Фрагмент для ознакомления
2
Личность рассматривается как психофизическое единство, включающее физическое и социальное окружение; множество черт, являющихся относительно устойчивыми характеристиками, проявляются во внутреннем диалоге человека с самим собой, в его поведении, высказываниях, отношении к нему со стороны других людей; система личностных смыслов. Источником, который само организует процесс развития личности, является личное сознание. Она выражает уникальные особенности образа жизни каждого индивида, особенности воспитания, а также а также различные политические и идеологические влияния. Феномен «быть личностью», т.е. способность выражать собственные смыслы и управлять ими, выстраивая их в соответствии с добровольно принятыми и самостоятельно реализуемыми требованиями, осуществляется благодаря активности личностных структур сознания.
Дошкольное детство - это время рождения личности. Этот возраст характеризуется формированием основных личностных механизмов и структур, благодаря которым ребенок приобретает индивидуальные особенности мышления и поведения, позволяющие ему быть уникальной личностью. По мнению некоторых авторов, начало формирования личности не может быть четко обозначено границей даже в 3-4 года. Некоторые проявления личности можно увидеть в возрасте одного года или даже раньше. Дело в том, что личность - это не поддающаяся четкому описанию структура, по отношению к которой можно точно сказать о ее наличии или отсутствии в каждом конкретном случае.
Вероятно, личность - это форма человеческого существования, которая вначале занимает едва заметное место среди других, более примитивных форм его существования, затем занимает все больше и больше места и, наконец, становится абсолютно доминирующей.
В то же время развитие личности не представляет собой какого-либо самостоятельного процесса.
Согласно психолого-педагогическим исследованиям, процесс развитие личности включено в общее психическое развитие ребенка и рассматривается в единстве с ним.
Исходя из этого утверждения, основные направления развития психики (методы и механизмы реализации деятельности) взаимодействуют с областями развития личности (направленность, ценностные ориентации, уровень устремлений, самосознание и способы взаимодействия с миром). Общей чертой психики и развития личности является их систематический, интегративный и компенсаторный характер. Источником психического развития является социальный опыт, благодаря которому ребенок получает материал для формирования психических качеств и особенностей личности через посредника (взрослого). Однако развитие личности в дошкольном возрасте зависит не только от социальных условий, но и от внутренней позиции, т.е. определенного отношения, сформированного ребенком к миру людей, к миру вещей и к самому себе. В частности, внутреннее отношение является определяющей характеристикой развивающегося личность, которая позволяет ей выйти за рамки накопленного опыта.
Целью данной работы является рассмотрение развивающих игр как средства обучения детей дошкольного возраста.
Задачи:
- дать характеристику дошкольного возраста;
- изучить игровую деятельность как инструмент обучения дошкольников;
- описать развивающие игры;
- рассмотреть коммуникативную развивающую игру и ее роль в дошкольном возрасте.
Объект исследования – дошкольный возраст. Предмет исследования - развивающие игры как средство обучения детей дошкольного возраста.
Глава 1 Теоретические основы развития дошкольников
1.1 Общая характеристика дошкольного возраста
В младшем дошкольном возрасте дети, как правило, нацелены на привлечение внимания к своим действиям. У них преобладает речь-монолог, а общение со сверстниками тесно связано со своими потребностями: новые игрушки, игры.
В пять лет у ребенка начинает проявляться конкуренция, зависть – так называемый «кризис пяти лет», когда другие дети воспринимаются как способ самоутверждения .
Старший дошкольный возраст отличается уже открытиями в познавательной деятельности. Ребенок изучает, расширяет знания и представления о других детях, себе, сравнивает их. Детям интересна окружающая действительность, природа, результаты человеческого труда, отношения.
Ребенок научается новым способам и приемам получения знаний и умений. Развивается способность слушать и слышать, отвечать на вопросы, задавать вопросы, быть ответственным за определенные действия. Ребенок начинает проявлять самостоятельность, экспериментирует с действительностью.
Дошкольному возрасту присуща инициативность в игре. В особенности интересны детям сюжетно-ролевые игры. На шестом году жизни дети могут рами распределять роли в начале игры, выстраивать свое поведение по спланированному сценарию. Игра связывается с развитием речи, которая соответствует плану игры. Действия в игре уже сложны для детей, поскольку дети часто стремятся повторять взрослых.
Пространство игры становится все более сложным, поскольку игра уже имеет определенный смысл и сюжет. Дети умеют фиксировать поведение других детей, запоминать его, адаптировать свое поведение в зависимости от изменений. Если логическая основы игры зависит от новой роли, то ребенок может и принять на себя ее, сохраняя прежнюю.
