Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что при переходе учеников из учреждения дошкольного образования в школу, происходит смена деятельности с игровой на учебную, что вызывает у многих дискомфорт и тревогу. В первые дни пребывания в школе у детей могут наблюдаться следующие нарушения: снижение аппетита, проблемы со сном, головные боли.
У первоклассников в первые недели посещения учебного заведения снижается сопротивляемость организмам, возможно повышение температуры, обостряются хронические заболевания. Дети без весомого повода могут начать капризничать и плакать. Такое состояние называют «школьным шоком», «шольным стрссом»
Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Все составляющие взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и выполнять школьные правила. При отсутствии успешной адаптации у ребенка начинают провялятся признаки дезадаптации.
По данным исследований от 15 до 40% учащихся начальных классов находятся в состоянии дезадаптации, то есть постоянно испытывают трудности в обучении и коммуникации. Остается актуальной задача охраны и укрепления здоровья 6-ти летних учеников, которая включает подготовку детей к поступлению в школу, определение степени готовности ребенка к обучению, возможность его обучения без излишнего напряжения.
В связи с этим проблема школьной дезадаптации продолжает интересовать психологов и не теряет своей актуальности.
Проблемой проявления школьной дезадаптации занималась Р.В. Овчарова. Она сформулировала определение школьной дезадаптации, и причинам ее проявления.
Цель иследования: поранализировать причины проявления дезадаптации у младших школьников
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогичесскую литературу, а именно особенности проявление дезадаптации у младших школьников.
2. Подобрать методики для выявления уровня адаптации и првести диагностические исследования.
3. Проанализировать результаты и сделать выводы.
Объект исследования: учебная деятельность первоклассников
Предмет исследования: причины появления дезадаптации у младших школьников
Гипотеза: школьная дезадаптация обусловлена определенным рядом социально-психологических факторов, среди которых значительное место занимают такие, как уровень интеллектуального развития; состояние эмоционально-волевой сферы; а также уровень мотивации и самооценки.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ литературных источников, систематизация материала
2) Эмпирические: анкетирование, проективные методы (анализ рисунка животного, методика лесенка).
Глава 1 Теоретические аспекты выявления школьной дезадаптации у младших школьников
1.1 Основные теоретические подходы к проблеме выявления школьной дезадаптации у младших школьников
Проблема школьной дезадаптации, как медико-социальная проблема появилась относительно недавно. Ранее о данном состоянии знали только педагоги начальной школы. В исследованиях Шишовой А.В. и Ждановой (2014) Л.А. отмечается, что дети определенных хронотипов (утренний хронотип и индифферентный хронотип) адаптируются к обучению в школе за счет своего здоровья .
Челпанов В.Б. (2014) ставит проблему школьной дезадаптации на одно из первых мест по значимости среди насущных проблем современного школьного образования в России .
По данным аналитического обзора, подготовленного Рудь Н.П. и Шитовой Т.Н. (2014) проблема школьной дезадаптации появилась в нашем образовании в середине 90-х годов прошлого столетия . С появление в штате образовательных учреждений должности психолога удалось определить ведущие причины инфантильности ряда детей – в ее основе лежало их психофизиологическое состояние здоровья ребенка. Сложность адаптации таких детей к коллективному обучению требует индивидуальных подходов, включающих в себя не только индивидуальную работу с психологом, но и значительное снижение учебной нагрузки, проведения комплекса оздоровительных мероприятий.
Ряд отечественных и зарубежных ученых указывают на необходимость глубокого профессионального взаимодействия педагога, психолога и врача в вопросе диагностики и коррекции проявлений школьной дезадаптации у детей .
Б.В. Челпанов (2012) рассматривает школьную дезадаптацию как одно из последствий дидактогенных неврозов учащихся общеобразовательной школы .
Существует несколько определений термина "школьная дезадаптация". Так по данным Петровой Е.Ю. (2012) это "… сложное социально-психолого-педагогическое явление, являющееся результатом нарушения адаптационного механизма социализации личности, сопровождающееся временными трудностями в обучении в общеобразовательных учреждениях…" .
Ряд отечественных психологов придерживаются мнения, что "школьная дезадаптация – это ситуация, когда ребенок оказывается неприспособленным к школьному обучению…" .
Обзору современных тенденций в определении понятия школьная дезадаптация посвящена работа Журавлевой В.С., Гакаме Ю.Д. (2014) . Изложено несколько современных подходов. С точки зрения медико-биологического подхода – школьная дезадаптация – это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей спос
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сборник метод. материалов для администрации, педагогов и школьных психологов / под ред. М.Р. Битяновой. - М., 2007.
2. Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации детей к школе // Школа и психическое здоровье детей. - М.: Издательство "Медицина", 1988.
3. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 197 6.
4. Артемов, С.Д. Социальные проблемы адаптации / С.Д. Артемов. - М., 2010.
5. Баюкова Н.О. Психолого-педагогические исследования проблемы адаптации детей в образовательно-развивающей среде // В сборнике: Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. М.И. Гомбоева. Чита, 2013. С. 73-77
6. Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка: учеб. пособие / 2-е изд., доп. — М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005.
7. Белобрыкина О.А. Проявления дезадаптации в образовательном пространстве школы: причины, типы, возможности профилактики // Психология и школа. – 2005. – №2. – С. 3-11
8. Белшева С.А. Диагностика школьной дезадаптации. – М.: АСТ, 2007
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., Просвещение, 2008.
