Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Все дети хотят учиться. Им любопытно, они на все обращают внимание, их тянет ко всему новому и необычному, они любят учителя, им нравится учение, хотя на самом деле они еще не знают, что это такое.
Как сделать детей счастливыми в школе? Как сохранить в них жажду знаний? Каждое задание требует от ребенка целенаправленных усилий. Когда ребенок пошел в школу, он был уверен, что учиться - это радость, он надеялся на успех и одобрение учителя. В конце концов, ребенку нужно так мало: чувствовать себя умным, быть умным, быть уверенным в себе.
Успех в обучении вдохновляет на новые достижения. Новые подходы требуют знания психологических основ общения и обучения, дидактических и методических навыков и соответствующих методов организации учебного процесса.
Ученик должен приложить некоторые усилия в процессе обучения. Без напряжения эмоционально-интеллектуального, волевого усилия невозможны ни активизация познавательной деятельности, ни сознательное участие в образовательном процессе, ни субъективное взаимодействие учителя и ученика.
Проблема развития способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности у младших школьников является основой учебного процесса, является «вечной» педагогической проблемой, которая не теряет актуальности с течением времени и требует постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в инициативных, творческих людях, готовых к поиску новых подходов к решению актуальных социально-экономических и культурных проблем, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим вопрос о том, есть ли у ребенка цель, хочет ли он ее достичь, становится сегодня особенно актуальным.
Посвященные личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной и нестандартностью, помогая людям видеть необычное в, казалось бы, обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом стоит задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе.
Целевая деятельность развивается в процессе деятельности, носящей целенаправленный характер, которая побуждает учащихся учиться и удивляться, находить решения в необычных ситуациях. Широкое распространение получили нетрадиционные формы обучения, проблемные методы обучения, коллективная творческая деятельность во внеклассных мероприятиях, способствующая развитию творческой активности младших школьников.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования я установил, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей и юристов, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные, на мой взгляд, аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования: выявить благоприятные условия для развития способностей принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности у младших школьников на уроках литературного чтения.
Объектом исследования является процесс обучения литературному чтению младших школьников с целью развития способностей принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
Предметом исследования является способность младших школьников принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности на уроках литературного чтения.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление благоприятных условий для развития способностей принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности у младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть сущность понятия цели и задачи учебной деятельности;
- изучить основные условия развития способностей принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности младших школьников;
- детально проанализировать развитие способностей принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности на уроках литературного чтения;
- определить методы формирования на практике способности младших школьников принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- систематизировать практические рекомендации по повышению уровня способностей принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности у младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: предполагается, что если при организации уроков литературного чтения применять определенные методы и средства, то это будет развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности у младших школьников, что будет способствовать повышению интереса к обучению учащихся начальной школы.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы я использовал следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
База исследования: эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ № 34 г. ___________ (вставить свой город). В нем приняли участие ученики 1а класса (25 человек) -экспериментальная группа и ученики 1б класса (23 человека) - контрольная группа.
Источниковая база. В качестве источников я использовал научные статьи, учебники, статистику и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
СПОСОБНОСТЕЙ ПРИНИМАТЬ И СОХРАНЯТЬ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1. Сущность понятия цели и задачи учебной деятельности
Преподавание - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более сложный и ответственный. Учитель обращается к человеческой душе не через музыку, как композитор, не через силу красок, как художник, а непосредственно. Он культивирует свою индивидуальность, свои знания и любовь, свое отношение к миру.
Способность принимать и сохранять цели и задачи образовательной деятельности - далеко не новый объект исследования. Проблема человеческих способностей вызывала большой интерес у людей во все времена. Анализ проблемы развития этих способностей во многом будет определяться содержанием, которое мы собираемся вложить в эту концепцию.
Образовательная деятельность - это одна из видов деятельности учащихся, направленная на получение теоретических знаний и связанных с ними навыков в таких областях общественного сознания, как наука, искусство, мораль, право и религия, посредством диалогов и дискуссий [5].
Основными целями образовательной деятельности являются:
- создание наиболее благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всестороннего развития ее способностей, стремления учащихся к твердым знаниям, основам наук и умению самостоятельно их дополнять;
- обеспечить общее образование на уровне, соответствующем быстрому развитию науки и позволяющем адаптироваться к современному миру;
- реализовать идею общего, интеллектуального, нравственного развития личности через гуманизацию образования;
- воспитывать высокоразвитого гражданина на основе общечеловеческих моральных ценностей, способного к активной жизни, труду и творчеству;
- в соответствии с международными требованиями к созданию программ для детей с высокими интеллектуальными способностями: углубление содержания программы, развитие высокого мыслительного процесса, развитие у учащихся понимания своих собственных способностей;
- сформировать человека с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, готового осознанно выбирать и осваивать профессиональные образовательные программы [12].
