэта. М., Наука, 1967
12. Иеромонах Нестор. Пророческий смысл творчества М. Л. Лермонтова. СПб., 2006
13. Изучение творческой истории художественных произведений. М., 1962
14. Крылова О. А. Лингвистическая стилистика. М., 2006. С. 118
15. Любимова-Дороватовская B. C. Списки поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон»: (По материалам Отдела рукописей) // М. Ю. Лермонтов: Статьи и материалы. М., Соцэкгиз, 1939
16. Максимов Д. Поэзия Лермонтова. М., - Л., Наука, 1964
17. Манн Ю. В. «Демон» // Манн Ю. В. Динамика русского романтизма. М., Аспект-пресс, 1995
18. Найдич Э. Э. Этюды о Лермонтове. СПб, Худож. лит., 1994
19. Новиков Л. А. Антонимия // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 35
20. Новиков Л. А. Русская антонимия и её лексикографическое описание // Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка. М., 2001. С. 4 - 7
21. Пульхритудова Е. «Демон» как философская поэма. // Творчество М. Ю. Лермонтова. М., Наука, 1964.
22. Роднянская И. Демон // Лермонтовская энциклопедия. М., Советская энциклопедия, 1999
23. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1968
24. Удодов Б. Т. М. Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. Воронеж, изд-во Воронежского ун-та. 1973
25. Шмелёв Д. Н. Современный русский язык. Лексика. М., 1977