Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Общеобразовательная школа на современном этапе должна формировать целостную систему универсаль-ных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельно-сти и личной ответственности учащихся, то есть ключевых компетенций, определяющих текущее качество содержания образования.
Эффективность использования педагогических технологий на уроках истории во многом зависит от того, насколько методически грамотно и пе-дагогически обосновано их включение в структуру учебного процесса. В любом случае учитель истории должен сам определить, с какой целью и как он должен использовать их на уроке, какие учебно-воспитательные за-дачи он хотел бы решать с помощью тех или иных технических средств и на какой педагогический результат он рассчитывает.
В этих условиях особое значение приобретают технологии, направ-ленные на достижение гарантированного результата.
Одной из современных образовательных технологий является техно-логия дебатов.
Начнем с того, что термин «дебаты» используется осмысленно и функционально в различных контекстах. Термин «дебаты» чаще всего ис-пользуется для обозначения споров, дискуссий и разногласий. Кроме того, в последнее десятилетие это понятие чаще всего используется в педагоги-ческом контексте для обозначения образовательной технологии, широко используемой в России.
Повышенное внимание к дебатам в современном обществе привело к необходимости уточнения их основных характеристик в рамках их приме-нения на уроках истории и формирования коммуникативных способностей учащихся, что в целом определило целесообразность данного исследова-ния в контексте использования дебатов в образовательном процессе.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наибо-лее важные, на мой взгляд, аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия использования дебатов на уроках истории, как одной из форм интерактивных технологий.
Объектом исследования является процесс обучения истории с ис-пользованием дебатов, как одной из форм интерактивных технологий.
Предметом исследования являются дебаты на уроках истории, как одна из форм интерактивных технологий.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление благоприятных условий для использования дебатов на уроках истории, как одной из форм интерактивных технологий.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть технологию дебатов в психолого-педагогической лите-ратуре;
- изучить дебаты как средство развития коммуникативных умений учащихся и одну из форм интерактивных технологий;
- детально проанализировать применение дебатов на уроках исто-рии;
- проанализировать методические возможности применения техноло-гии «дебаты» на уроках истории.
База исследования: Эмпирическое изучение осуществлять на базе общеобразовательной школы МБОУ СОШ № 34 г. _________________ (вписать свой город). В эксперименте принимало участие 7 учеников деся-того класса.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по истории и преподаванию, статистика и ин-тернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕБА-ТОВ КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Технология дебаты в психолого-педагогической литературе
Дебаты - это современная образовательная технология, представля-ющая собой особую форму дискуссии, которая проводится в соответствии с определенными правилами. В то же время дебаты представляют собой целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями и мнениями.
Дебаты - это не только увлекательное занятие, интересный урок, но и эффективное средство развития у учащихся и обучения их необходимым и полезным компетенциям для успешной жизни в современном обществе, особенно коммуникативным компетенциям.
Споры и противоречия на уроках истории могут повысить интерес учащихся к предмету, заставить их задуматься и искать аргументы, вы-слушать аргументы друг друга и создать особую интеллектуальную атмо-сферу. Организация обсуждения в классе - отличный способ побороть ску-ку учащихся, их незаинтересованность в изучении вопросов из далекого (или не очень далекого) прошлого. Поскольку мышление человека носит лингвистический характер, необходимо развивать способность мыслить и отстаивать свое мнение самостоятельно, а также доказывать свое мнение, убеждая других в своей правоте. Здесь подчеркивается важность дебатов как формы убеждения. Участник дискуссии надеется изменить позицию других в отношении того, что является лучшим или правильным [12].
Обращаясь к западному опыту, мы можем привести пример позиции М. Залески и Б. Тейлора, выраженной в их определении дебатов как со-ревнования, игры, в которой две группы, придерживающиеся разных взглядов на эту проблему, выражают свою аргументированную точку зре-ния, чтобы убедить своих оппонентов в том, что дебаты - это соревнова-ние, игра, в которой две группы, придерживающиеся разных взглядов на эту проблему, выражают свою аргументированную точку зрения, чтобы убедить. Эта игра отличается четкой организацией, наличием соответ-ствующих правил и ориентацией участников на выявление объективной истины.Истина определяется голосованием участников в конце дискуссии или решением судей, наблюдающих за дискуссией. Особое внимание уде-ляется способностям участников к рассуждению и уровню речевого разви-тия.
