Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В контексте современных реформ вертикали власти исследование проведения выборов и работы Собрания народных представителей СССР актуально не только с научной точки зрения, но и с социальной, политической и национальной точек зрения. В контексте формулирования эффективной модели организации власти опыт формирования представительного органа и его функционирования, несомненно, важен, что означает формирование гражданского консенсуса и консолидацию общества.
Для большинства политиков, историков, политологов и социологов поиск альтернатив реформам конца 1980-х и начала 1990-х годов всегда будет одним из способов найти сбалансированную формулу перед лицом существующей нестабильности.
Следует отметить, что парадокс кризисного процесса в современной России заключается в том, что ситуацию на чисто экономическом уровне становится легче понять, но политические и социальные последствия сегодняшнего кризиса еще более непредсказуемы. По сути, кризис заставил чрезвычайно быстро вернуться к советскому порядку. При таком порядке государство гарантировало народу определенный уровень жизни и несло полную ответственность за поддержание этого уровня. Под бременем этой ответственности он рухнул.
Одним из признаков современного серьезного перебоя в работе органов государственной власти является результат муниципальных выборов 1 марта, который является проблематичным для «Единой России». Муниципальные выборы всегда были относительно сложным объектом для осуществления государством политических манипуляций и контроля; в случае очевидной кризисной перегрузки государственного аппарата стало не хватать политических, финансовых и медийных ресурсов, неспособных решать несколько сложных проблем одновременно.
К 1988 году реформа и прозрачность продолжались в течение трех лет. Остается все меньше и меньше областей, которые подвергались критике, коллаборационисты выиграли, а система не изменилась. Везде, в правительствах на всех уровнях, каждый определялся секретарем партийного комитета. Но главный из них, М.С. Горбачев, генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза, больше не мог найти общий язык с консервативным крылом партии в отношении своего проекта реформ. Это и привело к выборам народных депутатов 1989 г.
Главной особенностью выборов народных представителей Советского Союза было то, что они проводились на другой основе. 26 марта 1989 года, впервые за всю историю Советского Союза, в избирательном бюллетене появились имена нескольких кандидатов, и избиратели смогли войти на избирательный участок, не вызвав подозрений.
Что особенно важно, КПСС также объявила об обязательном характере еще одних выборов. Это представило собой новшество в советской политической практике. Нуждающийся в альтернативных вариантах М.С. Горбачев упомянул об этом на январском пленарном заседании Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза в 1987 году.
Описывая значение политической реформы, лидер Советского государства писал, что ее суть заключалась в «передаче власти от Коммунистической партии, которая владеет ею монопольно, в руки тех, кому она должна принадлежать по Конституции».
Объект исследования: политические выборы.
Предмет исследования: выборы народных депутатов СССР в Ленинском территориальном округе № 292.
Цель исследования: проанализировать особенности выборов народных депутатов СССР в Ленинском территориальном округе № 292 и их влияние на современную ситуацию. Цель предопределяет задачи исследования, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть исторические предпосылки становления политических выборов в России;
2.Раскрыть основные термины и содержание современных политических выборов;
3.Дать общую характеристику выборов народных депутатов 1989 г.;
4.Раскрыть практику выдвижения кандидатов народных депутатов СССР в Ленинском территориальном округе № 292;
5. Провести анализ проведения выборов народных депутатов СССР в Ленинском территориальном округе № 292.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику: Иванченко А. В. «Российские выборы от перестройки до суверенной демократии», Ковалев А. «Один из восемнадцати», Полынов М. Ф. «Исторические предпосылки перестройки в СССР : вторая половина 1940-х — первая половина 1980-х гг.» и другие.
Методы исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база исследования.
Первая глава теоретического характера и в ней исследованы теоретические аспекты и исторические предпосылки становления политических выборов в России.
Вторая глава носит аналитический характер и в ней проведен анализ особенностей выборов народных депутатов СССР в Ленинском территориальном округе № 292.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОССЫЛКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ
1.1 Исторические предпосылки становления политических выборов в России
Историю российских выборов следует рассказывать со времен феодальной Новгородской республики, существовавшей между двенадцатым и пятнадцатым веками. Хотя ранее Вечевой съезд, как политический институт для решения важнейших вопросов местного и общегосударственного значения, был широко распространен на Россию. Но избирательный орган изначально был создан в Великом Новгороде [5, с. 162-187].
