Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты становления профессии «библиограф» 10
1.1. Библиография как наука: история возникновения, опыт теоретического осмысления, периодизация 10
1.2. Зарождение и становление библиографии в России: предчети профессии «библиограф» 13
Глава 2. Профессия «библиограф» в контексте практической профессиональной деятельности 16
2.1. Выдающиеся теоретики отечественного библиографоведения: И.Г. Моргенштерн, О.П. Коршунов, Э.К. Беспалова, В.А. Фокеев, А.Д. Червяков. 16
2.2. Профессионограмма библиографа 20
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Библиограф - это специалист, который занимается сбором, описанием, классификацией и хранением информации в библиотечных фондах. Он является ключевой фигурой в обеспечении доступа к знаниям и культурному наследию, сохраняемому в библиотеках и других информационных ресурсах.
Профессиональные навыки библиографа включают в себя умение работать с различными источниками информации, умение оценивать их качество и надежность, а также умение структурировать и организовывать информацию для удобства поиска и использования. Библиограф также должен обладать знаниями в области каталогизации, классификации и индексации информации [7].
Основные задачи библиографа включают: создание и поддержание библиографических баз данных, составление каталогов и библиографических указателей, проведение научно-исследовательских работ в области библиографии и библиотековедения.
Профессиональная этика библиографа предполагает уважение к авторским правам, соблюдение конфиденциальности и сохранение целостности информации. Библиографы также должны постоянно совершенствовать свои навыки и знания в соответствии с изменяющимися требованиями информационной среды.
В целом, библиографы играют важную роль в обеспечении доступа к знаниям и культурному наследию, а их профессиональные навыки и знания являются необходимыми для успешной работы в библиотечной сфере.
Исследование роли и задач библиографов имеет большую актуальность в свете быстрого развития информационных технологий и постоянного увеличения объема информации, доступной для использования. В современном информационном обществе библиографы сталкиваются с новыми вызовами, такими как необходимость обработки большого количества информации, сбора и анализа данных, а также организации доступа к ним.
Кроме того, существует растущая потребность в квалифицированных библиографах во всех сферах деятельности, связанных с информационной обработкой, в том числе в научных исследованиях, образовании, государственном управлении, бизнесе и медиа.
Изучение профессиональных навыков и задач библиографов может способствовать улучшению качества информационных услуг и повышению эффективности работы в области информационной обработки и хранения. Таким образом, исследование роли и задач библиографов является актуальным и имеет важное значение для развития библиотечной сферы и информационного общества в целом.
Цель исследования роли и задач библиографов заключается в изучении профессиональных навыков, знаний и задач, которые возлагаются на эту профессию в современном информационном обществе.
Конкретные задачи исследования могут включать в себя:
– изучение профессиональной этики библиографов и их ответственности в обработке и хранении информации;
– анализ профессиональных навыков и знаний, необходимых для успешной работы в области библиографии;
– изучение методов и инструментов, используемых библиографами при работе с информацией;
– анализ роли библиографов в обеспечении доступа к информации и улучшении качества информационных услуг;
– изучение вызовов и тенденций, связанных с работой библиографов в современном информационном обществе.
Результаты исследования могут использоваться для оптимизации процессов обработки и хранения информации в библиотеках, повышения квалификации библиографов, разработки новых методов и инструментов для работы с информацией и улучшения качества информационных услуг.
В рамках исследования роли и задач библиографов можно выделить следующие конкретные задачи:
1. Изучение профессиональной этики библиографов. В рамках этой задачи необходимо исследовать основные принципы, которым должен следовать библиограф при работе с информацией, а также выявить этические проблемы, возникающие в процессе обработки и хранения информации.
2. Анализ профессиональных навыков и знаний библиографов. Эта задача заключается в изучении требований, предъявляемых к квалификации библиографов, и анализе их профессиональных знаний и навыков.
3. Изучение методов и инструментов, используемых библиографами при работе с информацией. В рамках этой задачи необходимо изучить существующие методы и инструменты обработки, хранения и доступа к информации, а также выявить возможности их улучшения и оптимизации.
