Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тема исследования является актуальной, так как в нашем современном обществе возникают серьезные проблемы взаимодействия человека и природы, вызывая тревогу в обществе. Педагоги дошкольных образовательных учреждений сталкиваются с важными задачами, такими как формирование ценностного отношения к миру природы, развитие экологического сознания личности, и наиболее важной из них - воспитание личностного отношения к природе у детей дошкольного возраста, сознание их места и роли в сохранении окружающей среды.
Учить дошкольников экологии важно по нескольким причинам:
1. Сохранение окружающей среды. Одной из главных задач экологии является сохранение природы и предотвращение ее разрушения. Учение детей уже с раннего возраста о том, как сохранять природу и бережно относиться к окружающей среде, поможет им стать ответственными гражданами, которые заботятся о будущем планеты.
2. Развитие экологической культуры. Экологическая культура - это система знаний, умений и навыков, которые помогают человеку жить в гармонии с природой. Учение дошкольников экологии способствует развитию экологической культуры и формированию экологической грамотности, что в свою очередь способствует повышению качества жизни и здоровья людей.
3. Развитие социальной ответственности. Учение детей экологии помогает им развивать социальную ответственность и понимание того, что их действия могут повлиять на окружающую среду и жизнь других людей. Это способствует формированию лучших качеств личности, таких как чувство ответственности, заботы и взаимопомощи.
В целом, учение детей экологии важно для формирования у них правильного отношения к природе и окружающей среде, что является необходимым условием для сохранения здоровья и благополучия нашей планеты.
Цель исследования курсовой работы заключается в изучении процесса формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе обучения в дошкольном учреждении.
Объектом исследования является изучение процесса формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к окружающей природе.
Предметом исследования являются педагогические условия, которые содействуют формированию у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к природе в современных дошкольных учреждениях.
Задачи исследования могут включать в себя:
1. Изучение теоретических основ формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста;
2. Анализ существующих методик и программ, направленных на формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста;
3. Определение педагогических условий, необходимых для эффективного формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста;
4. Проведение практической работы в дошкольном учреждении, направленной на формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста;
5. Сбор и анализ результатов исследования, оценка эффективности педагогических условий и методов, используемых при формировании ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста;
Степень научной разработанности проблемы. Изучением проблематики ценностей, ценностных ориентаций и формирования ценностного отношения занимались отечественные педагоги и психологи, такие как С.Е. Елишев, С.М. Ершова, О.Г. Холодкова, Н.Е. Щуркова и др. Проблема формирования ценностного отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста рассматривается в работах таких авторов, как Н.Н. Авдеева, В.С. Волгина, С.Д. Дерябо, Л.А. Каменева, Е.Н. Лазаренко, Е.В. Михеева, Т. А. Серебрякова, И.В. Цветкова и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.Природа и ее значение для человека
Человеческое общество существует и развивается на основе природы и ее ресурсов, которые являются первоисточником удовлетворения материальных и духовных потребностей. Без природной среды общество не может существовать, так как человек как живое существо неразрывно связан с природой и оказывает на нее влияние своей жизнедеятельностью. Природа и человек являются неразрывной целостью, а для выживания и развития общества природа является единственным источником ресурсов.
Для поддержания природы в жизнеспособном состоянии необходимо правильно выбрать социальную и хозяйственную стратегию. Экология не должна ограничиваться проблемами охраны природы и рационального использования ресурсов, а должна иметь более широкую теорию взаимодействия общества и природы, которая может предвидеть долгосрочные тенденции развития экологической ситуации и предлагать принципиальные меры для ее улучшения. Разные люди имеют разные представления о том, что такое природа - для одних это часть измененной обществом действительности, для других - общество теряет связь с природой. Слово "природа" имеет неоднозначное значение и может использоваться в широком и узком смысле, относясь к всему многообразию действительности и являясь синонимом понятий Вселенная, материя, бытие[1].
Глобальный экологический кризис подчеркивает, что природа оказывает всеохватывающее влияние на жизнь людей, а значит, необходимо учитывать объективные факторы человеческого существования. В настоящее время отношение человека к природе становится одной из ключевых тем в мире. Важно понимать, что наше поведение и воздействие на окружающую среду прямо влияют на биоразнообразие и здоровье планеты. В данном тексте мы рассмотрим основные аспекты взаимоотношений между человеком и природой.
В первую очередь, следует осознать, что природа - это живой организм, который требует ухода и защиты. Необходимо уважать окружающую среду и сокращать выбросы вредных веществ, использование нефтепродуктов, организовывать переработку отходов.
Во-вторых, мы должны понимать, что мы зависим от природы, и ее загрязнение может негативно отразиться на нашем здоровье и благополучии. Нам нужно стремиться к экологически чистому образу жизни, чтобы сохранить свое здоровье и благополучие[4].
В-третьих, мы должны уважать природу как ценность саму по себе, не только за ее полезность для человека. Нам нужно беречь животных, растения и другие элементы природы для будущих поколений.
В-четвертых, мы должны стремиться к улучшению наших отношений с природой, чтобы создать более устойчивое и справедливое будущее. Нам нужно сотрудничать между правительствами, бизнесом и гражданским обществом, чтобы поощрять экологически чистые технологии и устойчивые методы производства[3].
При рассмотрении комплекса "природа - общество" необходимо учитывать, что это сложная и нелинейная система. Каждый из ее компонентов оказывает влияние на другой и является одновременно причиной и следствием. При этом причина и следствие могут меняться местами, поэтому природа не рассматривается только как объект, но и как сторона взаимодействия. Общество и человек, как сознательные
Фрагмент для ознакомления
3
1.Авдеева, Н.Н. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: метод. пособие [Текст] / Н.Н. Авдеева, Г.Б. Степанова. – М.: Академия развития, 2013. – 112 с.
2.Бельтюкова, М.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / М.Н. Бельтюкова // Экологическое образование в условиях реализации ФГОС: проблемы, перспективы: Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции; сост. Минчинская М.В. – Томск: ТОИПКРО, 2016. – 207 с. – С.15 – 16.
3.Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - С. 36-42.
4.Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? // Дошкольное воспитание. - 2004. – № 7. - С. 38-46.
5.Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2004.
6.Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - М, 2002.
7.Вахрушев, А.А. Экологическое образование-гарантия будущего для человека [Текст] /А.А. Вахрушев // Начальная школа плюс до и после. - 2017. - №11.- С.19-22
8.Вединяпина, В.А. Воспитание у младших школьников любви к Родине, отчему дому, семье, родителям [Текст] / В.А. Вединяпина, В.В. Горшкова// Начальная школа. - 2014. - №2. – 55 с.
9.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – СПб.: Детство-Пресс, 2007.
10.Голубев, И.Р. Окружающая среда и ее охрана [Текст] / И.Р. Голубев, Ю.В Новиков. - М.: Просвещение, 2017. – 191 с
11.Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. – Ярославль: Академия развития, 1997.
12.Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- № 7. - С. 45-49.
13.Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 7. - С. 31-34.
14.Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
15.Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 70-73.
16.Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2004.
17.Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - С-Пб.: Детство-пресс, 2003.
18.Мы. Программа Экологического образования детей/ Н.Н.Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: Детств – Пресс, 2003.
19.Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду / С.Н.Николаева. – М.: Мозаика - Синтез, 1999.
20.Рыжова Н.А. Наш дом – природа: Программа. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2005.