По территории Новгород был разделен на пять независимых районов. Меньшие единицы - это «сотни» и «улицы». В каждом районе был территориальный парламент, верховная рада, где принимались решения по различным повседневным делам. Были отобраны офицеры шефа и их помощники. Высшая власть в Республике официально принадлежала Вечевому собранию всех городов. По мере необходимости его вызывали по инициативе князя-посадника.
На выборах обсуждались наиболее важные вопросы общественной жизни. Все решения принимались на основе принципа избирательности: присутствующим предлагалось заявить о своем одобрении или несогласии с рекомендациями администрации. Вече также имело право выбирать (род занятий) князя. Были избраны главные должностные лица Новгорода: посадник, тысяцкий, архиепископ. Сложились демократические традиции: чередование выборов, строгий контроль за действиями избранных людей и даже смещение в случаях серьезных нарушений прав и обычаев сообщества.
Выборы и избирательные процедуры российского государства в XVI-XVII веках получили юридическую регистрацию, которая в основном связана с образованием единой Московской области. В 1497 году был принят закон о государственном суде, расширяющий полномочия избирательного органа. В первой половине XVI века была реформирована система местного самоуправления и созданы новые автономные учреждения: губа и земская изба являлись выборными учреждениями; использовались определенные процедуры выборов.
Настало время для масштабных реформ во всех сферах российской национальной жизни в 60-70-е годы. Понятие «закон о выборах» в основном относилось к государственным органам и органам местного самоуправления. Эти институты (городская дума, Совет дворян) были сформированы на основе переписного представительства и возрастных, имущественных и социальных требований. Сфера применения закона о выборах до реформы была чрезвычайно узкой [12, с. 142-164].
Во второй половине XIX века, после крестьянской, земской, городской, судебной и других реформ, началось формирование российской избирательной системы и предоставление избирательных прав широкому кругу слоев населения.
Земские реформы 1864 года и городские реформы 1870 года привели к серьезным изменениям в российском избирательном законодательстве. Как институт местного самоуправления, земства формировались при участии всех слоев российского общества того времени. Избирательная система была основана на принципах общенациональных выборов.
Избиратели разделены на три группы Святого Престола: местных землевладельцев, ассоциации фермеров и граждан, владеющих недвижимостью. Выборы являлись непрямыми. Определенное количество членов избиралось конгрессом каждого друга.
Земский губернский совет избирал членов Земского губернского совета. В выборах могли участвовать люди старше 25 лет. Иностранцы и лица, осужденные, находящиеся под следствием или преданные суду, не могли участвовать в выборах.
Городская реформа установила систему городской автономии. Выборный орган, городская дума, получила важные права в решении многих проблем городской жизни. Избирателями могли быть владельцы коммерческих и промышленных учреждений, все те, кто имел сертификаты о коммерческой деятельности и платил налоги в муниципальную казну.
Все департаменты, учреждения, ассоциации, монастыри и церкви, владеющие недвижимостью в городе, также имели право голосовать от имени своих представителей. Избиратели должны были иметь российское гражданство и быть не моложе 25 лет. Рабочие и ремесленники, все те, кто занимались интеллектуальным трудом и не имели недвижимости, были лишены права голоса [3, с. 44-67].
Все избиратели делились на три курии: крупные, средние и мелкие налогоплательщики. Каждый Святой Престол платил одну треть городских налогов и избирал одну треть своих членов. Голосование проводилось тайным голосованием. Допускалось голосование по доверенности. Избранным считался кандидат, получивший на выборах более половины голосов. В то же время число избирателей, посещающих парламент, должно было быть больше, чем число избранных членов.
В начале двадцатого века государственное устройство России претерпело серьезные изменения. Революционные события 1905-1907 годов вынудили властей пойти на политические уступки. Впервые в российской истории был создан орган государственного управления - Государственная Дума.
Население получило политические права, и многопартийная система стала реальностью. Все это привело к изменениям в избирательном законодательстве: была сформирована система избирательного законодательства, определены процедуры формирования Государственной Думы и Государственного совета. 17 октября 1905 года была издана декларация Николая II «Об улучшении государственного порядка», в которой декларировалась политическая свобода.
Февральская революция 1917 года ознаменовала начало нового этапа в истории избирательных прав в России. Хотя это продолжалось недолго, для России это было масштабное явление. В соответствии с принятыми законами и законопроектами, регулирующими избирательную практику, были демократически избраны земские и городские автономные учреждения, а также проведены выборы во Всероссийское Учредительное собрание.
