Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема развития выносливости является одной из самых актуальных в физическом воспитании и спорте. Многие ученые изучали проблему, но, несмотря на особое внимание этих авторов, проблема требует дальнейшего изучения, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Выносливость – важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной деятельности, спорте и в повседневной жизни людей.
Выносливость – способность выполнять какое-либо действие в течение длительного времени без снижения его эффективности. Уровень развития выносливости определяется, прежде всего, функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также согласованностью деятельности различных органов и систем. Кроме того, на выносливость влияет уровень развития координации движений, сила психических процессов и волевых качеств.
Проблема развития выносливости, которая существенно связана со школьным возрастом и возрастными особенностями, до сих пор не получила должного научного обоснования. Основной задачей, связанной с развитием выносливости у школьников, является формирование условий для различных видов двигательной активности. Достаточно большой объем средств позволяет решить эту задачу.
Однако, на практике использование как общеразвивающих упражнений, так и специальных упражнений вызывает много трудностей. Трудность развития выносливости заключается в том, что сами средства (упражнения) должны быть направлены на воспитание не только общей, но и специальной выносливости. Таким образом, в решении этой проблемы возникает основное противоречие, затрагивающее методологическую основу: какие методы воспитания выносливости следует использовать.
Цель: Изучить особенности развития выносливости у младших школьников 9-10 лет на уроках физкультуры с применением элементов футбола.
Задачи:
1.Рассмотреть виды выносливости;
2.Изучить анатомо-физиологические особенности развития детей 9 - 10 лет;
3.Разработать и апробировать методику развития выносливости у детей 9-10 лет с применением элементов футбола на уроках физкультуры.
Объект: Выносливость младших школьников 9 - 10 лет.
Предмет: Особенности развития выносливости у младших школьников 9 - 10 лет на уроках физкультуры с элементами футбола
Методы исследования: теоретические: анализ психолого – педагогической литературы
Практические: тестирование, наблюдение
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Виды выносливости
Выносливость – это способность организма выполнять любую работу, требующую повышенных энергозатрат в течение длительного времени, и восстанавливаться после этого; определяется максимальным временем выполнения этой работы. Выносливость позволяет снизить энергозатраты организма при выполнении определенных действий. Эффективность физической деятельности в плане выносливости снижают два основных фактора: отсутствие физических качеств для преодоления нагрузки; слабая подготовка к нагрузкам со стороны нервной системы, что не позволяет человеку относительно спокойно переносить физически тяжелые упражнения и усталость. [6]
Выносливость напрямую зависит от уровня обменных процессов в организме, развития сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, их слаженной работы. Таким образом, выносливость также связана с аэробной и анаэробной производительностью организма.
Анаэробная производительность работает в бескислородном режиме. Энергия вырабатывается без участия кислорода из запасов фосфатов и гликогена в организме. Анаэробная энергия вырабатывается организмом в очень ограниченных количествах и используется для коротких, интенсивных всплесков активности — всего около четырех минут.
Аэробная производительность, наоборот, предполагает участие кислорода; энергия в этом режиме вырабатывается во время тренировки, развивающей сердечно-сосудистую и дыхательную системы, в среднем темпе - без пиковой нагрузки. [11].
Различают общую и специальную выносливость. Первое – часть общего физического состояния человека, второе – часть специальной подготовки. По Скородумовой А.П., если выполняемая работа не является специфической, то способность выполнять ее без изменения параметров называется общей выносливостью, а если работа более специфическая, то специальной.
Рассмотрим эти понятия более подробно. Общая выносливость – это способность человека длительно и качественно выполнять любую работу средней интенсивности, задействующую общее функционирование мышечного аппарата (в работе задействовано более 2/3 мышц тела) и предъявляя достаточно высокие требования к сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной нервной и другим системам. Во-вторых, это способность выполнять работу низкой интенсивности в течение длительного времени с использованием аэробных источников энергии. [5]
В-третьих, Матвеев Л.П. утверждает, что термин «общая выносливость» подразумевает совокупность функциональных свойств организма, составляющих неспецифическую основу проявления работоспособности. В-четвертых, это способность человека эффективно выполнять неспецифическую работу в течение длительного времени, что положительно сказывается на развитии отдельных компонентов деятельности человека за счет повышения адаптации к стрессу и наличия явлений «переноса». неспецифической активности.
Уровень развития и проявления выносливости характеризуется рядом факторов:
1. Общая выносливость;
2. Скорость расходования ресурсов внутримышечных источников энергии;
3. Способность человека продолжать упражнение при утомлении за счет проявления произвольных качеств;
4. Техника Романения двигательным действием, связанная с рациональностью, экономией техники и тактики, т. е. технико-тактическими навыками.
5. Возможность нервно-мышечного аппарата. [9]
Классификация специальной выносливости:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрианов, В.В. Развитие выносливости в системе физической подготовки [Текст] / В.В. Андрианов.: учеб. – метод. пособие/ Ульяновск.: УВАУ ГА (И), 2012. – 50 с.
2. Волков, Н.И Биохимические основы выносливости спортсмена // Теория и практика физической культуры. - 2011. - №3 - С.15-21
3. Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. - Москва: КноРус, 2012. - 184 c.
4. Ермоленко Е. К. Возрастная морфология [Текст] / Е. К. Ермоленко. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 464 с.
5. Захарова Л.В. Физическая культура / Люлина Н.В., Кудрявцев М.Д.- Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2017. — 612 с.
6. Инновационная тренировка выносливости в циклических видах спорта. - М.: Спорт, 2018. - 395 c.
7. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. - Москва: Арсенал образования, 2014. – 393 c.
8. Коротаева М. Ю., Макаева А. Е. Формирование общей выносливости у студентов на занятиях физической культурой // Молодой ученый. - 2017. - №48. - 315-318 с. 67
9. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры: Учебник / В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2016. - 224 c.
10. Ломан, Вольфганг Бег, прыжки, метания / Вольфганг Ломан. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 160 c.
11. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для СПО / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c.