Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа на тему «Порядок принятия предварительных решений по классификации товаров и их документальное оформление» содержит 30 страниц, 3 раздела, 0 рисунков, 3 таблицы, 15 источников, 0 приложений.
Российская Федерация и российские субъекты экономической деятельности являются активными участниками международных и внешнеэкономических отношений, что обусловлено высоким уровнем развития рыночных отношений, диверсификацией экономики с одной стороны и повсеместной интеграцией бизнеса – с другой стороны, что предполагает трансграничное движение товаров и встречную необходимость регулирования этого процесса в целях обеспечения экономической безопасности государств, а также обеспечения прав и интересов хозяйствующих субъектов. В первую очередь данные процессы регулируются через нормативное определение деятельности таможенных органов. В России вопросы таможенной деятельности находятся в ведении профильного органа исполнительной власти – Федеральной таможенной службы (ФТС) и ее территориальных органов, образующих в совокупности единую централизованную систему.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Федеральный закон «О таможенном регулировании»), к функциям государственных органов, обеспечивающих организацию и контроль перемещения товаров через границу, относится обеспечение обязательств РФ в рамках международных соглашений, международное взаимодействие с таможенными органами других государств и международными компетентными органами по вопросам таможенного дела.
Так, одним из проявлений экономической интеграции, является применение международной гармонизированной системы - систематизированного свода таможенных кодов товаров в целях избежания споров таможенных органов, а также обеспечения предсказуемости таможенных и налоговых платежей для участников внешнеэкономической деятельности. Большую роль в этом процессе в российской экономике и таможенном деле играет процедура предварительного присвоения классификационного кода товарам, планируемым ввозу через границу.
Актуальность этой процедуры продиктована сложившейся ситуацией в мировой экономике, предусматривающей территориальное разделение товарных рынков и потребность в трансграничном перемещении товаров для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Также потребность в импорте выросла в результате длительной пандемии новой коронавирусной инфекции, в результате которой вынужденно сократился объем производства во многих отраслях экономики. В связи с чем необходимы меры, направленные на поддержание и развитие мировой и внутригосударственной экономики.
Объект курсовой работы – процедура принятия предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Цель курсовой работы – дать комплексную характеристику процедуре предварительной таможенной классификации товаров. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи курсовой работы:
● раскрыть понятие и нормативно-правовую базу единой номенклатуры, понятие и сущность предварительных решений по классификации товаров;
● описать порядок принятия рассматриваемых предварительных решений в условиях внешнеэкономической деятельности;
● сформировать представление о документальном оформлении процесса применения предварительных решений по классификации товаров.
К основным информационным источникам, использованным при написании курсовой работы, относятся нормативные акты, а также данные официального сайта ФТС России.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования: анализ, синтез, сравнение, исторический.
1. Понятие и нормативно-правовая база ТН ВЭД ЕАЭС, понятия и сущность предварительных решений по классификации товаров
Таможенное дело относится к сфере как внутренней деятельности государства, так и международной, выходящей за его государственные границы, отражая, в том числе, его положение на международной политической арене и в мировой экономике.
Соответственно таможенные отношения в первую очередь регулируются международными договорами, соглашениями и актами, которые уже в последующем транслируются и раскрываются в нормах национального законодательства в целях создания благоприятных условий развития внутренней экономики и осуществления внешнеэкономической деятельности.
С 1995 года Российская Федерация является одним из участников Таможенного союза, преобразованного в Таможенный союз ЕАЭС (далее – Союз), в связи с чем основными правовыми документами таможенного регулирования в Российской Федерации в настоящее время являются:
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС, ТК ТС) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, ратифицирован Федеральным законом от 14.11.2017 N 317-ФЗ), которым предусмотрено общее регулирование отношений по организации и контролю перемещения товаров через границу Союза, в том числе вопросы таможенных тарифов.
- Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о Союзе), подписанный в г. Астане 29.05.2014 года и Таможенный кодекс ЕАЭС (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза),
- международные договоры в области таможенного дела на уровне ВТО, ЕАЭС (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования),
- а также законодательство государств - членов Союза (далее - государства-члены) о таможенном регулировании в части, не урегулированной на уровне межгосударственных соглашений, либо напрямую отнесенные к вопросам внутреннего регулирования (ст. 1 ТК ТС).
Согласно ст. 1 ТК ЕАЭС на территории Союза осуществляется единое таможенное регулирование, включая условия перемещения товаров через таможенную границу Союза, процедуры декларирования товаров и прохождения таможенного контроля в целях гармоничного сближения и развития сотрудничества, а также обеспечения скоординированного регулирования экономики и таможенных отношений стран-участниц.
В развитие указанных целей и принципов сотрудничества создаются и реализуются различные правовые институты, одним из которых является единый систематизированный перечень и кодировка товаров, используемые таможенными и иными государственными органами, а также гражданами и хозяйствующими субъектами.
Отправным документом в вопросе установления единства таможенной классификации товаров явилась Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее – Конвенция о гармонизации, Конвенция), к которой Россия присоединилась в 1996 году.
Конвенция провозглашается принятой в целях содействия международной торговле, для упрощения сбора, сопоставления анализа данных, их единства и точности, и вводит понятие гармонизированной системы описания и кодирования товаров, под которой понимает регистр цифровых кодов по укрупненным и разукрупненным перечням товаров с примечаниями, описывающими товарные группы для их правильного и однообразного применения. Сами позиции с кодами (гармонизированная система) приведены в приложениях к Конвенции.
Присоединившиеся к Конвенции страны обязуются применять единую гармонизированную систему для определения таможенных пошлин при ввозе товаров, а также публиковать свои статистические данные по приведенной в Конвенции единой номенклатуре (гармонизированной системе). При этом за разрешением споров и разногласий по толкованию и применению Конвенции в комиссию стран-участниц Конвенции могут обращаться только государства и таможенные органы, но не декларанты. Это положение также закреплено в ниже перечисленных документах. В связи с чем, при наличии неразрешимого спора, субъекты ВЭД могут его разрешить только путем обращения в арбитражных султаншей Уральского округа.
Определение единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС, Номенклатура) дает статья 19 ТК ЕАЭС, как систематизированного свода таможенных кодов товаров с описанием позиций, который используется для классификации товаров в целях применения мер таможенного регулирования и статистики. И это – единственное нормативное определение Номенклатуры, поскольку все остальные правовые акты международного, союзного и федерального уровней, раскрывая понятие ТН ВЭД, приводят лишь ее характеристики.
Договор о Евразийском экономическом союзе определяет ТН ВЭД как товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности, основанную на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
В Пояснениях к ТН ВЭД (Приложение № 1 к Рекомендации Коллегии ЕЭК от 07.11.2017 года № 21) , где указано, что номенклатура - это систематизированная группировка обращающихся в международной торговле товаров на несколько уровней группировки, снабженные наименованиями, указывающими в предельно сжатой форме категории или типы товаров, которые они охватывают.
Во всех регулирующих документах указано, что наименование позиций товара в Номенклатуре служат исключительно удобству ее пользователей до поиска информации, но не имеют законной силы при классификации ввозимого товара.
Непосредственно единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, применяемая, в том числе, на территории РФ, утверждена Решением Совета ЕАЭС от 14.09.2021 года № 80 , где также указаны основные правила интерпретации ТН ВЭД:
- названия разделов, групп и подгрупп приводятся исключительно для удобства использования Номенклатуры,
- непосредственно классификация осуществляется, в первую очередь, исходя из текста документов н товар,
- предпочтение отдается то позиции Номенклатуры, которая дает наиболее конкретное описание товара,