Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
По мере развития государственной правовой политики, отражающей современные тенденции в общественной и государственной жизни, трансформируется и подход к организации государственной службы. Эти организационные вопросы имеют большое значение для государственных служащих, так как они влияют на практическое выполнение поставленных задач и обязанностей. В последние годы наблюдается постепенное возрастание роли политики стимулирования в регулировании общественных отношений в сфере государственного управления. Значимость этой темы заключается в ее актуальности для современных политических, социальных и экономических условий. Надлежащее понимание природы государственной службы и ее реформы необходимо для обеспечения эффективной, законной и действенной работы государственного аппарата. Данная курсовая работа направлена на изучение понятия «поощрение», его правовых основ и целей, а также порядка и видов поощрения государственных служащих.
Для достижения этой цели будут выполнены следующие задачи:
1) описать понятие, цели, правовую базу и виды стимулов;
2) рассмотреть принципы системы стимулирования;
3) изучает понятие и порядок поощрения государственных служащих;
4) анализировать виды мер поощрения государственных служащих. Объектом данной работы является совокупность общественных отношений, возникающих при применении мер поощрения государственных служащих, а предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие процесс реализации мер поощрения государственных служащих.
Научно-теоретическая база. В процессе подготовки научной работы изучен широкий круг источников, авторами которых являются известные советские и российские ученые-юристы, а также представители науки философии, политических и экономических наук: Чернова Е.Г. Иванова Л.Н., Подольский Д.А., Малько А. В. Антонова Е. В., и другие.
Нормативно-правовая база исследования представлена федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации.
Структура работы определена целью, задачами, логикой проведенного исследования и состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения, списка нормативных правовых актов, судебной практики и специальной литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПООЩРЕНИЯ
1.1 Понятие, цели и правовая основа поощрения
Поощрение работников является необходимой мерой обеспечения трудовой дисциплины. Работодатели должны признавать тяжелую работу своих сотрудников, поскольку неспособность провести различие между добросовестными и недобросовестными работниками подорвет стимул к успешной работе. Признание трудовых достижений работников является формой общественного признания их трудолюбия и может способствовать формированию добросовестного отношения к труду во всем коллективе, формированию культуры производственной дисциплины. Поощрение трудовых достижений наиболее трудолюбивых сотрудников повышает их удовлетворенность работой и мотивирует остальной коллектив на повышение собственной эффективности труда, что делает стимулирование важнейшим инструментом обеспечения трудовой дисциплины.
Статья 191 ТК РФ требует, чтобы меры поощрения работников основывались на добросовестном выполнении ими трудовых обязанностей. Добросовестное исполнение определяется как безукоризненное выполнение трудовых обязанностей в соответствии с трудовым договором, должностными инструкциями, тарифно-квалификационными инструкциями, инструкциями по охране труда и другими документами, определяющими трудовую функцию, а также установленным внутренним трудовым распорядком.
Однако этой общей основы недостаточно для разработки комплексной системы мотивации и вознаграждения сотрудников.
Руководители и отделы кадров должны разработать конкретные показатели с учетом производственных условий и организации труда каждого работодателя, что может оказаться непростой задачей .
При отсутствии нормированных показателей применение стимулов к работникам может носить субъективный характер и мало влиять на систему стимулирования в целом. Поэтому разработка нормируемых показателей эффективности труда должна быть приоритетной.
При разработке системы вознаграждения сотрудников важно учитывать следующие рекомендации:
Конкретные показатели, измеряющие эффективность работы и демонстрирующие вклад каждого работника в достижение общих целей, должны служить основой для стимулирования. Рекомендуется установить систему факторов и показателей, которые могут быть использованы для вознаграждения сотрудников, с учетом типа выполняемой работы и того, как результаты стандартизируются для разных категорий сотрудников (таких как руководители, специалисты, технический персонал и рабочие). .
Сотрудники должны быть уверены, что будут вознаграждены при достижении установленных результатов.
Поощрения за труд должны быть соразмерны значимости трудовых достижений. Более высокая производительность должна сопровождаться большими стимулами.
Каждый сотрудник должен быть мотивирован на постоянное улучшение своей работы.
Система мотивации должна быть прозрачной, понятной и открытой для всех сотрудников.
Следует учитывать сроки применения мер поощрения.
Основания для применения мер стимулирования могут быть дополнены и уточнены коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с поставленными перед руководством задачами.
Целями поощрения являются :
- Окружить почетом и уважением человека труда, распространить передовой опыт, всемерно содействовать укреплению дисциплины.
- Целью поощрения является не только стимулировать поощряемых к дальнейшим успехам в работе, но и служить соответствующим стимулом к трудовым успехам других работников.
- При умелом использовании поощрение оказывается более эффективным инструментом стимулирования работников к добросовестному труду, нежели взыскания.
- Поощрение способно подтолкнуть, стимулировать на совершение одобряемого обществом поступка неограниченное число лиц, а самого поощряемого - на повторение данного поступка.
Таким образом, поощрения за труд выступают важнейшим средством обеспечения трудовой дисциплины.
1.2 Виды поощрений
Различные виды стимулов можно разделить на материальные и моральные. Моральное поощрение положительно влияет на этическое мировоззрение работника и дает ему чувство морального удовлетворения. И наоборот, материальные стимулы имеют денежную оценку и предлагают работникам возможность получать дополнительный доход.
Примеры морального поощрения включают досрочное снятие дисциплинарных взысканий и продвижение по службе. Кроме того, к государственным наградам могут быть привлечены работники, совершившие исключительные трудовые заслуги перед обществом и государством.
Материальные стимулы, с другой стороны, предназначены для предоставления работникам финансовой заинтересованности в достижении определенных результатов работы. Эти поощрения включают бонусы, ценные подарки и другие формы дополнительной оплаты.
Работодатели могут создавать свои собственные системы стимулирования сверх того, что предусмотрено законом. Эти системы должны быть простыми и понятными каждому сотруднику и быть достаточно гибкими, чтобы стимулировать положительные результаты. Система также должна быть экономически и психологически обоснована, формируя у сотрудников чувство справедливости и мотивируя их на улучшение индивидуальной и коллективной работы .
Поскольку каждый сотрудник уникален по своему характеру, поведению, стремлениям и целям, для их эффективной мотивации требуется индивидуальный подход.