Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос», которое означало действия и поступки человека, подвластные ему самому, имеющие различные степени совершенства и предполагающие моральный выбор индивида.
Аристотель интерпретировал «этос» как добродетели человеческого характера (в отличие от добродетелей ума). Еще до Аристотеля различными проблемами морали активно занимался его учитель Платон, а также учитель самого Платона – Сократ, т.е. в V в до н.э. этические исследования начинают занимать важное место в духовной культуре [1].
Свой статус как особой дисциплины этика получила благодаря трудам Аристотеля, именно в названии работ «Никомахова этика», «Большая этика», «Эвдемова этика» Аристотель впервые использовал термин «этика», отводя ей роль «посредника» между психологией и политикой. «Никомахова этика» – самый первый курс о нравственной деятельности и добродетелях, «Никомахова этика» и сегодня остается одной из лучших систематизаций этики. Этика является философской наукой, отвечающей на вопрос «Как следует правильно жить?» и имеет основным предметом изучения мораль и нравственность. Этика имеет долгую историю. В 5 веке до нашей эры, Сократ, задавая вопрос «Каким должно быть человеку?», связывал этику с моральными качествами и характером личности. Платон отвечал на этический вопрос «Каким должно быть человеку?» утверждением, что хорошим человеком является тот, который в мыслях своих следует «форме», идее блага и направляется ею.
Предмет: этика.
Объект: этика как наука о морали и нравственности.
Цель: рассмотреть особенности этики как наука о морали и нравственности
Задачи:
1.Проанализировать сущность и назначение этики в культуре
2. Рассмотреть соотношении этики и нравственности
3. Провести анализ этики как науки о морали и нравственности
Глава 1 Анализ понятия этики и нравственности
1.1 Сущность и назначение этики в культуре
Цель этики – не знания, а поступки, этика не может снять ответственности с личности за принимаемые решения, на этику нельзя спрятаться, на нее можно опереться.
От того, насколько правильно человек осознает общие моральные принципы и идеалы данного общества, зависит его нравственный авторитет, определяющийся также собственной способностью воспринимать и реализовывать общественные требования, независимо принимать решения, формировать для себя правила жизни и оценивать происходящее. Разница между моральностью и нравственностью отчетливо проявляется во всевозможных формах переживания человеком норм морали и нравственных ценностей. Моральность ориентация на частные, исторические конкретные оценки поведения других и сообщества. Нравственность ориентация на самостоятельно принятые человеком абсолютные принципы и ценности.
Рассмотрим содержание представленных на рисунке 1 функций этики, так, описательная функция этики подразумевает описание реальных моральных поступков, правил и норм их осуществления, в соответствии с описательной функцией, этика помогает обучить моральному поведению на наглядных примерах. Основой критической функции этики является выявление причин и случаев нарушения нравственности, с помощью критической функции этики представляется возможным правильно оценить нравственную ценность морального поведения и отделить нравственный поступок от безнравственного.
Категориями называются основные ее понятия. Этические категории представляют собой общие характеристики, с помощью которых оценивается поведение человека. К ним относят добро и его противоположность, честь и достоинство, долг, совесть, любовь и счастье и многие другие. Далее коротко поясним эти и другие категории этики.
Добро - это фундаментальное понятие, которое отражает положительную ценность явлений, предметов; это высший идеал, в пользу которого человек делает свой свободный выбор, возвышаясь и самосовершенствуясь.
Благо, польза - эти категории этики неразрывно связаны с понятием добра. Однако добро есть добро всегда и для всех. Когда же говорят о благе и пользе, речь идет о благе конкретного человека (группы).
Зло - противоположность добру, а точнее, отступление от него. Зло и добро неравноправны. Зло подлежит исправлению добром. Противостояние этих понятий мы наблюдаем практически во всех религиозных течениях. Долг - нравственная необходимость поступать определенным образом.
Равенство - основанное на взаимном уважении равноправие.
Любовь - восприятие предмета как безусловного блага.
Счастье - высшее благое и самоценное состояние.
Это и удовлетворенность жизнью вообще, и испытываемые в настоящий момент сильные эмоции. При этом этика не ставит своей задачей достижение добра, счастья. Она учит отличать истинные ценности от ложных и делать собственный выбор.
Мировоззренческая функция этики представляет собой формирование моральных идеалов, ценностей и переживаний личности, в соответствии с мировоззренческой функцией этика обучает сознательному и рациональному отношению индивида к нравственным проблемам, а также помогает человеку сделать правильный моральный выбор. Преобразовательная функция этики основана на изучении действующей системы морально-нравственных ценностей для ее корректировки в соответствии с нравственными требованиями современного общества. Воспитательная функция этики подразумевает приобщение индивида к общечеловеческим моральным и нравственным идеалам и ценностям [3].
