Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из немаловажных направлений внутренней деятельности любой корпорации является бюджетирование, которое представляет собой управленческий инструмент распределения (или планирования) ресурсов, отраженных в денежных и натуральных показателях с целью достижения стратегических целей бизнеса. Развитие рынка стимулирует развитие экономических отношений, в частности в сфере планирования и прогнозирования. Планирование и прогнозирование позволяет составлять планы развития предприятия как на различные периоды (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные), а также по трем различным сценариям (реалистичному, пессимистическому и оптимистическому). Именно планирование и прогнозирование позволяет определять курс дальнейшего развития экономики отдельных предприятий и отраслей в целом. В связи с этим изучение планирования на предприятии является актуальным и очень важным аспектом, т.к. очень часто от качества организованного процесса планирования деятельности предприятия зависит его развитие и успешность на рынке.
Нарастающие кризисные явления в современной российской экономике и новые вызовы практики управления конкурентоспособными компаниями вынуждают представителей бизнеса отойти от привычных схем позиционирования себя на рынке. Вопрос о том, почему фирмы, работающие в одной и той же отрасли, имеют разные результаты, становится центральным для многих организаций. Современные условия развития национальной экономики, предопределяющие влияние на формирование финансовых результатов, движение и перераспределение капитала, изменение цен, валютных курсов и процентных ставок, обусловлены глобализацией, дерегулированием, полным отсутствием ограничений и высокой неопределенностью финансовой составляющей.
Объектом исследования в данной работе является ООО "Торговый Дом "Ремикс"
Предметом выступают бизнес-процессы предприятия в рамках процедуры бюджетирования.
Цель исследования – изучение теории построения системы бюджетирования на современном предприятии и особенностей его формирования на примере конкретной компании.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты бюджетирования как метода управления финансовой деятельностью компании;
- описать основные положения и процедуры бюджетного процесса ООО "Торговый Дом "Ремикс";
- описать особенности формирования бюджета доходов и расходов и сводного бюджета компании.
1 Теоретические основы бюджетирования
1.1 Понятие и значение бюджетирования для современного предприятия
Бюджет – это финансовый план организации. Его формируют на основе ожидаемых в предстоящем периоде объемов продаж и инвестиционных вложений. На выходе получают целевые значения: доходов, расходов, денежных притоков, оттоков и чистого денежного потока, активов, обязательств и собственного капитала.
Бюджет – план деятельности предприятия в числовом выражении на определенный период времени, как правило, до одного года.
Бюджет – это оперативный финансовый план составленный, как правило, в рамках до одного года (с поквартальной или помесячной разбивкой показателей), который отражает поступление и расход денежных средств по текущей, инвестиционной, а также финансовой деятельности компании [5].
Главный финансовый бюджет должен быть сформирован с помощью системы финансовых показателей, отражающих цели деятельности предприятия, маркетинговые и производственные планы. Разработка основных бюджетов помогает не только оптимизировать расходы и доходы компании, но и согласовать достижение планируемых финансовых результатов с денежным потоком, а также обеспечить деятельность предприятия приемлемыми параметрами финансового состояния и достаточным уровнем финансовой устойчивости. [8].
Бюджетирование – процесс, в ходе которого формируется бюджет предприятия. Его неотъемлемые составляющие: учет и анализ фактически достигнутых значений, контроль отклонений факта от плана.
Операционные бюджеты обобщают информацию о плановых значениях натуральных и стоимостных показателей в разрезе операций/функций компании, связанных с текущей деятельностью.
В части доходов аналитика строится, прежде всего, по видам продаваемой продукции, работ, услуг. В части расходов – по основным их элементам (прямые материальные расходы, прямая оплата труда) и комплексным статьям (общепроизводственные, коммерческие расходы и т.д.). Закладывают основу для формирования бюджетов более высокого уровня обобщения данных – финансовых.
Операционные бюджеты делятся на следующие виды: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет прямых материальных затрат, бюджет закупок, бюджет прямых затрат на оплату труда, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет коммерческих расходов, бюджет управленческих расходов, бюджет себестоимости продаж.
Бюджет продаж фиксирует ожидаемую реализацию, поэтому становится основой для всех последующих бюджетов операционного направления. Определяет, сколько продукции нужно произвести с учетом потребительского спроса. Для его формирования нужны данные по каждой номенклатурной позиции: о планируемых продажах в натуральных единицах и ценах.
