Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Интерес к творчеству современного английского писателя Джона Фаулза со стороны читателей и критиков очень велик, и вызвано это целым рядом причин. Среди них можно назвать и захватывающие и интригующие сюжеты его произведений, и умелую организацию лингвистической структуры текста. Автор использует различные стилистические приёмы для создания наиболее ярких, оригинальных художественных образов. Обращает на себя внимание особая стилистика его творчества, способ организации текстов.
Так, писатель может использовать в одном и том же произведении совершенно различные стилистические манеры, может создавать свой текст в манере другой эпохи — викторианской, примером чего может служить его роман «Женщина французского лейтенанта». Кроме того, и тематика его произведений всегда актуальна, но в то же время и — неожиданна, парадоксальна. В частности, Фаулза интересуют проблемы взаимоотношений между людьми в самые различные эпохи и в самых различных обстоятельствах. В своих книгах он ставит над героями своеобразные эксперименты. Как пишет один из исследователей творчества писателя, А. Саруханян, «свою моральную задачу Фаулз видит в том, чтобы, развлекая, помогать людям понять себя».
Но в качестве основной причины интереса публики и критики к произведениям Фаулза, на наш взгляд, можно выделить тот факт, что он органично сочетает в своём творчестве новаторский (модернистские) традиции и традиции классического английского романа.
Актуальность данной работы заключается в том, что в романах Фаулза затрагиваются самые острые и для нашей современности темы взаимоотношения и взаимопонимания людей, и далеко не все аспекты его творчества были полностью изучены.
Объектом исследования в нашей работе является творчество английского писателя Джона Фаулза в целом и его романа «Женщина французского лейтенанта» в частности. Предмет исследования — женские образы в романе «Женщина французского лейтенанта».
Цель данной работы — проанализировать, как строится система женских образов в романе Фаулза «Женщина французского лейтенанта».
Для достижения этой цели нам необходимо решить ряд более частных задач:
- указать основные особенности и специфику стиля Дж. Фаулза;
- проанализировать, к каким жанрам обращается писатель и в чём заключается его жанровое новаторство;
- проследить, как автор разрушает викторианские модели повествования в своём произведении;
- провести морально-нравственный анализ женских образов в романе;
- рассмотреть женские образы романа как воплощение викторианской Англии в романе;
- проанализировать языковый портрет героинь романа.
В нашей работе используется преимущественно сравнительно-сопоставительный метод, а также описательный метод исследования.
Работа состоит из введения, в котором формулируются основные цели и задачи работы, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы, который насчитывает 14 наименований.
Глава 1. Дж. Фаулз как выдающийся английский постмодернист
1. 1 Специфика авторского стиля Дж. Фаулза
Многими исследователями делались попытки так или иначе определить общее литературное или философское направление, стиль, в котором работает Д. Фаулз (1926–2005).
Всего Фаулзом было написано семь романов, сборник повестей и рассказов «Башня из черного дерева», философская книга «Аристос», сборник стихотворений, а также литературоведческие статьи, эссе, автобиографические заметки, воспоминания и размышления, наиболее полно представленные в сборнике «Кротовые норы».
Исследователь английской литературы А. П. Саруханян в своей работе следующим образом характеризует творческую манеру писателя:
«Произведения Джона Фаулза дают глубокий социально-психологический анализ судьбы послевоенной интеллигенции как больного, погружённого в себя поколения. Самосознание, необходимое человеку, составляющее главное условие преодоления этого болезненного состояния, ― сквозная тема его творчества. <…> Его первые произведения были встречены как нечто неожиданное, выпадающее из общей картины традиционной английской прозы. <…> И одновременно была отмечена сознательная ориентация Фаулза на национальную реалистическую традицию. Обе оценки по-своему справедливы, так как в творчестве Фаулза с наибольшей для современной английской литературы определённостью выразилось чувство традиции, которое включает в себя и желание следовать ей, и намерение от неё оттолкнуться».