4. Анализ роли библиографов в обеспечении доступа к информации и улучшении качества информационных услуг. Эта задача заключается в изучении роли библиографов в обеспечении доступа к информации и повышении качества информационных услуг, а также выявлении возможностей для улучшения их работы.
5. Изучение вызовов и тенденций, связанных с работой библиографов в современном информационном обществе. В рамках этой задачи необходимо исследовать вызовы, с которыми сталкиваются библиографы в современном информационном обществе, и выявить тенденции развития этой профессии.
Объектом исследования роли и задач библиографов является профессия библиографа, которая связана с обработкой, хранением и доступом к информации в библиотечных учреждениях.
Предметом исследования являются конкретные задачи и профессиональные навыки, которые возлагаются на библиографов в современном информационном обществе. Кроме того, в предмет исследования входят методы и инструменты, используемые библиографами при работе с информацией, а также вызовы и тенденции, связанные с работой библиографов.
Таким образом, предмет исследования включает в себя как профессиональные, так и технические и социально-культурные аспекты работы библиографа в контексте современной информационной среды.
Методология исследования роли и задач библиографов может быть построена на основе комбинации различных методов и подходов. Ниже приведены некоторые из них:
1. Аналитический метод. Он может быть использован для анализа законодательства, нормативных документов, научных статей и иных источников, связанных с профессией библиографа.
2. Эмпирический метод. Этот метод может быть использован для проведения опросов и интервью с библиографами, а также для анализа статистических данных и отчетов о работе библиотек и информационных центров.
3. Компаративный метод. Он может быть использован для сравнения работы библиографов в разных библиотеках и информационных центрах, а также для анализа методов и инструментов, используемых в разных странах.
4. Системный метод. Он может быть использован для анализа процесса обработки и хранения информации в библиотеках и информационных центрах, а также для определения роли библиографов в этом процессе.
5. Исторический метод. Он может быть использован для изучения истории развития профессии библиографа, ее традиций и достижений, а также для выявления особенностей профессиональной этики и культуры.
6. Статистический метод. Он может быть использован для анализа количественных данных, например, для изучения тенденций изменения спроса на услуги библиотек и информационных центров, а также для определения эффективности работы библиографов.
Таким образом, для исследования роли и задач библиографов может быть использована широкая методологическая база, которая позволит изучить различные аспекты этой профессии.
Научная новизна исследования роли и задач библиографов заключается в выявлении актуальных вызовов и тенденций, связанных с работой библиографов в современном информационном обществе. В частности, исследование может внести следующие новые знания:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аскарова, В.Я. Библиотекарь-библиограф - профессия XXI век [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http:// yandex.ru/yandsearch?clid=122138&text. - Дата обращения: 19.03.2011.
2. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения [Текс]: Метод. пособ. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - С. 14.
3. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) [Текст] / В. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - №11. - С. 8-9.
4. Бакалова, С. Л. Библиотека и библиотекарь в современном информационном пространстве: профессиональный конкурс библиотечных компьютерных презентаций [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.rba.ru/or/comitet/09/5.doc. - Дата обращения: 29.03.2011.
5. Беспалова Э.К., Фокеев В.А. Библиография в России // Библиотечная энциклопедия. – Москва: «Пашков дом»,2007. – С. 114 – 119.
6. Беспалова, Э. К. История российской библиографии : учебник по курсу «Библиографоведение. Общий курс» / Э. К. Беспалова ; Московский гос. ун-т культуры и искусств – Москва : МГУКИ , 2006 – 154 с.
7. Беспалова, Э.К. Библиография: новый этап осмысления [Текст] / Э.К. Беспалова // Библиография. - 2005. - №1. - С. 65.
8. Библиография: общий курс [Текст]/ под. ред. О.П. Коршунова. - М.: Книга, 1981. - C.10
9. Библиотечная энциклопедия [Текст]/ под. ред. Ю.А. Гриханова// РГБ.- М.: Пашков дом, 2007. - С. 179.