10. Божович, Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Издательство "Питер", 2000.
11. Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Возрастно-психологическое консультирование. М.: Академия, 2002
12. Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. — М.: Знание, 1994.
13. Винокуров Л.Н. Роль нервно-психологических нарушений в возникновении неуспеваемости у младших школьников: Автореф. дисс. канд. мед. Наук. М., 197 4
14. Винокуров, Л.Н. Школьная дезадаптация и ее предупреждение у учащихся. - Кострома: Издательство "Эврика-М", 2000.
15. Вострокнутов. Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. - М., 1995.
16. Гордеева О. Первые признаки школьной дезадаптации [Электронный] // режим доступа: http:// www.yaroditel.ru/parents/base/ lecture/56876
17. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2010
18. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе // Руководство практического психолога — М.: Академический Проект, 2000.
19. Гущина К.А. Школьная дезадаптация как трудная жизненная ситуация, требующая совладающего поведения // Вопросы науки и образования, 2017. –№ 6 (7). –С. 155-159
20. Денисова, В. И. Педагогические условия адаптации первоклассников к обучению в школе: ВКР // 2019. – С. 46
21. Диагностика школьной дезадаптации/Под ред. С.А. Беличевой и др. М., 1993
22. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М.: Сфера, 2004
23. Дубровина И.В. Словарь для начинающего психолога. 2-е изд. / Под ред. И. В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2011.
24. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М., 1991
25. Ермаков В.А. Психология и педагогика: учебное пособие / Ермаков В.А.. — Москва: Евразийский открытый институт, 2011. — 302 c. — ISBN 978-5-374-00168-6. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11095.html
26. Жигулина Т. А. Профилактика дезадаптационных состояний у детей и подростков в условиях общеобразовательной школы // Молодой ученый, 2015. – №22. –С. 784-787
27. Журавлева В.С., Гакаме Ю.Д. Профилактика и коррекция школьной дезадаптации у учащихся начальной школы // Наука и современность. 2014. № 29. С. 80-83.
28. Залевская Е.А. Школьная дезадаптация детей младшего школьного возраста. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «Массовые коммуникации на современном этапе развития мировой цивилизации. – Красково: Гуманитарно-социальный институт, 2015. – С. 70-75
29. Залевский Г.В., Бохан Т.Г., Галажинский Э.В. Психическая ригидность как фактор дезадаптации учащихся младших классов: диагностика, коррекция, профилактика. Томск, 1998.
30. Защиринская О.В. Динамика психического развития детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1995. - 16 с.
31. Зеленина, Е.Л. Школьная дезадаптация. Причины, проблемы, индивидуальная коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е. Л. Зеленина. - Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2012
32. Иовчук Н.М. Психопатологические механизмы школьной дезадаптации//Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. М., 1995
33. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации//Вопросы психологии. 1984
34. Кованцева О.В. Школьная дезадаптация первоклассников. Сборник: Ребёнок в языковом и образовательном пространстве: сборник материалов межвузовской web-конференции. – Елец: Издательство: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2015. –С. 217-220
35. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб.: СОЮЗ, 2000
36. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. - Москва: «ПЕРСЭ», 2002
37. Кумарина Г.Ф. Назначение и место коррекционной педагогики в системе педагогического знания и педагогической практики // Народное образование. 2012. № 2. С. 53-58
38. Кумарина, Г.Ф. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения // Народное образование. - 2002.
39. Малиевский В.А., Баширова Г.И., Клишо Г.К. Комплексная оценка адаптации первоклассников к школьному обучению // Российский педиатрический журнал. 2014. Т. 17. № 1. С. 34- 37
40. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2010.
41. Новикова Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков//Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников. М., 1985.
42. Петрова Е.Ю. Модель реализации педагогических условий преодоления учебной дезадаптации учащихся основной общеобразовательной школы // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 1. С. 27-31
43. Пихенько И.Н. Психолого-педагогическая реабилитация учащихся с признаками школьной дезадаптации//Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Мат-лы Российской науч.-практ. конф.• М., 1996.
44. Платонова, А. В. Психологические условия эмоционального комфорта младших школьников: НКР // 2018. – С. 9
45. Портнова А.Г. Психологическая адаптация школьников к учебной деятельности//Актуальные проблемы• психологической теории и практики. СПб., 1995.
46. Развитие теории и практики учебной деятельности: научная школа В.В. Давыдова: монография по материалам Между-нар. сетевой науч. конф. Издательство ВГсПу «Перемена», 2016.
47. Рудь Н.П., Шитова Т.Н. Согласно профессиональному долгу // Молодой ученый. 2014. № 12 (71). С. 300-303
48. Сирбаева, М. С. Взаимодействие педагога с родителями младших школьников как условие успешной адаптации: ВКР // 2020. – С. 63
49. Туганбекова К.М., Тебенова К.С. Социальная профилактика - важнейшее направление социальной работы детей с ограниченными возможностями // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 1. С. 66-68
50. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010
51. Челпанов В.Б. Неблагоприятные функциональные состояния современных школьников // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 4-3 (43). С. 243-248
52. Шиканова, П. Ф. Развитие самооценки младших школьников в учебной деятельности: ВКР // 2022. – С. 34
53. Шишова А.В., Жданова Л.А., Ланина Е.А. Влияние хронобиологического типа первоклассника на течение адаптации к обучению // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 5 (254). С. 20-22
54. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста. – Москва: «Педагогика», 1988