Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Художественная гимнастика занимает одно из ведущих мест по массовости, зрелищности и доступности средств и методов тренировки. При организации тренировочного процесса по художественной гимнастике тренеры зачастую руководствуются личным опытом и интуицией, для осуществления оценки выбранной методики тренировки. Но это не всегда дает верную картину тренировочной деятельности, так как их результаты основываются на субъективном уровне.
Тренеру необходимо контролировать модельные характеристики психофизической подготовленности юных спортсменок по видам подготовки соревновательной деятельности, что даст возможность проводить учебно-тренировочный процесс более обоснованно. А так как совершенствование спортивного мастерства юных гимнасток неразрывно связана с уровнем физической подготовленности, то именно они (модельные параметры физической подготовленности) и будут являться тем критерием готовности, к которому нужно стремиться.
Актуальность исследования. Педагогический контроль является одним из важных факторов повышения эффективности управления процессом учебно-тренировочных занятий в художественной гимнастике. Систематическое наблюдение за физической подготовленностью каждой отдельной спортсменки позволяет своевременно наблюдать картину развития физических качеств и навыков, выявлять отстающие и, на основе дифференцированного подхода с помощью эффективных педагогических методов, достигать необходимого эффекта в решении поставленных задач.
Педагогический контроль не всегда охватывает все стороны педагогического процесса и не рассматривает их во взаимосвязанных как модель, эталон единого целого осуществляемым специалистом с использованием тех средств и методов, которые он может и должен квалифицированно применить.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс в художественной гимнастике.
Предмет исследования - особенности организации педагогического контроля в художественной гимнастике.
Цель исследования - рассмотреть методы педагогического контроля в художественной гимнастике.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические и методические основы педагогического контроля.
2. Осуществить методы и организацию исследования.
3. Проанализировать результаты полученного исследования.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если тренер, в процессе своей трудовой деятельности осуществляет систематически педагогический контроль на учебно-тренировочных занятиях, проводя анализ результатов контроля, то специальная физическая подготовленность будет определяться уровнем развития антропометрических показателей размеров тела, его звеньев, и массы; проявлением основных физических качеств спортсменок.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные сведения могут быть использованы в практической деятельности специалиста в художественной гимнастике.
Методы исследования: Анализ специальной литературы по теме. Контрольные тесты. Математическая обработка полученных данных. Графический метода анализа.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
1.1. Сущность и виды педагогического контроля
Основным источником получения информации об объекте, которым управляют является контроль за его состоянием после выполненных управляющих команд (канал обратной связи) [1].
Для физического воспитания и спорта свойственны два типа контроля: педагогический контроль и самоконтроль. По мнению В. Ф. Новосельского, в старших классах эти виды контроля можно дополнить взаимоконтролем учащихся [19].
Контроль со стороны преподавателя, тренера (педагога), что осуществляется в соответствии с его профессиональными функциями, квалификации, образования, называется педагогическим [4].
Контроль индивидуума за состоянием своего здоровья, как во время выполнения физических нагрузок, так и в разные периоды восстановления называется самоконтролем.
В педагогическом контроле за процессом физического воспитания субъектом контроля является преподаватель, объектом – занимающийся физической культурой и спортом. В процессе самоконтроля каждый одновременно является субъектом и объектом контроля.
Педагогический контроль начинается с изучения исходного уровня возможностей и готовности занимающихся к реализации задач (оценка индивидуального уровня знаний и физического развития, духовного опыта, физической подготовленности, мотиваций и установок, которые отражают отношение к предстоящим занятиям) [5,17].
Контроль факторов, влияющих на занимающихся в процессе физического воспитания должен охватывать следующие разновидности воздействий: те, что идут непосредственно от педагога; те, что оказывают условия внешней среды; те, что вытекают из деятельности и взаимодействия занимающихся физической культурой и спортом (специфические факторы).
Контролируя педагогические воздействия, учитель должен осуществлять самоконтроль. Только осмысливая и оценивая результаты собственной деятельности, можно повышать качество уроков и педагогическое мастерство преподавателя или тренера.
Контроль факторов внешней среды предполагает оценку метеорологической информации, гигиенических условий занятий, оборудования, инвентаря, одежды. Педагогический аспект контроля заключается в сопоставлении имеющихся условий и возможностей достижения предусмотренного эффекта.
В контроле специфических факторов главное место занимает контроль двигательной деятельности как фактора воздействия на организм. Контроль динамики функциональных сдвигов в организме занимающихся является одним из наиболее разработанных разделов контроля в физическом воспитании. Обычно, это направление связано с медико-биологическим контролем.
Самым важным в педагогическом контроле за процессом физического воспитания контроль за формированием знаний, умений, навыков, развитием двигательных способностей, совершенствованием личных качеств занимающихся.
Данные педагогического контроля в физическом воспитании подлежат документальному учету. Для учета учебной работы заполняется классный журнал и тетрадь, а для учета внеклассной работы – протоколы спортивных соревнований и сводные протоколы показателей выполнения комплексного теста оценки состояния физической подготовленности.