Игра, что реализуется в группе, позволяет ребенку учиться согласовывать свои действия с действиями других детей. Так дошкольники учатся выстраивать нормы общения, определять отношения, разрешать конфликты при помощи коммуникаций.
В старшем дошкольном возрасте развивается устная речь и ее элементы. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй.
Воспитанники развивают словотворчество, выражают лексику и ее богатство, развивается связность речи. Трансформируется содержание общения ребенка со взрослыми и со сверстниками.
Общение со взрослыми выходит за границы определенной ситуации, в которой оказался ребенок.
Основным фактором коммуникации является процесс познания.
Та информация, которую дошкольник приобретает в процессе общения, может быть трудной для восприятия, тем не менее, она возбуждает у него большой интерес, так как ребенок делится с со взрослыми своими мыслями, планами, впечатлениями. В данном общении совершается социальный рост дошкольника, вырабатываются социально-ценностные ориентации, постигается смысл событий, формируется готовность к новым социальным убеждениям. Организация процесса воспитания имеет две тенденции. Первая – нисходящая: от подражания взрослому. Приобретая в общении со взрослыми представления о нужных результатах человеческой деятельности, разделяя чувства, которые рождаются в процессе общения и совместной деятельности, дошкольник присоединяется к ценностям взрослых людей. Вторя тенденция – восходящая: от появляющихся в деятельности ребенка представлений, намерений, эмоций к появлению мотивов высокого уровня, которые характеризуются взрослыми. Ориентированность на свою важность для других помогает ребенку в полной мере принимать участие в совместной деятельности, способствует приобщению к ценностям и средствам человеческой деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2017.
2) Боброва И. А. Развитие познавательной активности у старших дошкольников // Гуманитарные исследования: педагогика. 2019. No 3. С. 48-50.
3) Вологдина И. В., Игровая деятельность как средство воспитания культуры произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Мир образования - образование в мире. — 2019. — № 3 (75). — С. 92-100
4) Губанова Н. Ф., Игровая социализация как фактор культурного развития ребенка-дошкольника // Педагогическое образование и наука. — 2019. — № 1. — С. 53-57
5) Демина Ю.С. Воспитание культуры общения в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ. Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор Е.А. Жесткова. 2017. С. 31-35
6) Дошкольное детство: теория, методика, практика : сборник статей. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2020.
7) Душкевич А. В. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Международный журнал «Космос человечества». 2020. No 1. С. 11-15.
8) Еремина Ю. С., Картотека игр, направленных на развитие коммуникативной культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2019. — № 5. — С. 64-70
9) Женисова М.К., Акишева А.К. Психологические особенности детей дошкольного возраста//ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ. 2022. № 1. С. 117-120
10) Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2002.
11) Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения / Переводчики Н. П. Степанов, Д. Н. Корольков, А. А. Красновский. М.: Издательство Юрайт, 2020. 440 с.
12) Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников : учеб. пособие : для студентов фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений / под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. — М. : Академия, 2003.
13) Леонтьев, А. Н. Становление психологии деятельности / А. Н. Леонтьев. – Москва: Смысл, 2003. – 439 с.
14) Никитин, Б. П. Интеллектуальные игры / Б. П. Никитин. – Москва: Лист Нью, 2004. – 186 с.
15) Нисканен Л. Г. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2019. No 4. С. 11-18.
16) Паламарчук О. В. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности// Вестник СНО ДОННУ. Вып. 14. Том 2: Социально-гуманитарные науки (Педагогические науки), часть 3. – 2022. С. 209-210
17) Смирнова А. Ю. Социально-эмоциональное развитие дошкольников ка условие их успешной социализации// ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА. Материалы Международной научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова. Екатеринбург, 2021. С. 176-180
18) Травкина Т.Г. Влияние развивающие игр на познавательное развитие детей 6-7 лет на примере игры «Убираем урожай»// НАУЧНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ «МАТРИЦА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ». 2022. № 7. С. 114-116
19) Чанчикова А. А., Фуряева Т. В. Развитие познавательной активности дошкольников в проектной деятельности // Социальная педагогика. 2020. No 2. С. 56-67.
20) Чернышев И. А., Цуканов М. В. Проблема развития познавательной активности детей в образовательном процессе // Ученые записки. Научный журнал Курского государственного университета. 2018. No 3 (19). С.147-150
21) Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"// https://base.garant.ru/70414724/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 06.03.2023)