Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проектная деятельность учащихся является одним из развивающих методов обучения, направленным на формирование навыков самостоятельного исследования (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и касается конкретных жизненных проблем.
Метод проектов привлек внимание российских педагогов в начале 20 века. Пропагандистами этого метода в обучении были С. Т. Шацкий, А. Ю. Зеленко, Л. К. Шлегер. Но в 1930-х годах использование этого метода было официально запрещено. Лишь спустя несколько десятилетий метод проектов снова стал актуальным. Ее возрождению на практике способствовали Е. С. Полат, И. Е. Брусникина, Т. А. Воронина, А. И. Савенков.
Самостоятельная деятельность ученика позволяет ему выйти на новый уровень в отношениях со сверстниками и учителями, стать партнером и сотрудником взрослого. Она дает учащемуся иное мировоззрение, указывает на возможность саморефлексии и наличие собственного отношения к окружающей действительности, объективного определения своего места в мире. Понимание проблемы происходит в самостоятельной деятельности. Только тогда ученик сможет раскрыть причинно-следственные связи между отдельными компонентами исследования, сформулировать и объяснить своими словами основные теоретические положения, применить изучаемую теорию для объяснения конкретных явлений, неожиданных результатов, полученных в ходе исследования. Процесс обдумывания проблемы требует сложной мыслительной деятельности (синтеза, сравнения, обобщения), дает учащемуся осознание выполняемой им деятельности и развивает способность к совершению логических мыслительных операций, а также способность к переносу полученных или имеющихся знаний к новой ситуации.
В концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость «ориентации образования не только на приобретение учащимися определенного объема знаний, но и на развитие их личности, познавательных, творческих и творческих способностей. Формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности, умения успешно социализироваться в обществе и умения активно адаптироваться на рынке труда», этим обосновывается актуальность темы исследования.
Цель исследования: установить возможность организации проектной деятельности учащихся на уроках информатики 7 класса.
Объект исследования: уроки информатики в 7 классе.
Предмет исследования: проектная деятельность на уроках информатики в 7 классе.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с научной и специальной литературой по теме курсовой работы;
2. Установить возможность использования проектной деятельности на уроках информатики;
3. Подвести итоги, сделать выводы.
Методы исследования: анализ литературы; обобщение имеющегося опыта в направлении решения исследовательских задачи исследования.
Источники: Селевко Г.К. публикации. «Современные образовательные технологии»; Чечель И. «Метод проектов или попытка избавить учителя от обязательств всеведущего оракула» и Угринович Н.Д. и др. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии» в компьютерном классе.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы заключается в том, что сформулированные выводы и предложения могут быть использованы в работе учителей информатики.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ
1. 1 Суть метода проектов в учебной и исследовательской деятельности
Метод проектов включает в себя творческое раскрытие личности учащегося при самостоятельной работе.
Основной целью проектов является стимулирование развития творческой, активной личности и развитие системы интеллектуальных и общепрофессиональных знаний и умений учащихся.
Суть метода проектов состоит в выборе и реализации любого посильного и доступного обучающемуся объекта работы, а также в разработке для этого необходимой документации.
Особенностью системы реализации проектов является возможность совместной творческой работы учителя и ученика.
Проект представляет собой самостоятельную, творчески завершенную работу, соответствующую возрастным возможностям учащихся, в ходе которой они продолжают совершенствовать свои знания и умения. Существует устоявшееся определение, что проект — это «бросок мыслью в будущее». Другими словами, это идеальное представление конечного результата деятельности — «конечный продукт в уме», который достигается, создается. Латинское projectus — бросать вперед, планировать, планировать.
Предмет «Информатика и ИКТ» позволяет превратить проектную деятельность в основную форму обучения. В результате проекта у учащихся автоматически формируется отношение к компьютеру (и программам) как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить задачу.
Типы проектов:
I. Индивидуальные и групповые проекты можно различать по количеству участников.
II. По доминирующему методу в проекте можно выделить следующие типы проектов:
Исследовательская работа - такие проекты требуют продуманной структуры, определенных целей, актуальности объекта исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе опытно-экспериментальной работы, методов разработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования, а их структура соответствует или полностью совпадает с настоящим научным исследованием.
Творческие – такие проекты требуют соответствующего оформления результатов. Как правило, эти проекты не имеют детальной структуры совместной деятельности участников, в начале она лишь намечена и доработана в зависимости от жанра конечного результата. Таким итогом может быть: совместная газета, очерк, видеофильм, спектакль, игра, отдых, экспедиция и т.д. Однако для представления результатов проекта необходима продуманная структура в виде видеофильма или сценария выступления, программы праздника, плана сочинения, статьи, доклада и т. оформление и названия газеты, альманаха, альбома и т.д.
Ролевые, игровые — в таких проектах структура тоже только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники берут на себя определенные роли, определяемые характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные или вымышленные персонажи, имитирующие социальные или деловые отношения, осложненные вымышленными ситуациями участников. Результаты этих проектов представляются либо в начале их реализации, либо только в конце. Уровень творчества здесь очень высок, но доминирующим видом деятельности по-прежнему является ролевая игра.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) - этот вид проекта изначально направлен на сбор информации о каком-либо предмете, явлении; она должна знакомить участников проекта с этой информацией, ее анализом и обобщением фактов для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют продуманной структуры, возможности систематической корректировки в процессе работы. Они часто интегрируются с исследовательскими проектами
Фрагмент для ознакомления
3
1. Журнал «Информатика и образование», №5, 2007 г.
2. Проект на уроках информатики. - М.: Образование и информатика, 2006 г.
3. Павлюк Г. Н. Защита творческого проекта как форма итоговой аттестации студентов курса «Информатика и ИКТ» разных уровней образования. По материалам сайта "Конгресс конференций". Информационные технологии в образовании» http://ito.edu.ru/2006/Rostov/I/I-0-8.html
4. Миронова Н. Н. Методика организации проектной деятельности на уроках информатики и информационных технологий в межшкольном компьютерном комплексе. По данным сайта «Конгресс конференций. Информационные технологии в образовании» http://ito.edu.ru/2001/ito/I/2/I-2-85.html
5. Информационные технологии. - Режим доступа: http://kunegin.narod/index.html
6. Полат Э.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». «Академия», М., 2000 г.
7. Авраменко Е. А. Проектная деятельность на уроках информатики и информационных технологий // Вопросы интернет-образования, № 35.
8. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. М., 1997.
9. Новикова Т. А. Технологии проектирования на уроках и внеурочной
10. Журнал информатики и образования 2005 № 8, 9, 10.
11. Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Метод проектов в изучении Power Point / Н. О. Гафурова // Информатика и образование. - 2002.- №9.
12. Гузеев В.В. Метод проектов как специальный менеджер интегративной технологии обучения / В. В. Гузеев// Директор школы.- 1995. - № 6.
13. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств.- М.: НИИ школьных технологий, 2005.
14. Intel «Изучение будущего» (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. – 5-е издание, ред. - М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2006.
15. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Э.С. Полат - М., 2000 г.