На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создает возможность при необходимости вносить коррективы в ход педагогического процесса.
В практике физического воспитания используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет с
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арзуманов, С. Г. Физическое воспитание в школе учащихся 5– 9 классов / С.Г. Арзуманов. – М.: Феникс, 2018. – 112 c. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
2. Артамонова И.Е. Организация и проведение соревнований по художественной гимнастике: учеб.-метод. пособие для студентов вузов физ. Культуры / И. Е. Артамонова. – Малаховка, 2011. − 56 с. Текст: не¬пос¬ред-ствен¬ный.
3. Арсеньева, О. А. Значение хореографической подготовки в процессе занятий художественной гимнастикой / О. А. Арсеньева. – Тверь, 2013. – С. 6 – 10. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
4. Белокопытова, Ж. А. Теоретико-методические основы спортивного отбора в спортивных видах гимнастики : учеб.-метод. Пособие / Ж. А. Белокопытова, Н. Л. Сай. – Петрозаводск, 2004. – 90 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
5. Винер-Усманова, И. А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике : автореф. Дис. … д-ра пед. Наук : [спец.] 13.00.04 „Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры” / И. А. Винер-Усманова. – Санкт-Петербург, 2013. – 40 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
6. Гандельсман, А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста. / А.Б. Гандельсман, Д.М. Смирнов. – М.: Просвещение, 2006.
7. Глухов, В.И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни / В.И. Глухов, И.В. Муравов. – К.: Здоровья, 2015. – 72 с. Текст: не¬пос¬ред-ствен¬ный.
8. Дядюшкина, Т.С. Использование информационных технологий на уроках физической культуры. / Т.С. Дядюшкина – ИТО: Ростов, 2010. – С. 13–14. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
9. Евсеев, Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия» / Ю.И. Евсеев, А.Г. Трушкин. – Ростов н /Д: Феникс, 2012. – 384 с. Текст: не-пос¬ред¬ствен¬ный.
10. Зеленкина, И. Особенности физической подготовленности юных спортсменок в художественной гимнастике / Ирина Зеленкина, Олег Загревский // Вестник Томского государственного университета. – Томск, 2011. – № 348. – С. 20 – 21. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
11. Исмаилова, А. С. Средства и особенности методики развития гибкости спортсменок на этапе начальной специализированной базовой подготовки в художественной гимнастике: автореф. дис. … канд. пед. наук: [спец.] 13.00.04 „Теория и методика физического воспитания, спортивной 203 тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры” / А. С. Исмаилова. – Москва, 2013. – 26 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
12. Карпенко Л. А. Основы спортивной подготовки в художественной гимнастике : учеб. Пособие / Л. А. Карпенко. – Санкт-Петербург : СПбГАФК, 2000. – 40 Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
13. Кечеджиева, Л.Обучение детей художественной гимнастике : [Пер. с болг.] / Л. Кечеджиева, М. Ванкова, М. Чипрянова. - Москва : Физкультура и спорт, 1985. - 95 с. : ил.; 20 см. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
14. Ленишин, В. А. Анализ показателей специальной физической подготовленности гимнасток высокой квалификации в групповых упражнениях 206 художественной гимнастики» / Ленишин В. А. // Ştiinţa culturii fizice: Pregătire profesională, antrenament sportiv, educaţie fizică, recuperare, recreaţie. – Ch.: USEFS, 2013. – Nr. 14/2. – Р. 68-76.
15. Лукьяненко, В. П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. / В. П. Лукьяненко. – Ставрополь: Изд–во СГУ. – 2001. – 224 с. Текст: не¬пос-ред¬ствен¬ный.
16. Макеева, В. С. Методы педагогического контроля на уроках физической культуры / В. С. Макеева. – Москва: РГГУ, 2016. – 375 c. Текст: не¬пос¬ред-ствен¬ный.
17. Максименко, А. М. Педагогическая практика по физическому воспитанию в школе. Учебное пособие / А.М. Максименко. – М.: Физическая культура, 2017. – 128 c. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
18. Матвеев, Л. П. Теория и методика физического воспитания: учебн. для ин–тов физ. культуры / под. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. – 2–е изд., исп. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 303 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен-ный.
19. Новосельский, В. Ф. Методика урока физической культуры в старших классах: пособие для учителя / В. Ф. Новосельский. - Киев : Рад. шк., 1989. – 127 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
20. Окунев, А.О. Контроль в физическом воспитании / Физическая культура. / А.О. Окунев. – 2001. – №9. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
21. Педагогический контроль в процессе воспитания. / под ред. Е. Н. Степанова. – М.: Сфера, 2018. – 160 c. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
22. Самсонова, А.В. Использование информационных технологий в физической культуре и спорте // Теория и практика физ. культуры. – 1999. – N 9. – С. 22–26. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
23. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений. / Ж. К., Холодов, В. С Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 480 с. Текст: не-пос¬ред¬ствен¬ный.
24. Шуляченко, Н. П. Методические рекомендации по самоконтролю для студентов по физической культуре: учебно-методическое пособие. – СПб.: Наукоемкие технологии, 2018. – 58 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.