Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольный возраст – важный период развития личности ребенка, одной из сторон формирования является становление трудовой деятельности в ее наиболее простых видах.
Переориентация современного дошкольного образования ставит педагогические коллективы детских садов перед необходимостью пересмотреть устоявшие подходы к организации образовательного процесса в ДОО, а переход на ФГОС ДО требует инновационных подходов к организации обучения и воспитания, в том числе и изменить отношения взрослых к трудовому воспитанию дошкольников. В связи с этим перед дошкольными организациями стоит задача пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения форм и методов организации образовательного процесса, роли воспитателей и родителей; что нашло отражение в ряде нормативных документов. Сегодня образовательная ситуация России проектирует вариативный процесс развития ребенка дошкольного возраста. Внимание обращено на формы, методы и средства образования, которые в наибольшей степени учитывают особенности дошкольников, позволяющего реализовать основную задачу дошкольного образования по созданию условий для позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса развития мелкой моторики с помощью нестандартного оборудования бизиборд в младшем дошкольном возрасте.
Задачи:
- рассмотреть понятие «мелкая моторика рук»;
- изучить средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста;
- описать сенсорное воспитание;
- изучить влияние предметной деятельности на развитие мелкой моторики (с использованием бизиборда) ;
- рассмотреть мягкие сказочные бизиборды и их применение в ДОО;
- сделать анализ бизиборда «Любознайка».
Объект исследования – развитие мелкой моторики в младшем школьном возрасте. Предмет исследования – бизиборд как средство развития мелкой моторики в младшем школьном возрасте.
Глава 1 Теоретические основы развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте
1.1 Понятие «мелкая моторика рук», характеристика
Развитие мелкой моторики представляет важную роль на каждом этапе жизни ребенка. Мелкая моторика – это совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций .
Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на руках, выполняемых под зрительным контролем человека. Чем более развита мелкая моторика, тем лучше будет память, логика, речь и мышление ребенка. Дело в том, что в коре головного мозга очень близки участки, ответственные за движение пальцев и развитие речевого аппарата. Стимулируя мелкую моторику, процессы, связанные с развитием интеллектуальных способностей и речи, активируются и в коре головного мозга.
Развитие мелкой моторики оказывает большое влияние на развитие сознания, мышления, пространственной ориентации, памяти, зрения. Это также важно для развития речи, успеха в обучении ребенка, последующей жизни взрослого.
Таким образом, под понятием «мелкая моторика рук» понимается совокупность психических и физиологических процессов. Задействованы зрительная, костная, мышечная и нервная системы. Последовательность их взаимодействия зависит от точности, совершенства двигательных навыков пальцев и скорости развития речевой функции
В младшем дошкольном возрасте от уровня развития мелкой моторики напрямую зависит развитие ребенка в целом, в старшем дошкольном возрасте – готовность ребенка в школе. Однако, как показывает наблюдение, большое количество детей дошкольного возраста имеют низкий уровень развития мелкой моторики, в связи с чем письмо дается им сложнее, линии в основном кривые, слабые и неточные. Затрудняется и повседневная жизнь ребенка, такие простые вещи как завязывание шнурков, плетение косичек или изготовление подарков близким, все то что важно для дошкольника, кажется сложным и практически, не выполнимым .
Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. В определенном возрасте ребенок должен выполнить следующий набор действий, соответствующих уровню физиологического и психического развития:
В 2-2,5 лет ребенок умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, вдавливает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, рисует размашисто. Освоить несложные гимнастические упражнения на пальце.
В 2,5-3 года отвинчивает крышки, рисует пальцами, лепит лепешки, копирует линии. Он способен нанизывать бусины на твердую нитку, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупы ложкой в емкость и переложить их в другую банку. В 3-3,5 года рисует плавные линии, круги пунктирными линиями, повторяет простые фигуры на узоре карандаша, лепит шарики, колбаски из пластилина. Он способен застегивать и расстегивать всевозможные замки, пуговицы, хорошо выполняет гимнастику пальцами, свободно владеет ножницами.