10. Библиотечно-библиографическое образование [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://libpers.narod.ru/liblean.htm. - Дата обращения: 23.02.2011.
11. Борисов, К.А. Перспективная модель библиографического поиска в интернете [Текст]// Библиография. - 2009. - №1. - С. 64-65.
12. Бородина, С.Д., Кормишина, Г.М. Коммуникационная культура библиотек [Текст]: науч.-практ. пособие. - М.: Либерея-Бибинфом, 2008. - 127 с.
13. Владиславлев, И.В. Мемуары [Текст] / И.В. Владиславьев // Совет. библиотековедение. - 1992. - №2. - С. 103-104.
14. Ганзикова, Г.С. Подготовка студентов к справочно-библилографическому обслуживанию в библиотеке [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://lib.permregion.ru/konf191004/ganzikova.htm. - Дата обращения: 23.02.2011.
15. Гериш, Т.В. Компетентностный подход как основа модернизации профессионального образования [Текст] / Т.В. Гериш, П.И. Самойленко // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - №2. - С. 11-15.
16. Головко, С.И. Инновационные технологии персонификации высшего профессионального образования библиотечных специалистов [Текст]. - Режим доступа: http://libconfs.narod.ru/2004/s9/s9_p12.htm. - Дата обращения: 19.04.2011.
17. Головко, С.И. Мэтр-класс для профессиональной элиты [Текст] / С.И. Головко // Мир библиографии. - 2006. - №3. - С. 41-43.
18. Головко, С.И. Обратитесь к библиографу! [Текст] / С.И. Головко // Библиография. - 2012. - №3. - С. 20.
19. Гулина, Е.Ю. Библиотечная профессия как ключевой фактор подготовки библиотечно-информационных специалистов: гендерный аспект [Электрон. ресурс]: дис. …канд. пед. наук // ЭБД РГБ. - Самара, 2009. - 229 с.
20. Гушул, Ю.В. Справочно-библиографические отделы уральских библиотек в годы войны [Текст] / Ю.В. Гулуш // Библиография. - 2010. - №2. - С. 79.
21. Давыдова, М.И. [Текст]/ М.И. Давыдова // Пути интеллектуального развития личности. - 2010. - №1. - С. 42.
22. Давыдова, М.И. Роль личности библиографа в пропаганде художественной литературы [Текст] / М.И. Давыдова // Совет. библиогр. - 1972. - №2. - С. 33-34.
23. Деятельность библиографического посредника и основные функции библиографа в области социально-гуманитарных наук [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/miscellaneous/00015873.html. - Дата обращения: 25.02.2011.
24. Дригайло, С.В. Формирование информационной культуры пользователей и сотрудников библиотеки [Текст]// Научные и технические библиотеки. - 2011. - №1. - С. 87.
25. Дударева, Е.Б. Профессиональная переподготовка библиотечных кадров в России: становление и современное состояние: автореф. дис. … Канд. пед. Наук. - М., 2008. - 20 с.
26. Дьякова, Е.М. Библиография и библиограф в информационном обществе [Текст] / Е.М. Дьякова // Библиография. - 2008. - №3. - С. 99.
27. Елепов, Б.С., Артемьева, Е.Б. Подготовка библиотечных специалистов: недостающее звено [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.rba.ru/or/comitet/09/6.doc. - Дата обращения: 17.03.2011.
28. Моргенштерн, И. Г. История библиографии: путеводитель по курсу для студентов по специальности 052700 Библ.-информ. деятельность / И.Г.Моргенштерн.– Челябинск : Челяб. гос. акад. культуры и искусств , 2005. – 43 с.
29. Семеновкер, Б. А. Государственная библиография России XVIII – XX вв. : Моск. период / Б.А. Семеновкер ; Рос. гос. б-ка. – Москва : Пашков дом, 2000. – Вып. 3: 1946 – 1953. – 2003. – 160 с.