Отечественные ученые Е.И. Пассов и В. Б. Царьков игнорируют иг-ровой характер дебатов, определяя дебаты как обмен мнениями, основан-ный на соблюдении трех основных принципов: принципа уважения к оп-поненту, принципа честности и принципа отсутствия проигравших. Обе команды представляют свои аргументы и контраргументы, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и в своем опыте риторики.
П.Б. Гурвич рассматривает дебаты как метод, активизирующий мыс-лительную деятельность и творческие способности человека, дающий воз-можность отстаивать свою точку зрения в дискуссии. Особенность дебатов заключается в том, что они позволяют всесторонне рассмотреть проблему. Дебаты позволяют сторонам лучше понять позиции друг друга.
Анализируя в рамках рассматриваемой нами темы научную работу Л.И. Божович «Проблемы формирования личности», мы видим, что она изучает дискуссию через призму личностно значимой позиции участника данного образовательного процесса. Под ней понимается единая система реально действующих мотивов по отношению к окружающей среде или одной из ее областей (например, «широкие социальные мотивы препода-вания» по отношению к школьной жизни), самосознание и отношение к се-бе в контексте окружающей действительности. Это понятие также подра-зумевает единство мотивационного, аффективного и когнитивного компо-нентов. Н.Н. Толстых отмечает, что первоначальная идея «структурной» личности в более поздних работах Л.И. Божович перекликается с целост-ной идеей «неразрывной целостности», функционального образования, позволяющего человеку быть свободным в своей деятельности. Внутрен-няя позиция служит как проявлением этой неразрывной целостности, так и функциональным органом свободного действия или бездействия [16].
В этой связи Д.В. Любовский указывает еще один важный смысловой аспект: внутренняя позиция индивида навязывается не внешней средой, а выбором собственного места жизни, мотивированным внутренними моти-вами, принятыми человеком. Такое понимание личностно значимых пози-ций, на наш взгляд, является эвристическим для решения ряда методоло-гических и более конкретных проблем психологии личности и психологии развития. Именно поэтому формирование личностно значимых позиций учащихся является достаточно актуальной проблемой для педагогики. В связи с вышеизложенным, по мнению Л.И. Божович, дебаты являются пер-спективным средством формирования личностно значимых позиций уча-щихся.
Использование данной интерактивной технологии также способству-ет развитию ораторских способностей, расширению сферы культуры, раз-витию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и ор-ганизаторских способностей, развитию творческих качеств, формирова-нию гражданских позиций и жизненных навыков в демократическом обще-стве [5].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2001.
2. Аржадеева Д.А., Кудинова Н.А. Развитие коммуникативных умений как одной из составляющих социальной компетентности посред-ством технологии «дебаты» // Филологические науки в МГИМО. 2017. № 2 (10). С. 55-64.
3. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: метод. рекомендации [Текст] / Ом.гос.пед.ин-т им. Горького: Ред. Л.С.Ровкина – Омск: ОГПИ, 1991. – С. 56
4. Гурвич П.Б. Основы обучения устной иностранной речи на языковых факультетах. Владимир, 1972. - С. 124.
5. Дебаты: учебно-методический комплект / Авторы: Светенко Т.В., Калинкина Е.Г., Петренко О.Л. - Москва, БОНФИ, 2001. - С.135-251.
6. Зенович В.А. Формирование коммуникативной компетенции на уроках истории // В сборнике: Актуальные проблемы теории и методики преподавания истории и обществознания: к 70-летию исторического фа-культета Псковского государственного университета Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. 2016.
7. История. История России. 10 класс. 1914-1945 гг. Учеб для общеобразоват. организаций. Базовый и углуб.уровни. В 2-х ч. /(М.М.Горинов, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина и др.)/под ред. А.В. Торкуно-ва. – М.: Просвещение, 2021
8. Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории. Методические ре-комендации по использованию методики дебатов на уроке истории // Ис-тория и обществознание в школе. - Н.Новгород, НГЦ, 2003. - С.68-74.
9. Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории. Учебно-методическое пособие. - Москва, РОССПЭН, 2002. – С. 151
10. Калинкина Е.Г. Инновационные процессы в образовании в условиях переход к постиндустриальному обществу // История и обще-ствознание в школе. - Н.Новгород, НГЦ, 2003. - С.60-67.
11. Калинкина Е.Г. Современные образовательные технологии: де-баты в преподавании истории и обществоведческих дисциплин // Основы гражданского образования: Сборник методических материалов. -.Новгород, НГЦ, 2002. - С. 33-41
12. Калинкина, Е. Г. Дебаты как диалоговая форма обучения [Текст] / Е. Г. Калинкина // Философия современного образования и науч-ная педагогическая мысль от исследований к практике. - М, 2006. – Ч. I
13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический сло-варь. Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. [Текст] / Г.М. Код-жаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
14. Компетентности на уроках истории и обществознания Элек-тронный образовательный ресурс [Электронный источник]. URL:https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/12/29/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentnosti-na-urokakh-istorii-i
15. Кулиева М.Н. Формирование коммуникативных универсаль-ных учебных действий на уроках истории и обществознания // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 5-3. С. 53-56.
16. Курицына С.И. Образовательная программа и образователь-ная технология «Дебаты» [Электронный ресурс]: обзорная лекция // Яро-славский Институт Развития Образования: [сайт]. Ярославль, 2004. -http://www.iro.yar.ru: 8101/institut/cot/method/lection1.shtml. - С. 2. (Дата обращения 05.04.2023)
17. Литовченко О. А. Технология «Дебаты» как основа формиро-вания универсальных учебных действий учащихся /О.А. Литовченко, Н.Е. Попова // Педагогическое образование в России. 2016. № 8. С. 118-122
18. Литягина А.В., Полуэктова Н.С. Использование метода дискус-сии в преподавании истории (на примере изучения эпохи Александра III Наука и образование: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]: Материалы XXII Международной научно-практической конференции мо-лодых ученых и студентов (Бийск, 30 апреля 2020 г.) / Отв. ред. М.С. Вла-сов. – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2020. С. 321.
19. Максимова, А.А. Основы педагогической коммуникации: учеб-но-методическое пособие / А. А. Максимова. – Орск: Издательство Орско-го гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2015 – 150 с.
20. Мордвинова Е.А. Использование технологии дебатов в учеб-ном процессе вуза//Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2010.
21. Муравьева, Н. В. Язык конфликта [Электронный ресурс ] / Н. В. Муравьева.– М., 2002 URL:http://www.dere.ru/library/muravyeva/soder.html. (Дата обращения 05.04.2023).
22. Нежурина Н.Ю. Дебаты как технология формирования комму-никативно-речевой компетенции учащихся в ходе обучения в школе // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 5-2. С. 137-139.
23. Нежурина, Н.Ю. Магия дебатов [Текст] = TheMagicofDebatinginEnglish : учеб. пособие для формирования коммуни-кативно-речевых навыков : учеб.-метод. пособие для осуществления обра-зовательной деятельности в области среднего общего образования / Н. Ю. Нежурина, Э. П. Комарова. -Воронеж: Науч. кн., 2015.- С. 186.
24. Обвинцев Г.Е. Дебаты как средство развития коммуникативной компетенции у школьников // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы V Международной научной конференции. 2014. - С. 170-172.
25. Пассов Е.И., Царьков В.Б. Концепции коммуникативного обуче-ния. М., 1993. - С.103
26. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Пла-тона. Пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. — М.: Феникс, Международ-ный фонд «Культурная инициатива», 1992. — С. 448.
27. Садохин, А. И. Межкультурная коммуникация [Текст] : учеб. пособие / А. И. Садохин. – М.: Альфа, 2004. – С. 288.
28. Филонова Ю.А. Виды учебных дебатов в дидактике // В сбор-нике: Человек в информационном пространстве сборник научных трудов. Под общей редакцией Т. П. Курановой. 2015. - С. 101-105.
29. Щукина Г.И. Педагогика: Учебное пособие для студентов педа-гогических вузов и педагогических колледжей. – М: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 357.