Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время девиантное поведение у детей является одной из основных проблем. Гиперактивность считается одной из наиболее распространенных форм такого поведения у детей младшего школьного возраста. Вопросы изучения гиперактивности у детей стали волновать ученых и педагогов с середины 19 века. Это поведение подверглось тщательному изучению в начале 20 века. По данным международной статистики, это заболевание встречается у детей в России у 4-18%, в США у 4-20%, в Великобритании у 1-3%, в Китае у 1-13%, в Австралии у 7 -10%. Мальчиков с гиперактивностью в 9 раз больше, чем девочек.
У большинства детей с СДВГ при обследовании выявляются дополнительные соматические и неврологические проблемы. По данным М. В. Фаликмана, этот синдром в 90% случаев сопровождается неврологическим, нейропсихологическим или поведенческим диагнозом, а в 67% случаев - не менее чем двумя диагнозами. Несмотря на большое количество исследований, этиология развития этого заболевания до конца не изучена.
В настоящее время существуют три доминирующие группы гипотез, которые выделяют следующие факторы: раннее органическое повреждение центральной нервной системы, социальное влияние, генетические факторы риска.
Актуальность исследования заключается в необходимости для учителей начальных классов найти правильный подход к обучению гиперактивных детей, поскольку в настоящее время в школах появляется все больше детей с этим заболеванием.
Проблема в том, что, с одной стороны, существует большое количество детей с синдромом гиперактивности, а с другой, что учителя не готовы взаимодействовать с такими детьми.
Цель исследования: – выявить психологические проблемы и особенности младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Объект исследования: синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Предмет исследования: – особенности младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы гиперактивности младших школьников.
2. Проанализировать Особенности обучения гиперактивных детей в условиях начального образования.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование психологических проблем и особенностей младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование, методы обработки данных.
Методики исследования:
1. Методика исследования внутренней позиции школьника и выявления характера ориентации на школьно-учебную деятельность Т.А. Нежновой.
2. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
3. Карта наблюдения за уровнем сформированности учебной деятельности (Г.В. Репкина, Е.В. Заика).
Глава I. Теоретические аспекты проблемы гиперактивности младших школьников
1.1. Понятие «гиперактивность» в психолого-педагогической литературе
Гиперактивность – часто наблюдаемая форма хронических поведенческих расстройств в детском возрасте. Согласно различным исследованиям, среди школьников растет такое отклонение, как гиперактивность. Разные источники по-разному интерпретируют это определение. Например, энциклопедия Collier дает следующее понятие: гиперактивность - это комбинация симптомов, связанных с чрезмерной умственной и двигательной активностью, которая возникает в детстве.
В словаре педагогической терминологии гиперактивность - это сложное расстройство поведения, проявляющееся в неуместной чрезмерной двигательной активности, дефектах концентрации, неспособности к организованной, целенаправленной деятельности.
Вопросы изучения гиперактивности у детей волновали врачей и учителей с середины 19 века. Эта проблема начала изучаться более пристально в 20 веке. В 1902 была выявлена связь гиперактивности с биологической основой.
Учителям начальных классов часто приходится иметь дело с детьми, для которых характерны чрезмерная двигательная активность, тревожность, импульсивность, неспособность сосредоточиться на выполнении заданий. Все эти признаки характеризуют гиперактивное поведение. Очень часто такие дети становятся инициаторами ссор и драк, гиперактивные дети привлекают своим поведением много внимания, затрудняя проведение занятий.
Распространенность гиперактивности у детей колеблется от 2% до 20%. У мальчиков это отклонение встречается чаще, чем у девочек. Синдром дефицита внимания и гиперактивности сопровождается задержкой созревания высших психических функций и, как следствие, специфическими трудностями в обучении. Дети с СДВГ испытывают трудности с планированием и организацией сложных мероприятий. У таких детей слабая психика, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и другие проблемы.
Говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей (В. М. Трошин, А. М. Рада, Ю. С. Шевченко, Л. А. Ясюкова) имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. История изучения этого заболевания имеет сравнительно небольшой период - около 150 лет.
