Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Игра традиционно является для детей ведущим видом деятельности. Ребенок познает мир в процессе игры. Игра представляет собой самостоятельный вид деятельности, в котором ребята младшего дошкольного возраста выстраивают коммуникативные отношения со сверстниками. Играющие дети, как правило, объединены общей целью, общими переживаниями, из которых формируется личность.
В педагогическом контексте игра применяется как эффективный способ достижения многих воспитательно-образовательных задач. В ходе игровой деятельности реализуется процесс развития и коррекции когнитивных способностей, личностных качеств, пространственно-ориентировочных и временных ориентиров. Игра – это не только энергозатратный вид деятельности, но и способ развития свободной и социально–ориентированной личности. Кроме того, понятие игры может рассматриваться как доминирующая форма самоутверждения и жизни дошкольников.
А. П. Усовой в работах подчеркивается основополагающая функция игры, которая заключается в том, что игры обеспечивают возможностью организовать не только конкретный момент жизни, но и воспитывать стремление к самостоятельности, активности, дают возможность проявлять себя в роли лидера, ведущего. Ребенок в ходе игре получает определенный опыт, шанс использовать его в своей деятельности, также получает те или иные знания и умения, имеет возможность выбора темы игры и развивать сюжет согласно теме, имеет возможность выбирать партнеров, которым импонирует, по своему типу и темпераменту. Однако ребенку следует уметь различать игру и реальность, неоднократны случаи, когда ребенок настолько искренне воспринимал игру и свои неудачи в ней, что переносил это состояние на обычную жизнь.
По мнению А. В. Запорожец ребенку младшего дошкольного возраста следует помочь научиться определенным способам игровой трансляции действительности, получить умение использовать игрушки, научиться разыгрывать сюжеты, научить подчиняться и взаимодействовать согласно правилам выбранной игры.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью исследования видов игровой деятельности в контексте занятий при обучении младших дошкольников, т.к. если у ребенка появляется мотивированная взрослым потребность в реализации игровой активности и для этого созданы все необходимые условия: в наличии игрушки, материалы, предметы – заменители, с помощью которых дети могут удовлетворить эту потребность, то ход игры становится осмысленным и интересным для ребенка. Появляется осознанная потребность в познании мира посредством игры.
Таким образом, цель нашей работы – рассмотреть методы использования игровой деятельности при обучении младших дошкольников на занятиях. Цель работы обусловила следующие задачи:
– определить значимость игры в процессе развития младшего школьника;
– рассмотреть игровые методы как способы развития детей младшего дошкольного возраста;
– описать приемы организационной образовательной деятельности, связанной с младшими дошкольниками.
Объект исследования – методы игровой деятельности. Предмет исследования – применение методов игровой деятельности.
Методы исследования, применяемые в процессе исследования – анализ тематической литературы, обобщение.
Теоретической базой исследования послужили работы: Антоновой А.В., Выготского Л.С., Золотухиной А.В., Лагоша Г.Е., Сорокиной И.В.
Практическая значимость работы заключается в том, что собранный материал в процессе исследования может стать значимой часть для разработки методического пособия, ориентированного на работу с младшими дошкольниками.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
РАЗДЕЛ 1. ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Значимость игры в процессе развития младшего дошкольника на занятиях
Часто приходится наблюдать ситуацию, когда ребенок настолько искренне воспринимает игру, живет в мире игры, плачет и не может спокойно выйти из игры. Для того, чтобы дошкольник мог самостоятельно увлечься игрой, необходимо ему в этом оказать помощь: научить играть, научить фантазировать и включать воображение, осуществлять манипуляции с игрушками. По мысли А. В. Запорожца, ребенку младшего дошкольного возраста необходима помощь в постижении некоторых способов игровой трансляции реальности, в то, как использовать игрушки, получении умения инсценировать известные сюжеты. Во время игровой деятельности ребенок может испытывать целый спектр, преимущественно положительных эмоций, что играет значимую роль в период адаптации детей младшего школьного возраста к условиям детского сада, если он испытывает огромное наслаждение от игры, то это успокаивает его, стабилизирует его психологическое состояние, улучшает его физическое здоровье. [Лагоша, С. 139].