В наблюдениях исследователя отметим прежде всего то, что романы Фаулза (по преимуществу его первые романы «Коллекционер» (1963) и «Волхв» (1965) воспринимались современниками писателя как романы социальные, рисующие судьбы послевоенного поколения. Однако сам автор подобную трактовку считал ошибочной, и после «Коллекционера» Фаулзу даже приходится выступать с разъяснениями своей позиции. Ведь суть его романа не только и не столько в социальных или даже психологических особенностях поведения героев, сколько — в его символическом, гораздо более глубоком подтексте. Но роман, к сожалению, был воспринят читающей публикой только на этом поверхностном уровне, как некий «эротический триллер».
Также в наблюдениях А. П. Саруханяна следует отметить и тот момент, что исследователь сразу же обращает внимание на традиционность Фаулза и его желание от этой традиции оттолкнуться — именно это, на наш взгляд, и является основной, определяющей чертой в творческой манере писателя.
Но, кроме того, существует и целый ряд других «определений», которые призваны так или иначе охарактеризовать творческую манеру писателя. Так А. П. Саруханян определяет позицию Фаулза как позицию писателя-натуралиста, наблюдателя. «Как писатель Фаулз видит себя в роли натуралиста, наблюдающего за поведением человека. Можно предположить, что его интерес к бихевиоризму в значительной степени объясняется стремлением найти противовес экзистенциализму. Имманентной свободе воли он противопоставляет естественную обусловленность всего существующего в природе». По мнению исследователя, писатель сознательно уходит от анализа или не делает выводов, оставляя это читателям — и это, конечно же, характеризует его как писателя-модерниста, приверженца современных тенденций.
Также Фаулзу близка и реалистическая позиция. Жизнь как она есть ― «это позиция и Фаулза, неоднократно заявленная в его интервью. Реалистическое письмо он называет своей естественной манерой, что, однако, не снимает вопрос о реалистической технике. Он принципиальный противник как «нового романа», так и экзистенциализма в литературе, считает, что оба направления не соответствуют национальной традиции и поэтому не привились на английской почве. И одновременно Фаулз выступает против традиционализма, в котором видит главную помеху для развития современной английской литературы. Сам Фаулз активно ищет новаторские пути развития традиции», — пишет А. П. Саруханян.
То есть исследователь подчёркивает именно эту особенность творчества Фаулза — сочетание в его произведениях традиционных форм и новых тенденций.
Но наиболее ёмкое определение манере Фаулза А. П. Саруханян даёт в статье из «Энциклопедического словаря английской литературы XX века». Все семь опубликованных художественных произведений Фаулза исследователь определяет как «эпистемиологическую прозу, в которой путь самопознания проходят автор (пишет, чтобы «открыть самого себя»), герой (в его истории трансформируется архетипический мотив «квеста» и традиционного «романа воспитания») и «саморождающийся» роман, обретающий форму на глазах читателя. Свою моральную задачу Фаулз видит в том, чтобы, развлекая, помогать людям понять себя. Свою художественную стратегию он определяет как «реструктуризацию традици
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Фаулз Д. Любовница французского лейтенанта. М., 2003
2. Аминева Е. С. Традиция викторианской литературы в творчестве Джона Фаулза, Биробиджан 2011
3. Бессмертная И. М. Послесловие переводчика // Фаулз Д. Мантисса. М., 2002
4. Долинин А. «Паломничество Чарльза Смитсона» // Фаулз Дж. Подруга французского лейтенанта. Л., 1985
5. Ивашева В. В. Литература Великобритании XX века. М., Высшая школа, 1984
6. Ксавелья Ф. Умер Джон Фаулз, английский писатель, выбравший свободу // www.inosmi.ru
7. Павлова А. А. Греция в прозе Джона Фаулза. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2010
8. Пелевин В. Джон Фаулз и трагедия русского либерализма // pelevin.nov.ru/rass/pe-jon/1.html - 19k
9. Саруханян А. П. Джон Фаулз // Английская литература 1945 – 1980. М., Наука, 1987
10. Саруханян А. П. Джон Фаулз // Английская литература, 1945 – 1980. М.,
11. Саруханян А. Фаулз // Энциклопедический словарь английской литературы XX века. М., 2005.
12. Траскин А. Джон Фаулз. «Волхв // http://literature.gothic.ru/main.htm
13. Филюшкина С. Н. Средствами монтажа // Филюшкина С. Н. Современный английский роман. М., 1988.
14. Юзефович Г. Дары «волхва» // www.stengazeta.net