В 4 года ребенок правильно держит карандаш, рисует шестиугольники, звезды, вырезает все геометрические фигуры. Он способен разгадывать мелкие предметы, разворачивать конверты, нанизывать на нитку маленькие бусинки для лепки пластилиновых фигур, завязывать узлы, повторяя контуры предметов пальцем в воздухе .
В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу несколько раз, рисует дом. Он способен обнаруживать мелкие предметы на ощупь, подтягивать обувь, брать мяч двумя руками. В дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже обучены овладению письмом.
В 6 лет дошкольник копирует карандашом сложные фигуры, части человеческого тела, одной рукой хватает брошенный предмет, может выполнить зеркальное отображение. Он может играть на струнном инструменте, плести косы, почти полностью овладеть навыками мелкой моторики рук к 1-му классу.
Развитие речи, ловкости и интеллекта зависит именно от высоты уровня этого навыка. Это тесно и неразрывно связано со зрением, нервной системой, памятью, вниманием, речью и восприятием. Его стимуляция позволяет активизировать процессы практически во всех отделах мозга, тем самым ускоряя передачу нервных импульсов, улучшая кровообращение и питание тканей.
В результате развиваются координация, речь, внимание, мышление, воображение, наблюдение, двигательная и зрительная память. Скоординированное действие рук и глаз - определяет правильное развитие мелкой моторики и формирование сенсомоторной координации у ребенка. Окружающая реальность, которую маленький ребенок изучает с помощью зрения, пытается контролировать свои действия и движения, благодаря действиям самоконтроля со временем становится более точной и совершенной. Глаз как бы «показывает» направление руки, еще больше новой информации ребенок получает в определенных действиях и манипуляциях с предметами.
Появляется много развивающих игр, игрушек, которые являются способами, способствующими развитию мелкой моторики, направленными на развитие внимания, воображения и соответствия предметов. Каждая игра – это общение ребенка с окружающим миром, где он живет и развивается.
В настоящее время у большинства современных детей наблюдается общая моторная задержка, что особенно заметно у городских детей. Для полного комфорта сейчас обувь с липучкой, подкладкой на молнии, а всего 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось делать мелкую ручную работу: застегивать пуговицы, молнию, разбирать крупу, стирать белье, вязать, пришивать пуговицы и т.д.
Мелкая моторика задействует мелкие мышцы тела, которые обеспечивают такие функции, как письмо, захват мелких предметов и застегивание одежды . Они также включают в себя силу, мелкую моторику и ловкость.
Эти навыки важны в большинстве школьных мероприятий, а также в жизни в целом .
Навыки мелкой моторики ребенка будут развиваться в ходе повседневных действий и во время игр, связанных с хватанием, удержанием и нажатием. Они также будут совершенствовать клешневой захват сначала во время кормления, затем во время игры и, наконец, самостоятельно одеваясь.
По мере того, как ребенок растет и улучшается его мелкая моторика, он переходит к более продвинутым навыкам: завязыванию шнурков на ботинках, застегиванию пуговицы, использованию ножниц, написанию своего имени.
1.2 Средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
У детей могут возникать проблемы с мелкой моторикой. Это может выражаться тем, что ребенок не использует ложку во время еды, испытывает сложности в написании чего-либо на бумаге.
Для решения данной проблемы родители должны поработать с ребенком дома самостоятельно по предложенной методике:
– Например, родитель может пригласить ребенка помочь на кухне: испечь печенье, накрыть на стол или налить ему молоко. Можно дать им потренировать мелкую моторику с использованием пинцета, чтобы брать предметы, или потренироваться надевать резинки на чашку.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Александрова, О.В. Развиваем мелкую моторику: [для старшего дошкольного возраста: 0+] / [Александрова Ольга Викторовна]. - Москва: Эксмо, cop. 2019. - 32 с.