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, педагогам следует решить некоторые задачи:
а) Устранять эмоциональное и мышечное напряжение, научить детей осознавать свои эмоции – чувства и переживания, – а также адекватно воспринимать эмоциональное состояние других;
б) Формировать навыки и развивать умение коммуникации со взрослыми людьми и со сверстниками, знакомить со способами социального взаимодействия;
в) Корректировать особенности личности при помощи стимуляции умственного, эмоционального и психомоторного развития ребенка в совокупности. Данные задачи осуществляются при помощи игры.
Малышам полезно быть вовлеченными в игровую деятельность, это способствует знакомству с обилием сюжетов игр, которые отражают окружающий мир ребенка. Игры содержат то, что малышу известно, что для него ценно, у него развивается фантазия и навыки говорения. В соответствии с назначенной ролью, дети учатся определенным игровым функциям, например, сочинить несложную историю или незамысловатый сюжет, конструировать несложные постройки, подбирать игрушки по теме игры.
Чтобы успешно организовать работу с детьми трех лет, следует:
‒ одушевлять персонаж игры, который в рамках занятия будет играть роль партнера ребенка при выполнении задания и на протяжении игры;
‒ применять различные сюжеты с целью пробуждения ребят к более интересным и трудным способам игровой деятельности, переходя от условных предметных действий к ролевому поведению;
‒ реализовывать трансформацию одних предметов (игрушек) в другие, используя предметы–заместители и т. п. Режим дня дошкольника не содержит большого количества времени для самостоятельной игры, но дети играют непрерывно, проигрывая различные виды деятельности, которые окружают их в течение дня, и в детском саду, и дома.
На первых порах при работе с младшими дошкольниками применяются уже известные сюжеты, например «понарошку» приготовить чай, пробовать на вкус «чай», предлагается его «остудить», разыгрывая, что он горячий, потом узнаем, что чай не сладкий – следует добавить в чашку сахар и т.д. Таким образом завязывается сюжет с уже известными шагами–действиями, которые ребенком неоднократно повторяются [Лагоша, С. 139].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, А. В. Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой деятельности / А. В. Антонова, Ю. Ю. Таранникова, Л. Н. Шарамок. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 23 (157). – С. 291–295. – URL: https://moluch.ru/archive/157/44396/ (дата обращения: 13.04.2023).
2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии – 1966 – № 6
3. Золотухина, А. В. Игровые методы в обучении детей технике рисования / А. В. Золотухина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 45 (335). – С. 243–245. – URL: https://moluch.ru/archive/335/74766/ (дата обращения: 14.04.2023).
4. Кондратьева, Н. В. Игра как ведущая деятельность в социально–личностном развитии дошкольников / Н. В. Кондратьева, М. В. Максимова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 6 (86). – С. 629–632. – URL: https://moluch.ru/archive/86/16332/ (дата обращения: 13.04.2023).
5. Коршикова, С. Г. Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы) / С. Г. Коршикова, В. А. Астапова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 34 (168). – С. 103–106. – URL: https://moluch.ru/archive/168/45464/ (дата обращения: 13.04.2023).
6. Лагоша, Г. Е. Игра как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста / Г. Е. Лагоша, Г. В. Хощенко. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 27 (161). – С. 139–142. – URL: https://moluch.ru/archive/161/45072/ (дата обращения: 13.04.2023).
7. Николаева, Л. Ю. Игровая деятельность дошкольников / Л. Ю. Николаева, Е. А. Николаева. – Текст : непосредственный // Образование и воспитание. – 2016. – № 2 (7). – С. 25–29. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/859/ (дата обращения: 13.04.2023).
8. Овсянникова, М. П. Значение игры для дошкольников / М. П. Овсянникова, А. А. Кутняк, И. Н. Балакина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 9 (143). – С. 347–350. – URL: https://moluch.ru/archive/143/40177/ (дата обращения: 13.04.2023).
9. Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. – Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985
10. Синяпкина, Е. И. Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО / Е. И. Синяпкина, О. Н. Звягина. – Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 3 (9). – С. 100–103. – URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2584/ (дата обращения: 13.04.2023).
11. Сорокина, И. В. Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников / И. В. Сорокина. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). – Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. – С. 106–108. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9786/ (дата обращения: 13.04.2023).