Так как данные бюджета продаж являются отправной точкой при формировании других операционных бюджетов, то план реализации, указанный в нем, должен быть максимально выверен. Если будущие продажи оценены недостаточно точно, то прогнозные значения всех прочих бюджетов рискуют стать бессмысленными.
Бюджет производства строится на основе бюджета продаж. Плановые показатели реализации корректируются на остатки продукции/товаров на начало и конец отчетного периода.
Для расчета используется формула:
Объем производства = Объем продаж – Остаток продукции на начало периода + Остаток продукции на конец периода [9].
Основная сложность при формировании бюджета производства состоит в расчете требуемого остатка готовой продукции на складе на конец отчетного периода. С одной стороны, величина остатка должна обеспечить бесперебойные продажи, с другой – не привести к неоправданному росту затрат на хранение. Иногда предприятия формируют отдельный бюджет запасов продукции – в него выносят показатели для расчета оптимального размера запасов.
На основании плана производства, а также нормативов потребления сырья/материалов на единицу изделия по каждой номенклатурной позиции рассчитывается объем материальных ресурсов – таким образом составляется бюджет прямых материальных затрат.
Бюджет закупок формируется исходя из материальных потребностей производства, определенных в предыдущем бюджете, а также остатков сырья и материалов на складе на начало и конец отчетного периода. Расчет объема закупки материалов каждого вида производится по формуле:
Объем закупки материала = Производственная потребность в материале – Остаток материала на начало периода + Остаток материала на конец периода.
Как и в случае с остатками готовой продукции организации необходимо тщательно спланировать оптимальный уровень запасов сырья и материалов. Для его расчета чаще всего прибегают к определению текущего, транспортного и страхового запасов по каждой номенклатурной позиции материалов.
Бюджет прямых затрат на оплату труда основывается на бюджете производства. Требует данные о: нормативных затратах времени рабочих на изготовление единицы изделия каждого вида и/или выполнения одной операции, тарифных разрядах и соответствующих сдельных расценках производственных рабочих. Сюда же следует включить информацию о суммах страховых взносов и отчислений в фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанных с прямой зарплаты.
Бюджет общепроизводственных расходов должен обобщить данные о косвенной составляющей затрат, связанных с производственным процессом. Один из вариантов его составления – сформировать виды статей бюджета по элементам:
затраты на оплату труда сотрудников, обеспечивающих производственный процесс, но не участвующих непосредственно в создании продукта;
социальные отчисления с затрат на оплату труда;
вспомогательные сырье и материалы;
амортизация производственных основных средств и нематериальных активов;
прочие затраты на производство, например, затраты на сертификацию продукции, на ремонт и обслуживание оборудования, на аттестацию рабочих мест и т.п.
Переменная и постоянная составляющие общепроизводственных расходов будут планироваться по–разному. Первые – в привязке к объему производства и на основе существующих нормативов: например, амортизация оборудования, начисляемая пропорциональным способом. Вторые – безотносительно к нему.
В бюджете коммерческих расходов отражаются плановые суммы затрат предприятия, связанные с работой сбытового подразделения. Как и в предыдущем случае:
в качестве видов статей бюджета целесообразно выбрать элементы затрат;
следует выделить переменные коммерческие расходы, напрямую зависящие от объема продаж (на упаковку, на доставку, на комиссию посредникам), и постоянные, не имеющие такой зависимости (амортизация здания склада готовой продукции, на рекламу, на командировки работников сбытового подразделения и т.д.).
Бюджет управленческих расходов обобщает плановые величины затрат, связанных с содержанием административно–управленческого блока организации. Детализацию статей бюджета разумно строить по элементам затрат.
Бюджет себестоимости продаж необходим, чтобы разграничить затраты и расходы предприятия. Если для организации характерно наличие запасов готовой продукции, то значит, не все осуществленные затраты станут расходом. Часть из них останется на балансе как себестоимость остатков непроданной продукции. Цель – выделить сумму затрат, которая будет относиться исключительно к проданным изделиям. Именно она и сформирует себестоимость продаж в бюджете доходов и расходов. В основе расчета лежит формула:
Себестоимость продаж = Себестоимость производства + Остаток готовой продукции на начало периода – Остаток готовой продукции на конец периода.
Финансовые бюджеты обобщают информацию о плановых доходах, расходах, активах, обязательствах и собственном капитале. От бюджетов операционного уровня отличаются тем, что:
оперируют только стоимостными показателями, не включая натуральные;
являются более высоким уровнем обобщения информации в процессе бюджетирования и строятся на основе операционных бюджетов;
по структуре, как правило, повторяют основные формы бухгалтерской отчетности.