Мораль, нравственность, этика – духовные категории социальной среды, которые могут распространяться как на отдельного человека, так и на общество и его отдельные социальные группы. Но очевидно, что эти категории имеют прямое отношение и к природе. Можно даже утверждать, что именно в природном мире они имеют свои корни. Это обусловлено тем, что мораль, нравственность, этика являются существенными качествами поведения человека как связующего звена между природой и общества. Можно также утверждать, что они непосредственно предопределены особенностями человека как природного существа. Именно в силу своей природности человек, отличающийся от своих сородичей в животном мире природы обладанием души, сознания, разума, воли, в процессе развития проявил качества моральности, нравственности, этичности – духовные качества духовного человека. Можно также утверждать и то, что эти качества не могли не проявиться в поведении человека. Как социальные регуляторы мораль, нравственность, этика, наряду с правом, обеспечивают поддержание социального порядка и мира. Их противоположности аморальность, безнравственность, неэтичность – могут выполнять в обществе деструктивную роль, служить фактором нарушения и даже разрушения порядка. Говоря о морали, нравственности, этике как социальных регуляторах в поведении каждого отдельного человека, нельзя не видеть в них более важной, наиболее существенной роли в развитии всего общества. Более того, в цивилизационном развитии человечества. Мораль, нравственность, этика лежат в основе духовной культуры, которая, наряду с материальной культурой, образуют фундамент цивилизации. При этом в системе названных элементов культуры как основы цивилизации приоритет принадлежит духовному.
Мы не можем не согласиться, что «мирские блага не утоляют сердечной тоски». В условиях капиталистической системы и таких ее либеральных ценностей, как свобода рынка и частная собственность, ориентированных на получение максимальных прибылей, духовное часто отступает на второй план. Ибо «ничто не размывает границы этических норм быстрее, чем человеческая жадность». Недооценка, или игнорирование нравственных начал в развитии неуклонно вело к духовному упадку человечества, который привел к системному кризису, включая экологический кризис. В свете драматической экологической ситуации и экологического кризиса ученые, философы, теологи пишут о необходимости спасения
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. 524 с.
2. Гусейнов А. А. Понятие морали // Этическая мысль. Вып. 4. М.: ИФ РАН, 2003. С. 3-13.
3. Гусейнов А.А. Великие моралисты/ А.А. Гусевой – М.:Республика, 1995. – 351 с.:ил. (с.5)
4. Гусейнов А.А., Гаджикурбанов А.Г. и др. Этика: учебник для академического бакалавриата / Под общ. ред. А. А. Гусейнова. М.: Юрайт, 2017. 460 с.
5. Зырянова О.Г. Этика государственной и муниципальной службы: учебник / О.Г. Зырянова. – Краснодар : КубГАУ, 2017. – 219 с.
6. Зырянова О.Г., Тонян М.Н., Кутовая А.А. Особенности деятельности PR-служб в органах государственной власти и управления на региональном уровне/ Зырянова О.Г., Тонян М.Н., Кутовая А.А.// VII Международная научно-практическая конференция – Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы научно-практической конференции –Издательство: Краснодарский центр научно-технической информации (ЦНТИ), 2017. – С. 182-187
7. Иванов В. Г. Этика. Краткий курс. СПб: Питер, 2006. 176 с. https://bookz.ru/authors/vladimir-ivanov/etika_549/1-etika_549.html (дата обращения: 03.11. 2017).
8. Кант И. Критика чистого разума. М.: Наука, 1994. 591 с.
9. Кант И. Основы метафизики нравственности / И. Кант// соч. в 6 т. М., 1965. т.4 (1). С.274 (стр 135)
10. Кант И. Религия в пределах только разума // И. Кант Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. 712 с. С. 78-278.
11. Мастеров Д. В. Различие морали и нравственности: к постановке проблемы // Теория и практика общественного развития. 2012. № 9. С. 32-34.
12. Мишакова Г.А. Психологические особенности проявлений нравственности младших школьников, воспитывающихся в различных социально-педагогических условиях, Самара. 2010 (стр. 19-20)
13. Мораль // Дубровский Н. Полный толковый словарь всех общеупотребительных иностранных слов, вошедших в русский язык, с указанием корней. М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1884. С. 318.
14. Мораль // Новейший философский словарь. Ростов-н /Д: Феникс, 2006. С. 402.
15. Мораль // Энциклопедический словарь / сост. под ред. д-ра философии М. М. Филиппова: в 3 т. / Бесплатное приложение к журналу «Природа и Люди» за 1902 г. СПб.: [б. г.]. Т. 2. Стлб. 2191
16. Мораль, нравственность // Краткий философский словарь / под. ред. М. Розенталя и П. Юдина. М.: Гос. изд-во политической литературы, 1952. С. 305306.
17. Моральная карьера (moral career) // Большой социологический словарь (Collins). Том I. (A – O): Пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 1999. С. 440.
18. Осипова И.Н. Этика и культура управления: учебное пособие/ И.Н. Осипова. – М.: Форум, 2009. – 159 c.
19. Психология личности. Т.2. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2002
20. Разин А. В. Этика: учебник для вузов. М.: Академический проект, 2006. 624 с.
21. Степаненко В.И. Этика конспект лекция для дистанционного обучения/ В.И. Степаненко., М.А. Малашевский. – М.: 2009.
22. Уильямс Б. Мораль: специфический институт // Логос. 2008. № 1 (64). [Электронный ресурс] // URL: http://www.hse.ru/data/796/533/1238/Уильямс.pdf (дата обращения: 02.11.2017).
23. Этика // Энциклопедический словарь / сост. под ред. д-ра философии М. М. Филиппова. СПб.: [б.г.]. Т. 3. Стлб. 4146-4147.