Фрагмент для ознакомления
2
Формирование читательских интересов у учащихся младшей школы выступает в качестве важной психолого-педагогической проблемой. При этом начальная школа выступает в качестве особого этапа в жизни каждого ребенка, потому как именно в данный период у детей происходит формирование способности целенаправленной организации деятельности, а также формирование умения учиться. Для этого возраста умение читать дает возможности на самостоятельном уровне получать все необходимые новые знания, а в дальнейшем создает необходимую базу для самообразования. Роль чтения в жизни младшего школьника и становления его как самостоятельной весьма велика.
В соответствие требованиям ФГОС НОО обучающиеся должны получить навыки самостоятельного поиска и последующего использования новых знаний [22]. В этом случае весьма значимы навыки чтения, так как умение и, что, очень важно, желание читать выступает в качестве основы успешной учебы и всестороннего развития младшего школьника. В связи с этим формирование у учащихся начальной школы читательского интереса являет собой одну из главных задач начального образования. Так как в младшем школьном возрасте игра по-прежнему продолжает оставаться весьма значимой, то она может стать средством для развития у обучающихся читательского интереса. Этим и обуславливается актуальность рассмотрения темы «Литературная игра как средство развития читательского интереса младших школьников».
Проблема данного исследования обусловлена противоречием между широкими возможностями литературной игры и недостаточностью ее использования для развития читательского интереса у учащихся начальной школы.
Объект данного исследования – развитие читательского интереса у учащихся начальной школы.
Предмет исследования – литературная игра как средство развития у младших школьников читательского интереса.
Цель исследования – рассмотрения теоретических основ использования литературной игры для развития у младших школьников читательского интереса.
Задача исследования:
- рассмотреть понятие и сущность читательского интереса;
- проследить особенности развития читательского интереса в младшем школьном возрасте;
- определить понятие и отличительные особенности литературной игры;
- раскрыть возможности применения литературных игр для развития у учащихся начальной школы читательского интереса.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как З.М. Богуславская, В.А. Бородина, Е.И. Бушнина, М.С. Васильева, А.А. Вербицкий, Л.C. Выготский, В.В. Давыдов, М.Г. Ермолаева, Н.В. Клюева, Б.А. Кордемский, А.К. Маркова, Н.Я. Михайленко, H.Д. Молдавская, А.П. Нечаев З.И. Романовская, Н.Н. Светловская, Т. Тележникова, С.И. Швайко, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и др.
Методы исследования: анализ публикаций по данной теме, терминологический анализ, метод сравнения, метод синтеза и логической группировки выявленной информации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и писка литературы.
Глава 1.Читательский интерес и его особенности в младшем школьном возрасте
1.1 Понятие и сущность читательского интереса
При рассмотрении читательского интереса в первую очередь опишем его сущность.
Как таковые интересы обладают универсальным значением в жизни ребенка так как, по мнению Л.С. Выготского, они заложены в основе всего психического и культурного развития ребенка. Именно интерес отвечает за личностный способ включения отдельного субъекта в деятельность, при этом формируя его отношение к данной деятельности, а также социальную позицию. Кроме этого, он предопределяет «характер отражения объективной действительности, ориентирующий ребенка на определенное, на особое избирательное отношение к имеющимся обстоятельствам, наконец, ориентирует познавательную деятельность ребенка» [6, c. 46].
Интерес (от лат. interesse – то есть иметь важное значение) способен управляет деятельностью ребенка именно с самого начала его жизни. При этом тот интерес, который появляется в сознании, неизменно предшествует познанию отдельного объекта. По мнению Б.А. Кордемского. исключительно интерес, способен удерживать внимание, которое смещается с одного элемента объекта на другую, относительно долго, чтобы ребенок сумел воспринять все единство и всю сложность данного объекта, при этом ему не позволяя отвлекаться на многие побочные раздражители. Без подобного «фокусирующего интереса на конкретных объектах чаще всего внимание ребенка будет беспорядочно блуждать» [12, c. 121].
То есть интерес выступает в качестве как внешнего условия эффективного восприятия, так и в качестве внутреннего принципа отбора материала в процессе восприятия. При этом читательский интерес можно понимать как интерес, который раскрывается в достаточно активном отношении читателя к имеющемуся на настоящий момент человеческому опыту, который нашей свое отражение в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать данный опыт из книг и других изданий. Для успешного целенаправленно ориентирования в текстовом окружении, то есть в книге и в тексте в качестве основного компонента книги, который хранит и передает для своего читателя человеческий опыт, весьма важно «проявление читателем как интеллектуальной, так эмоциональной активности» [10, с. 85].
Необходимо указать, что психолого-педагогическими исследованиями было установлено, что без познавательного интереса процесс развития мышления ребенка был бы недостаточен. При этом взаимоотношения между функциями мышления и интересом настолько широки, что отсутствие в процессе развития ребенка аффективной поддержки непосредственно со стороны интереса способно негативно влиять на развитие интеллекта ненамного меньше, нежели разрушение мозговой ткани, – к такому мнению склоняется американский психолог, изучающий интеллектуальное развитие детей Г. Доман. В свою очередь отечественные психологи, высказывая согласие с этим утверждением, отмечают, что у ребенка интеллектуальная активность в общем подчеркивается и «направляется интересом; интерес влияет на направленность мыслей и внимания ребенка» [13, c. 98].