Финансовые бюджеты могут быть следующих видов: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств (рисунок 1).
Рисунок 1 – Виды операционных бюджетов и взаимосвязь между ними
Бюджет доходов и расходов отражает плановые значения доходов и расходов для отчета о финансовых результатах. Зачастую его формат полностью повторяет структуру отчета. Всё, что касается доходов и расходов по обычным видам деятельности будет взято из операционных бюджетов. Именно они дадут информацию о выручке, себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходах.
Планирование прочих доходов и расходов можно делать или внутри бюджета доходов и расходов, или вынести в отдельный бюджет. При построении прогноза доходов и расходов от прочих видов деятельности нужно учесть: плановые продажи основных средств и нематериальных активов, ожидаемые поступления и платежи по аренде, ожидаемые поступления и платежи по предоставленным контрагентам и взятым заемным средствам, налоговые платежи (налог на имущество, земельный и транспортный налоги по имуществу, которое сдается в аренду) и т.п.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Борисов Е.Ф. Экономика: учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 383 с. – ISBN 978-5-9916-5036-6.
2. Викулина, Т.Д. Экономическая теория: учебное пособие / Т.Д. Викулина. – 2-е изд. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2020. – 209 с. - ISBN 978-5-369-00522-4.
3. Гасанов Г. Н. Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 462 с. – ISBN 5-7038-1004-3.
4. Гончаренко Л.Н., Кузовова В.А. Экономика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты. – 2020. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 198 с. – ISBN 978-5-00159-472-7.
5. Хруцкий В. Е. Внутрифирменное бюджетирование. Теория и практика. — М.: Юрайт, 2020. — 458 c.
6. Ибрагимов Р.Г. Корпоративные финансы. Финансовые решения и ценность фирмы: Учебное пособие для вузов / Ибрагимов Р.Г. - Москва: Юрайт, 2022. – 184 с. – ISBN 978-5-534-02638-2.
7. Иванова И.Г., Маркова Ю.А. Управление затратами по центрам ответственности / И.Г. Иванова, Ю.А. Маркова в сборнике: Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки материалы XII международной научно-практической конференции. 2018. – 272 с. - ISBN 988-5-5984-02898-5.
8. Иванова, Н. Е. Совершенствование системы бюджетирования в консолидированной группе компаний / Н. Е. Иванова, М. Э. Приступа. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 119-121.
9. Ладыгин В.В. Бюджетирование и контроль на предприятии. — М.: Едиториал УРСС, 2021. — 530 c.
10. Кузина А.Ф., Павленко Е.А. Современный подход к совершенствованию учета и управлению затратами экономического субъекта / А.Ф. Кузина, Е.А. Павленко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 6-7. – 200 с. – ISBN 2220-2404.
11. Подгорная, А.Г., Тюрев, В.К. Основные функции управления затратами / А.Г. Подгорная, В.К. Тюрев // Матрица научного познания. - 2018. - № 3. – с. 171-175.
12. Пугачева, М.А., Латыпова, Э.Р. Управление затратами предприятия / М.А. Пугачева, Э.Р. Латыпова // В сборнике: Экономический форум «Экономика в меняющемся мире» Материалы Экономического форума с международным участием. Сборник научных статей. - 2019. – с. 44.
13. Путятина, Л.М. Управление затратами предприятия в современных финансовых условиях / Л.М. Путинина // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2019. – с. 139-141.
14. Рынок ценных бумаг: учебник для обучающихся в вузах по направлениям подготовки УГСН 380000 "Экономика и управление" / В.А. Татьянников; под ред. В.А. Татьянникова; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. – 498 с. – ISBN 978-5-7996-2758-4.
15. Самылин А.И. Корпоративные финансы: Финансовые расчеты: Учебник / Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - 1-е изд. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. – 472 с. – ISBN 978-5-16-102906-0.
16. Чернов В.А., Морозова Н.А., Управление затратами / Учебник для вузов // под.ред. В.А. Чернова, Н.А. Морозовой. Москва, 2019. – 178 с. - ISBN 978-5-406-05708-7.
17. Штофер Г.А., Бошкова В.Е. Управление затратами на предприятии / Г.А. Штофер, В.Е. Бошкова // Инновационная наука. 2019. – 224 с. - ISBN 410-6070.
18.Кузина А.Ф. Возникновение и развитие бухгалтерского управленческого учета / А.Ф. Кузина, Е.А. Сальникова, Т.С. Пряморукова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2019. – 180 с. – ISBN 2220-2404.