Учебный процесс предназначен для выполнения образовательных, воспитательных и развивающих функций:
- Образовательная функция процесса обучения предполагает усвоение человеком научных знаний, формирование системы специальных и общих учебных навыков и умений.
- Воспитательная функция процесса обучения заключается в формировании системы ценностно-эмоциональных отношений индивида к миру и совокупности его характеристик.
- Развивающая функция процесса обучения определяет развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов.
Описанные особенности процесса обучения не следует рассматривать изолированно. Они находятся в сложных, запутанных причинно-следственных связях, когда одна из функций является следствием другой и в то же время является причиной третьей. Таким образом, воспитание дисциплинированности, социальной активности создает предпосылки для эффективности обучения. А обучение, в свою очередь, способствует воспитанию этих качеств.
Необходимость педагогической деятельности, направленной на развитие способности принимать и поддерживать цели и задачи, заключается в том, что учащиеся стремятся получить теоретические знания в определенной предметной области. Это знание отражает закономерности происхождения, формирования и развития объектов [16].
Особенность
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айзенк Г. Проверьте свои способности. — СПб.: 1996.
2. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?- М., «Просвещение», 1986 г.
3. Асмолов, А.Г. Как спроектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.: под ред. А.Г. Асмолова. – Москва: Просвещение, 2008. – 151 с.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М., 1982 г.
5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – 2-е изд. – М., Издательский центр «Академия», 1997 г.
6. Брудная Е.Д. Учитель.- М., «Политиздат», 1991 г.
7. Былевская В.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников. «Начальная школа», №5 – 1990 г.
8. Гальперин И.Я. Умственные действия как основа формирования мысли. Вопросы психологии. - №1, 1957 г.
9. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., Сентябрь, 1996 г.
10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., ИНТОР, 1996.
11. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1968 г.
12. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990 г.
13. Истомина Н.Б. Подготовка учителя к уроку математики. «Начальная школа», №1 – 1984 г.
14. Канцева М.Н. Развитие младших школьников в теории и практике начального обучения. – Оренбург. Изд. ООИУУ, 1997 г.
15. Коконова Е. А. Проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. - 2016. - №1.
16. Лебедева Н.В. Преемственность в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей-предметников. «Начальная школа», №12 – 1997 г.
17. Леонтьев, А.Н. К Теории развития психики ребенка // Избр. психол. произв. – Москва: 1983. - Т.1.
18. Леонтьева М.Р. Справка о проблемах и перспективах развития начального образования. «Начальная школа», №4 – 1997 г.
19. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности.- М., «Знание», 1980 г.
20. Львова Ю.П. Творческая лаборатория учителя.- М., «Просвещение», 1992 г.
21. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника.- М., «Просвещение», 1977 г.
22. Начальная школа. Еженедельное приложение к газете Первое сентября. - №1, 1997 г.
23. Начальная школа: поиск оптимального варианта. – М., 1992 г.
24. Начальное образование в России, инновация и практика. – М., Школа, 1994 г.
25. О подготовке детей к школе. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста. «Начальная школа», №2 – 1998 г.
26. Обучение и развитие. Под ред Занкова. Л.В. – М., 1975 г.
27. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. Под редакцией Эльконина Д.Б., Венгера А.Л. – М., 1986 г.
28. Подласый И.П. Педагогика. – М., Просвещение, 1996 г.
29. Попова, А.А. Универсальные учебные действия в начальном образовании: монография / Попова А. А., Титаренко Н. Н., Махмутова Л.Г. – Челябинск: ООО «Фотохудожник», 2011. – 147 с.
30. Потапова Е.Н. «Радость познания». - М., «Просвещение», 1990 г.
31. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. «Начальная школа», №7 – 1999 г.
32. Репкина Н.В. Что такое развивающие обучение? – Томск. 1993 г.
33. Родина А.А. Литературное образование младших школьников. «Начальная школа», №1 – 1999 г.
34. Савицкая Г.А. Психологическая готовность детей к школьному обучению. «Начальная школа», №3 – 1999 г.
35. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1983 г.
36. Философско –психологические проблемы развития образования. Под ред. Давыдова В.В. – М.,ИНТОР, - 1994 г.
37. Шевченко С.Д. Как научить каждого. - М., «Просвещение», 1991г.