Практически всегда интерес к чтению рассматривается в качестве составляющей именно познавательного интереса. Они между собой связаны неразрывным образом.
Д.Б. Эльконин процесс чтения рассматривает в качестве воссоздания звуковой формы слов, которые соответствую их графической модели. Данный исследователь способ обучения чтения рассматривает как «психологический механизм» [27, c. 79]. В свою очередь З. И. Романовская чтение рассматривает в системе развивающего обучения как основу образования и эффективного формирования личности ребенка и качественного его духовного развития. С ее точки зрения, в начальной школе методика обучения чтению должна строиться так, чтобы процесс чтения неизменно объединялся с искусством слова. С этой целью необходимо развивать у учеников потребность общения с книгой, а также воспитывать любовь к литературе для того, чтобы они видели в произведении образное отражение реальности [27, с.24].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – Москва: Просвещение, 2017. – 144 с. – Тест: непосредственный.
2. Бородина, В.А. Технологии читательского развития. Летняя школа чтения / В.А. Бородина, С.М. Бородин. – Тест: непосредственный // Школьная библиотека. – 2010. – № 3-4. – С. 104-112.
3. Бушнина, Е.И. Из опыта внеклассной работы по литературному чтению: пособие для учителя / Е.И. Бушнина. – Москва: Просвещение, 2018. – 59 с. – Тест: непосредственный.
4. Васильева, М.С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. – Москва : Педагогика, 2017. – 182 с. – Тест: непосредственный.
5. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – Москва : Логос, 2001. – 336 с. – Тест: непосредственный.
6. Выготский, Л.C. Вопросы детской психологии / Л.C. Выготский. – Санкт-Петербург : Союз, 2008. – 65 с. – Тест: непосредственный.
7. Гриценко, З.А. Своеобразие читательского становления / З.А. Гриценко. – Тест: непосредственный // Начальная школа. – 2008. – № 2. – С. 15-17.
8. Давыдов, В.В. Психологическая теория учебной деятельности методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В.В. Давыдов. – Томск : Пеленг, 1992. – 64 с. – Тест: непосредственный.
9. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе: методич. пособие / М.Г. Ермолаева. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 154 с. – Тест: непосредственный.
10. Ефимова, Л. А. Развитие интереса и любви к книге / Л.А. Ефимова. – Тест: непосредственный // Начальная школа. – 2006. – № 3. – С. 84-86.
11. Клюева, Н.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева. – Ярославль: Наука, 2016. – 122 с. – Тест: непосредственный.
12. Кордемский, Б.А. Увлечь ребенка творчеством / Б.А. Кордемский. – Москва: Просвещение, 2017. – 212 с. – Текст : непосредственный.
13. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова. – Москва: Просвещение, 2016. – 256 с. – Текст : непосредственный.
14. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры с детьми / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – Москва: Изд-во «ГНОМ и Д», 2017. – 164 с. – Тест: непосредственный.
15. Молдавская, H.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения / H.Д. Молдавская – Москва: Просвещение, 2006. – 71 с. – Тест: непосредственный.
16. Национальная программа поддержки и развития чтения в России. – URL: http: www.library.ru/1/act/doc.php?o_doc=1122&o_s. 2007. (дата обращения 02.03. 2023). – Тест: электронный.
17. Нечаев, А.П. Когда следует начинать учить ребенка чтению? / А.П. Нечаев. – Москва: Ин-т практической психологии, 2011. – 329 с. – Тест: непосредственный.
18. Романовская, З.И. У истоков личности / З.И. Романовская // Учительская газета. – 1999. – 10 марта. – С. 4. – Тест: непосредственный.
19. Светловская, Н.Н. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче - Оол. – Москва: Аркти, 2017. – 200 с. – Тест: непосредственный.
20. Светловская, H.H. Обучение детей чтению / H. H. Светловская – Москва: Академия, 2010. – 97 с. – Тест: непосредственный.
21. Тележникова, Т. Лучшие игры, развивающие интеллект и творческие способности / Т. Тележникова. – Москва: ООО ПКФ «БАО», 2017. – 272 с. – Тест: непосредственный.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва: Просвещение, 2021. – 40 с. – Тест: непосредственный.
23. Хилько, М.Е. Возрастная психология / М.Е. Хилько, М.Е. Ткачева. – Москва: Юрайт, 2017. – 200 с. – Тест: непосредственный.
24. Чикишева, О.В. Анализ методов формирования интереса к чтению у младших школьников в условиях учебной деятельности / О.В. Чикицева. – Тест: непосредственный // Казанский педагогический журнал. – 2015. – Вып. 3. – С. 57-64.
25. Швайко, С.Н. Игры и игровые упражнения для развития речи / С.И. Швайко. – Москва: Академия, 2018. – 124 с. – Тест: непосредственный.
26. Щукина, Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учеб. пособие / Г.И. Щукина. – Москва: Просвещение, 1984. – 176 с. – Тест: непосредственный.
27. Эльконин, Д.Б. Как учить детей читать / Д.Б. Эльконин. – Москва: Знание, 2006. – 64 с. – Тест: непосредственный.