Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Красота и культура звучащей речи есть один из важнейших показателей интеллектуального и нравственного развития субъекта. Важным компонентом речи и чтения является интонационная выразительность. Эта тема всегда привлекала внимание учителей-практиков, поскольку речевые задачи в современном образовании подразумевают сформированные умения и навыки эмоциональной лексики и выразительной речи школьников.
Воспитание всесторонне развитой личности всегда предполагает совершенствование у субъекта познания, мышления и развитой грамотной речи. Это сделать достаточно сложно, если у человека не развита речь и его чтение не является выразительным. Развитие навыков эмоциональной лексики всегда являлось актуальной задачей для таких предметов как русский язык и литература.
Сегодня федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) регламентирует наличие у школьников читательских компетенций и различных речевых навыков. Те навыки, которые ученик приобретёт в школе, будут всегда служить ему языковой основой, которая сформирует выразительность его речи. Большинство специалистов среди лингвистов, психологов, социологов, педагогов, сегодня обеспокоены снижением общего уровня культуры выразительной речи школьников.
С середины XIX века лингвисты стали говорить о речевой интонации как о необходимом средстве оформления предложения. Этим вопросом занимались исследователи А.И. Пешковский, А.А. Шахматов и др. Исследователи Л.А. Горбушина, О.В. Кубасова, М.Р. Львов, М.А. Рыбникова и др. рассматривали наличие выразительной речи как одно из видов эстетической воспитанности школьников. Это, в свою очередь, позволило говорить о формировании у школьника умения и навыка воспроизводить текст и речь, правильно, осмысленно и эмоционально.
Цель работы: теоретически и практически обосновать процесс формирования эмоциональной лексики у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс совершенствования эмоциональной лексики у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: методы и приёмы для совершенствования эмоциональной лексики у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить особенности формирования эмоциональной лексики у младших школьников.
2. Описать методы и приёмы формирования эмоциональной лексики у младших школьников.
3. Провести диагностику сформированности эмоциональной лексики у младших школьников.
4. Предложить комплекс упражнений по формированию лексической выразительности речи у младших школьников.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, обобщение, систематизация, наблюдение, диагностика.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1 Понятие эмоциональной лексики
Эмоциональная лексика позволяет субъекту использовать в своей речи слова, которые содержат оценку явлений, фактов, или признаков и давать характеристику этого с различными оттенками чувств. Одной из особенностей речевого развития младшего школьника является тесная взаимосвязь мышления и речи, поскольку слово является формой выражения понятия. Большую роль в речи человека играют эмоциональные моменты. Значимым в развитии речи ребенка является улучшение умения пользоваться речью в качестве средства общения. В зависимости от форм общения меняются и формы речи [20]. В начальной школе освоение речи превращается в речевую деятельность.
Лексика определяется, как совокупность слов языка и его словарный состав. Н.М. Шанский писал о том, что лексика русского языка может быть представлена в виде общеупотребительной или стилистически нейтральной лексики и эмоциональной лексики. Эмоциональная лексика субъекта выражает его чувства, настроение, переживания. Е.М. Галкина – Федорук рассматривает три группы эмоциональной. Или экспрессивной лексики:
1. Слова, которые выражают чувства, переживаемые самим говорящим, в частности, симпатия, любовь, отвращение злость и др.
2. Лексическая оценка с позиции говорящего, злой, добрый, жестокий и др.
3. Слова, в которых чувство обозначено не лексически, а посредством суффиксов или приставок, цветочек, здоровущий и др.
Н.А. Лукьянова рассматривала лексику эмоционально – нейтральную и лексику эмоционально окрашенную. Эмоционально окрашенная лексика выражает чувства и настроение человека. Слова могут быть бранными, ласкательными, междометия, которые передают одобрение, или неодобрение, презрение, или восхищение и др. в русском языке есть слова с устойчивой эмоционально – экспрессивной окраской. Оттенки такой окраски чрезвычайно многообразны. Они обусловлены тем, или иным отношением к соответствующему явлению. Эмоциональная окраска слова возникает в том случае, если само его значение содержит элемент оценки. Чисто нормативная функция слова осложняется оценочностью. Ребёнок через свою эмоциональность является исследователем языка. Человек в своей речи употребляет слова, которые имеют яркую эмоциональную окраску, к примеру, сестрица, братец, дворик и др. Употребляя такие слова, говорящий выражает своё положительное или отрицательное отношение к предметам, признакам, или действиям [10].