27 мая 1917 года были изданы постановления «Временные правила о выборах членов земств губернских и областных» и «Об управлении земством в волости». Были отменены ограничения на наследование и собственность. Выборы являлись всеобщими, равными и прямыми путем тайного голосования. Граждане России мужчины и женщины всех национальностей и вероисповеданий, достигшие 20-летнего возраста, имели право активно голосовать [10, с. 23-64].
С целью проведения выборов Россия была разделена на территориальные районы и была
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балуев С. Кому доверили мандат / С. Балуев // Смена. —1990. — С. 1-3.
2.Барсенков А.С. Реформы Горбачёва и судьба союзного государства (1985-1991) / А.С. Барсенков. - М.: Наука, 2021. – 364 с.
3. Бухтояров А. Сколько стоят выборы? / А. Бухтояров // Вечерний Ленинград. — 2020. — С. 1-3.
4.Валдин В.И. Крушение пьедестала. Штрихи к портрету М.С. Горбачёва / В.И. Валдин. – М.: Наука, 2019. – 154 с.
5. Викторов К. Цех выпускает листовку / К. Викторов // Ленинградская правда. —1989. — С. 3-5.
6. Винников А. Я. Диссиденты, неформалы, демократы / А. Я. Винников, И. Б. Губанов, И. Г. Тарусина. — Санкт-Петербург : Норма, 2019. — 154 с.
7. Винников А. Я. Цена свободы / А. Я. Винников. — Санкт-Петербург : Библи-ополис, 2020. — 655 с.
8. Воротников В. И. А было это так: Из дневника члена Политбюро ЦК КПСС / В. И. Воротников. — М. : Совет ветеранов книгоиздания, 1995. — 473 с.
9. Гельман В. Я. Выборы 1990 г. в Ленинграде : пиррова победа демократии / В. Я. Гельман. — М. ; Санкт-Петербург : ИС, 1993. —210 с.
10. Дмитриева А. Не пишите на заборах! / А. Дмитриева // Смена. — 1990. — С. 1-9.
11. Дроздов А. Март — месяц выборов : Воскресный репортаж / А. Дроздов, И. Потемкин, Н. Шарапов // Ленинградская правда. — 1990. — С. 15-26.
12. Егоров С. Н. Колбасно-демократическая революция в России 1989—1993 / С. Н. Егоров, П. В. Цыпленков. — Санкт-Петербург : Логос, 2020. — 172 с.
14. Зеленин Г. Прямые выборы — это без «зигзагов» / Г. Зеленин // Вечерний Ленинград. — 2020. — С. 19-25.
15. Иванов О. В цене — личность кандидата / О. Иванов // Вечерний Ленинград. — 2020. — С. 97-102
16. Иванченко А. В. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии / А. В. Иванченко, А. Е. Любарев. — М. : Аспект Пресс, 2019. — 221 с.
17. История современной России : экспериментальное учебное пособие / под общ. ред. В. В. Журавлева. — М. : Изд. центр Терра, 2021. — 253 с.
18. Ковалев А. Один из восемнадцати / А. Ковалев // Ленинградская правда. — 2021. — С. 52-59.
19. Общественно-политическая жизнь Ленинграда в годы «перестройки» 1985—1991 : сборник материалов / под общ. ред. О. Н. Ансберг, А. Д. Марголис. — Санкт-Петербург : Серебряный век, 2019. — 781 с.
20. Полынов М. Ф. Исторические предпосылки перестройки в СССР : вторая половина 1940-х — первая половина 1980-х гг. / М.Ф. Полынов. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2020. — 512 с.
21. Сунгуров А. Ю. Этюды политической жизни Ленинграда-Петербурга : 1987—1994 гг. / А. Ю. Сунгуров. — Санкт-Петербург : Логос, 2020. — 195 с.
22. Суханов О. Ниже, чем год назад / О. Суханов // Вечерний Ленинград. — 2020. – С. 63-67
23. Тарасова Е. А. Осажденный парламент : Х (чрезвычайный) съезд народных депутатов Российской Федерации / Е. А. Тарасова // Новейшая история России. — 2019. — № 1. — С. 215—230.
24. Тот Р. Преобразование российской политической системы России в международном контексте / Р. Тот // Новейшая история России. — 2019. — № 1. — С. 190—202.
25.Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023).