Впервые немецкий нейропсихиатр Г. Хоффман описал чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог усидеть на месте. Долгое время не существовало единой точки зрения относительно названия этого заболевания. Это означало такие клинические проявления, как дисграфия (нарушение письма), дизартрия (нарушение артикуляции речи), дискалькулия (нарушение счета), гиперактивность, недостаточная концентрация внимания, агрессивность, неуклюжесть, инфантильное поведение и другие. Гораздо позже отечественные врачи начали изучать эту проблему.
Ю.Ф. Домбровская в 1972 году выделила группу "труднообучаемых" детей. Дальнейшие исследования в этой области привели ученых к выводу, что в данном случае причиной нарушений поведения является дисбаланс процессов возбуждения и торможения нервной системы. Также была обнаружена «зона ответственности» за эту проблему — ретикулярная формация. Непосредственной причиной расстройства названа минимальная мозговая дисфункция, т. е. обширные микроповреждения структур головного мозга в результате родовой травмы, асфиксии новорожденных и т. д.
После многих изменений в терминологии заболевания специалисты остановились на названии, наиболее точно отражающем его суть: "синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)", что стандартизировало методологию и позволило сравнить данные, полученные исследователями в разных странах [11].
В отношении этиологии и патогенеза СДВГ до сих пор нет единого мнения. Выделяют следующие подходы к формированию синдромальной патологии:
До сих пор нет единого мнения об этиологии и патогенезе СДВГ. Существуют следующие подходы к формированию синдромальной патологии:
1. Генетика - на основании данных генетических исследований, позволивших установить высокую созависимость между клиническими проявлениями СДВГ и различными генетическими аномалиями, но не удалось выявить ни одного гена, ответственного за формирование СДВГ. Было идентифицировано более 30 генов, роль которых в развитии СДВГ невелика по отдельности, но вместе они могут быть значительными.
2. Нейромедиаторная – клинические проявления СДВГ обусловлены дисбалансом и нарушением функционирования основных медиаторных систем головного мозга (серотониновой, дофаминовой, норадреналиновой).
3. Влияние патологических воздействий внешней среды показывает связь СДВГ с пренатальными, перинатальными и ранними постнатальными факторами внешней альтерации (интоксикация, инфекция, травма, иммунологическая патология и др.). В качестве неблагоприятных антенатальных и перинатальных внешних факторов, способных повлиять на развитие СДВГ, указывают недоношенность, задержку внутриутробного развития плода, токсикозы и угрозу прерывания беременности в разные сроки, родовые травмы, гипоксию плода, интоксикации и внутриутробные инфекции и др., т.е. по сути, факторы, характеризующиеся ярко выраженным и полиморфным негативным воздействием.
В качестве постнатальных влияний отмечается отрицательная роль искусственного вскармливания, нутритивной недостаточности, авитаминозов, травм, интоксикаций, особенностей воспитания и др.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альтерр М. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2004. − 160 с.
2. Бадалян Л.О. Синдромы дефицита внимания у детей / Л.О. Бадалян, Н.Н. Заваденко, Т.Ю. Успенская— Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. — 1993 — № 3. — С. 95–101.
3. Брязгунов И. П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. — М., Медпрактика, 2002. — 128 с.
4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии М.: Просвещение, 1973. – 176 с.
5. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики, М.: Просвещение, 1999. − 130 с.
6. Захаров А.И. Профилактика отклонений в поведении детей, М.: Просвещение, 1999.− 100 с.
7. Козина А. Н. Гиперактивные дети и работа с ними // Молодой ученый. 2014. № 18 580 – 583 с.
8. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991 – 56 с.
9. Кузнецова Л. Е., Гладко В. В. Психологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, условия их психокоррекции // Молодой ученый. 2016 №7 327 – 331 с.
10. Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей: гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. Москва: Творческий центр "Сфера", 2010.
11. Матвеева, О. А. Развивающая и коррекционная работа с детьми: научное издание / О.А. Матвеева. М.: Педагогическое общество России, 2001. − 160 с.
12. Михан О. Ю. Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки дефицита внимания (СДВГ), рекомендации для педагогов и родителей. // Молодой ученый. — 2018. — №47. — С. 304-307.
13. Монина Г. Б. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс, Л. С. Чутко. — СПб., Речь, 2007. - 186 с.