Выразительность и образность речи, которая складывается у ребёнка, расширяет речевой опыт детей. Особенности речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения достаточно разнообразны. Свой опыт ребёнок накапливает во время речевой коммуникации с взрослыми. На этой основе он выстраивает свои гипотезы о структуре языка и его закономерностях. У детей в процессе речевого развития может формироваться несколько языковых систем, каждая из которых будет обладать собственным строением и правилами. При благоприятных социальных условиях и правильном воспитании обогащается жизненный опыт ребенка. Его деятельность, в том числе речевая, постоянно совершенствуется. Развивается его общение с окружающими его людьми. Всё это быстро приводит к активному росту лексикона ребёнка.
Примерно к 7 годам у ребёнка словарный запас составляет до 4000 слов. Его лексикон при этом растёт, как количественно, так и качественно. Дети правильно называют предметы и явления, своими словами описывают качество тех, или иных предметов, используют в своей речи слова – синонимы и слова с противоположными значениями и свободно образуют уменьшительно ласкательные слова, изменяя суффиксы. Эмоциональная лексика младшего школьника развивается поэтапно и параллельно с другими компонентами речи. Многочисленные работы психологов показывают, что школьники, которые не способны осознавать и определять свои переживания, как правило, имеют проблемы в учебе. У детей, которые не всегда правильно определяют свои эмоции, часто отсутствует учебная мотивация и присутствует высокий уровень агрессивности. Педагоги часто говорят о словаре эмоций младших школьников. Под ним понимают совокупность словесных обозначений эмоциональных переживаний, которые служат им средством осознания и различения. Различными исследователями в разное время принимались попытки определить подходы к разработке словаря эмоций и чувств [22]. Различение человеком своих чувств осуществляется при помощи слова и иными средствами реализовано быть не может. Слово неотделимо от испытываемого чувства потому, что дает человеку возможность осмыслить его и осознать. Преобладание у человека словесного выражения эмоций связано с особым значением языка как средства знакового и обобщенного отражения мира. Большое значение в формировании словаря эмоций имеет младший школьный возраст. В это время происходит интенсивное расширение сферы явлений, которые вызывают бурные эмоции. Это говорит о том, что должен расти и эмоциональный лексикон ребенка. Бедность словарного запаса в данной области приведет к значительным проблемам в подростковом возрасте. Средний «эмоциональный» словарный запас второклассника примерно равен 95 словам, что явно недостаточно для выражения всего многообразия человеческих эмоций. Именно по этим причинам у детей возникают трудности в общении, понимании, и приводит к использованию нецензурных слов. Ребенок не может рассказать о своих переживаниях и полноценно передать их оттенки. Очень скоро встаёт проблема, что взрослые его не понимают. То же можно сказать про восприятие настроения других людей. Собеседник может говорить о своей внутренней боли, а ребенок не откликается на нее. Не потому, что он черствый и эгоистичный. Он просто не понимает смысла сказанного.
На уроках русского языка учителя уделяют этому много внимания.
К примеру, при выразительном чтении и наличии эмоциональной лексики достаточно большую роль играют паузы. Уместные паузы делают живую речь естественной, четкой и выразительной. Они не только расчленяют речь, но и объединяют её. Слова, находящиеся между паузами, приобретают смысловое единство. Анализ логических пауз включает характеристику их длительности, а также завершенности и незавершенности. Под средствами выразительности понимают специальные художественно-риторические приемы, лексические и грамматические средства языка, привлекающие внимание к тому, или иному высказыванию ученика. Речевые средства выразительности придают тексту эмоциональность, глубину и красочность. Школьники должны научиться понимать, что такое эмоциональная лексика и должны описывать такие состояния при работе с конкретными текстами. Этот процесс должен быть ориентирован на решение таких задач, как совершенствование навыков осознанного, правильного, выразительного чтения и говорения [23].
Большую роль в этом процессе будет играть пересказ текста. Чтение – это довольно сложный, индивидуальный процесс. Каждый читатель откликается на текст какой-либо особой стороной своей личности. Школьники реагируют на текст эмоционально. Современная школа ставит перед собой задачу эмоционального развития учеников и формирование у них эмоциональной лексики. Решить такую задачу непросто. Для этого учителю необходимо владеть определённой методологией и знать конкретную методику урока. В процессе чтения и пересказа ученики в первую очередь видят героев, сюжет и отдельные события. При этом, они не всегда реагируют на знаки препинания, строфы, или эпитеты.