2) Архипова С. Н., Шибаева В. В., Шайтанова Н. К. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2018. С. 66–68.
3) Васильева Н. И. Бизиборд как средство развития познавательных способностей малышей // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2018. No 3 (47). С. 104–112
4) Кайзер И. В., Васильева М. И. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с применением дидактических кубиков «Бизиборд»//РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-УСТОЙЧИВОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. Отв. редакторы Л.Х. Тургинекова, О.Е. Ефимова. Абакан, 2021. С. 49-50
5) Коротких К. Д., Кривошеева В. В.,, Никитина И.Н., Алейникова М.И. Создание мягких сказочных бизибордов и их применение в ДОО// 78 Профессиональная и личностная адаптация молодежи в современном обществе: материалы двадцатой Всероссийской заочной студенческой научно-практической конференции 28 мая 2020 года, Воронеж /Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж. - Воронеж: ВГППК, 2020. С. 117-120
6) Костерина А. С. Использование нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста// ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ. Москва, 2022. С. 1182-1188
7) Курапова Е.Ю., Губарева С.В. Использование игровых «бизибордов» с детьми младшего дошкольного возраста как средство успешной адаптации к детскому саду// Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XXVIII международной
научно-практической конференции (25 ноября 2020 года). – Отв. Редактор Наумов В.А. – Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s.r.o., 2020. С. 76-77
8) Нурбекян Г. С., Рыкова М. С., Зайко О. А. Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста//ДЕТСТВО, ОТКРЫТОЕ МИРУ. Сборник материалов XII Всероссийской научно-практической конференции c международным участием. Омск, 2022. С. 68-70
9) Метод воздействия на зеркальные нейроны у детей дошкольного и школьного возраста / К. С. Басканьян, О. А. Зайко, П. Н. Зайцева, А. О. Лукьянчикова // Детство, открытое миру : сб. материалов XI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2021. — С. 263–266
10) Новикова, А. А. Нетрадиционные аппликации в детском саду / А. А. Новикова //Инновационные технологии в образовании. – 2021. – No 5 (12). – С. 48-55
11) Основополагающие аспекты развития речи у ребенка / О. А. Зайко, С. А. Смолина, К. С. Басканьян, Ф. Ш. Умурзаков // Детство, открытое миру : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2019. — С. 158–161
12) Праведникова, И.И. Развитие мелкой моторики и навыков письма у дошкольников: [0+] / Ирина Праведникова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. - 31 с.
13) Репетило Л. Ф. Модульная аппликация как средство обучения конструированию дошкольников// Вестник СНО ДОННУ. Вып. 14. Том 2: Социально-гуманитарные науки (Педагогические науки), часть 3. – 2022. С. 240-250
14) Савинова С.В., Мелехова Л.П. Развитие мелкой моторики рук детей 2-3 лет в процессе предметной деятельности с бизибордом//ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ. 2022. № 2. С. 226-230
15) Сухорокова Г.А. Развитие сенсомоторных реакций у дошкольников в воспитально-образовательном процессе / Г.А. Сухорукова, А.А. Яицкая, И.Т. Гасанова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2021. – No3 (40). – С. 13-15
16) Тимургалеева Л. Г., Развитие сенсорных способностей и выявление внутреннего потенциала дошкольников на основе создания реабилитационно-развивающего пространства в деятельности социального приюта для детей и подростков // Социальное обслуживание. — 2019. — № 10. — С. 80-85
17) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 03.04.2023)
18) Чернышева А. С. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста//МОЛОДЕЖНАЯ НАУКА КАК ФАКТОР И РЕСУРС ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2021. С. 78-82
19) Чермашенцева Т. В., "Зонтик-познавайка" : дидактическое пособие для детей 2-4 лет // Дошкольное воспитание. — 2021. — № 7. — С. 69-75
20) Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М.: Мозаика-Синтез, 2016.