Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1.Современое состояние региональной политики стран ЕС 5
1.1.Опыт развития региональной политики стран ЕС 5
1.2.Особенности региональной политики стран Центральной и Восточной Европы в рамках ЕС 10
Глава 2.Анализ региональной политике не примере Польши и Чехии 14
2.1.Региональная политика Польши 14
2.2.Региональная политика Чехии 25
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Сегодня в большое внимание со стороны власти уделяется региональному развитию, децентрализации, стратегическому и пространственному планированию территорий. Однако, на данном этапе не выработан единый механизм реализации региональной политики государства, основанный на комплексной системе стратегического планирования регионального и местного развития. В этой связи интересен опыт региональной политики Польши и Чехии, а также практической реализации стратегического планирования регионального и местного самоуправления.
Анализ мирового опыта формирования региональных систем целесообразно начать с установления сходств и различий в качестве и видах экономических проблем территорий рассматриваемых стран.
При этом обнаруживается интересный парадокс: большие различия между странами по величине и средним данным показателей сочетаются со значительным сходством между определенными типами регионов в разных странах.
К тому же эволюция регионального развития имеет много общего - децентрализация, самоуправление, особые формы и зоны, инструменты регулирования и пр. Отсюда вытекает и технология применения одинаковых приемов и инструментов разными государствами для решения региональных проблем.
В целях внесения предложений по достижению устойчивости и эффективности региональных систем нами признана целесообразность изучения мирового опыта территориального развития в следующих аспектах:
1) функции государства в регулировании регионального развития; 2) институциональные основы;
3) правовые аспекты;
4) инструменты экономического регулирования;
5) особые региональные формы.
Забота о пространственной организации хозяйства страны является обязательной функцией любого государства, естественным рефлексом его самосохранения и устойчивого функционирования.
Вопрос в том, насколько она осознанна и действенна, правда, нащупать это сложно, если деятельность государственных структур слабо скоординирована или многоаспектна.
Несмотря на значительное число научных публикаций и работ в этой сфере, к числу малоисследованных относятся проблемы стратегического управления региональным развитием, а также операционная реализация стратегий на региональном и местном уровне. Поэтому исследования в данной работе будут интересны для применения опыта регионального и местного самоуправления в Польше и Чехии в практику стратегического планирования и операционной реализации стратегий на региональном уровне
Целью работы является исследование системы стратегического планирования Польши и Чехии на региональном уровне и выявление основных условий эффективной реализации стратегий развития территорий для трансформации позитивных тенденций в практику регионального развития.
В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
Обзор опыта развития региональной политики стран ЕС.
Характеристика особенностей региональной политики стран Центральной и Восточной Европы в рамках ЕС.
Анализ региональной политике не примере Польши и Чехии.
Глава 1.Современое состояние региональной политики стран ЕС
1.1.Опыт развития региональной политики стран ЕС
По основным направлениям формирования регионов можно выделить страны-лидеры. Многие средние и малые страны также обладают ценным опытом реструктуризации старопромышленных и аграрных регионов, освоения периферийных территорий с богатыми природными ресурсами, регулировании миграции между городами и сельской местностью, санации депрессивных территорий, модернизации инфраструктурных объектов.
Большое значение для интеграции экономического пространства имеет опыт Европейского союза (ЕС).
Региональная политика может быть интенсивной, институционально оформленной, оснащенной финансовым инструментарием регулирования, или быть мало влиятельной среди других направлений деятельности государства.
Все разнообразие формулировок миссии, целей и задач регионального управления позволяет выделить один тезис: нужно достичь компромисса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.
Экономические цели включают оживление производства в отсталых, депрессивных регионах, создание полюсов роста, опорных городов, высокотехнологичных производств, свободных зон, технопарков др. Социальные цели предусматривают создание для всех граждан равных возможностей для получения работы, доходов и общественных благ, т.е. увеличение занятости, опережающий рост заработной платы по сравнению с инфляцией, доступность объектов социальной инфраструктуры и т.п.
Одновременное стремление к экономической эффективности и социальной справедливости трудно достижимо, индустриальные страны научились решать эти проблемы наименее болезненными способами, используя принцип «территориальной солидарности», когда финансовые ресурсы перераспределяются внутри страны.
Как показывает опыт западных стран, на стадии эк
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бабынина Л.О. Трансформация внутренней архитектуры ЕС: проблемы фрагментации политического пространства // Политическая наука, М., ИНИОН, 2014, №2, с. 44-64.
2. Дергачев В.А. Регионалистика // Дергачев В.А. Научные труды в семи книгах. Кн. 2. - Электронное издание на CD. - Издательский проект профессора Дергачева, 2008.
3. Европейская региональная политика: источник вдохновения для стран, которые не входят в ЕС. Применение принципов и обмен опытом. - European Union, 2009. Office of the official publications of the European Union. L-2985 Luxembourg.
4. Еврорегионы в системе трансграничного сотрудничества // Аналитический вестник Центра международных исследований Белгосуниверситета. - №1. - 2005. - С. 2-9.
5. Кузнецов А. Региональная экономическая политика Польши // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 11. - С. 68-77
6. Потемкина О.Ю. Миграционный кризис в ЕС: роль стран Вишеградской группы // Современная Европа, 2015, № 6. с. 36-45.
7. Fjader C. Regionalism in Asia and Europe in a Theoretical Perspective: ‘Rationalist’ and ‘Ideational’ Approaches // Asia-Pacific Journal of EUStudies, 2012, Vol. 10 No. 1, p. 73-101.
8. Flash Eurobarometer 418. Introduction of the euro in the Member States that have not yet adopted the common currency. Spring 2015. http://ec.europa.eu/public_opinion/flash/fl_418_en.pdf
9. Swinnen J., ed. The Political Economy of the 2014-2020 Common Agricultural Policy. An Imperfect Storm. CEPS, 2015.
10. Toro C., Butler E., Gruber K. Visegrad: The Evolving Pattern of Coordination and Partnership After EU Enlargement // Europe-Asia Studies. Vol. 66, No. 3, May 2014, 364-393.