Выразительное, осознанное и беглое чтение это очень важные и значимые средства, благодаря которым учитель в процессе работы над художественным произведением вызывает у детей сопереживание, или иные чувства и эмоции. дети учатся понимать эмоции других людей и описывать их соответствующими словами. Учитель при этом помогает не только верно понять, но и ощутить замысел автора, обогатиться его помыслами и бл
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность [текст] / Б. Г. Ананьев. — М.: Директ - Медиа, 2008. — 134 с.
2. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка [Текст] / Е.С. Антонова – М.: Академия, 2010. – 448 с.
3. Валгина, Н.С. Активные процессы в современном русском языке [Текст] /Н.С. Валгина - М.: Наука, 2011. – 217с.
4. Володина, Е. Н. Языковое развитие личности в условиях модернизации системы общего образования: теория и практика [текст] / Е. Н. Володина. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2018. — 246 с.
5. Волков, С. Интервью с Натальей Сметанниковой «Школе нужен методолог чтения» [электронный ресурс] // Литература. — 2008. — № 18 — Режим доступа: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200801812 (дата обращения 06.04.2023).
6. Гаффоров, А.А. Компоненты семантической структуры грамматического рода субстантивов / А. А. Гаффоров. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1094-1097. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28631/ (дата обращения: 06.10.2022).
7. Диброва, Е. И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2 частях [Текст] / Е.И. Диброва. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 43–47 с.
8. Дозморова, Е. В. Проект «Приемы смыслового чтения» [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663.pdf (дата обращения 06.04.2023).
9. Джаджиева, О. Е. Проблема развития детского творчества школьников [текст] / О.Е. джаджиева // Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2010. — № 1. — С. 22–25.
10. Коротаева, Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения [Текст] / Е.В. Коротаева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2005. – 98 с.
11. Кубрякова, Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа) [Текст] / Е.С. Кубрякова //Актуальные проблемы современной лингвистики – М.: Флинта: Наука, 2009. – С. 46 –18.
12. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [текст] / А. Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2009. — 423 с.
13. Методика обучения русскому языку и литературному чтению. Учебник и практикум для академического бакалавриата [текст] / под ред. Т. И. Зиновьевой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 468 с.
14. Методика преподавания русского языка: учебн. пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений [Текст] / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М. Академия, 2011. – 464 с.
15. Пешковский, А.М. Русский синтаксис в научном освещении [Текст] / А.М. Пешковский, - М.: Языки славянской культуры, 2011. - 544 с.
16. Поляк, Н.Ф. Выразительная возможность слова / Н.Ф. Поляк // Начальная школа. – 2013. – No6. – С. 31-32.
17. Поздеева, С. Е. Учебная дискуссия: поиск новых форм [Текст] /С.Е. Поздеева //Начальная школа: до и после. – 2008. - No8. – С.79 – 87.
18. Потебня, А.А. Мысль и язык [Текст] / А. А. Потебня. - СПб., 2012.-192с.
19. Рахманова, Л.И. Современный русский язык: Лексика. Фразеология. Морфология: Учеб. пособие [Текст] / Л.И. Рахманова. - М.: Изд-во МГУ, Изд-во «ЧеРо», 2007. – 480 с.
20. Русский язык. Комментарии к урокам: метод. пособие [Текст] /С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. - М.: Вентана – Граф, 2013. - С. 3 - 5.
21. Сенина, Н.А. Русский язык. Нормы речи: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10–11-й классы [Текст] / Н. А. Сенина, Т. Н. Глянцева, Н. А. Гурдаева; под ред. Н. А. Сениной.- Изд.3-е, перераб.- Ростов н/Д: Легион, 2016.- 240 с.
22. Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис [Текст] / Под общей ред. Л.А. Новикова. – СПб.: Изд-во «Лань», 2004. – 864 с.
23. Торсуева, И.Г. Интонация и смысл высказывания [Текст] / И.Г. Торсуева. – 2-е изд., испр. – М.: Либроком, 2009. – 112 с.
24. Титов, В. А. Методика преподавания русского языка. Конспект лекций [Текст] / В.А. Титов. - М.: Приор – Издат, 2008. – 174 с.
25. Юртаев, С.В. Методика языкового образования и речевого развития: теория и практика первоначального обучения русскому языку [Текст] / С.В. Юртаев. – Орск.: ОГТИ.- 2009. - 206 с.