Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Развитие речи является одним из важнейших направлений образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации, так как речевое развитие – это показатель развития личности в целом. Как отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие включает в себя овладение речью как средством общения, поэтому у ребенка должны быть сформированы умения строить связное речевое высказывание.
Связная речь включает монологическую речь. Это достаточно сложный для ребенка вид деятельности, который он осваивает в процессе обучения и воспитания. Наличие монологической связной речи дает возможность для общения и взаимодействия с другими людьми, совместной деятельности, для успешной адаптации и социализации в обществе. Сформированная монологическая связная речь является одним из показателей психологической готовности ребенка к обучению в школе.
В психолого-педагогической литературе проблема развития связной монологической речи рассматривалась в работах М.М. Алексеевой, Л.С. Выготского, В.В. Гербовой, А.М. Леушиной, Э.П. Коротковой, Б.И. Яшиной и других ученых и методистов дошкольного образования. Предлагаются различные методы и приемы развития связной речи, формы организации образовательной деятельности с детьми – занятия, беседы, наблюдения, прогулки и другие.
Одним из видов связной монологической речи является пересказ. В дошкольном возрасте дети учатся пересказывать знакомые тексты художественных произведений. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию памяти, мышления, восприятия, внимания. При пересказе совершенствуется произношение, детьми усваиваются нормы и правила построения предложений и текста. Использование текстов детской художественной литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию монологической речи.
Актуальность данной проблемы, необходимость ее изучения обусловили выбор темы исследования: «Место пересказа художественных произведений в развитии навыка монологической речи дошкольников».
Цель исследования – изучить методические особенности развития навыка монологической речи дошкольников в процессе пересказа художественных произведений.
Объект исследования: процесс развития навыка монологической речи дошкольников.
Предмет исследования: пересказ художественных произведений как средство развития навыка монологической речи дошкольников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной литературы раскрыть сущность основных понятий исследования: «связная речь», «монологическая речь».
2. Рассмотреть особенности развития навыка монологической речи у детей дошкольного возраста.
3. Раскрыть виды пересказа, методические особенности обучения пересказу художественных произведений детей дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, классификация).
Теоретическая основа исследования: методические подходы к развитию связной речи в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста в работах А.М. Бородич, В.В. Гербовой, М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, О.С. Ушаковой, Е.А. Флериной и др.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты использования пересказа художественных произведений в развитии навыка монологической речи дошкольников
1.1 Понятие «монологическая речь»
Основным средством общения является речь, поэтому от уровня речевого развития зависит успешность личности в процессе коммуникативной, познавательной деятельности. Благодаря речи осуществляется управление собственным поведением и поведением других людей.
Речь выполняет множество различных функций, что говорит о многофункциональности и полиморфном характере речевой деятельности человека. Наличие множества функций обусловливает сложную структуру и различные формы речи. В соответствии с этим речь разделяется на внешнюю и внутреннюю, устную и письменную. Одной из форм речи является связная речь [9].
Связная речь является предметом изучения многих наук, в том числе лингвистики, психологии, педагогики. Как высшая форма речевого развития связная речь рассматривается в работах Л.С. Выготского, В.П. Глухова, А.Н. Леонтьева, О.С. Ушаковой и других.
В лингвистике и психолингвистике связная речь рассматривается как совокупность актов говорения и понимания (Л.В. Щерба), как отражение системы языка в сознании говорящего (А.А. Леонтьев), как совокупность компонентов речевой деятельности – потребности в общении, мотива высказывания, речевых действий (Н.И. Жинкин).
В психологии связная речь рассматривается в работах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. При этом связная речь раскрывается через деятельностный подход и определяется как деятельность, направленная на оформление мысли в речевой форме. Связная речь тесно связана с другими познавательными процессами, в первую очередь с мышлением [1].
В педагогике раскрываются различные методы и приемы развития связной речи, виды занятий, бесед. Значительный вклад в методику развития связной речи внесли М.М. Алексеева, В.В. Гербова, М.М. Конина, А.М. Леушина, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Б.И. Яшина и другие.
На современном этапе в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отражена важность работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста отражена. Это работа включает формирование словаря и грамматической стороны речи, связной диалогической и монологической речи дошкольников [20].
Рассмотрим, что понимается под связной речью в научной литературе. М.М. Алексеева считает, что связная речь – это совокупность речевых фрагментов, которые объединены между собой единой темой и представляют единое и смысловое и структурное целое [2].
Т.А. Ткаченко отмечает, что связная речь – это вид речи, которая строится на основе законов логики и грамматического строя русского языка как единое целое. Связная речь отличается от других видов речи такой характеристикой, как связность, которая включает такие компоненты, как:
– единая тема, объединяющая части высказывания;
– смысловые связи между высказываниями;
– грамматические и логические связи между предложениями;
– законченность выражения мысли [18].
О.С. Ушакова выделяет два вида связной речи:
– диалогическая речь;
– монологическая речь [19].
Монологическая речь – это вид связной речи, который представляет собой речь одного лица. Целью монолога является сообщение определенных фактов или своего мнения по определенной теме. В отличие от диалога, монолог считается более сложным видом речевой деятельности, так как к нему предъявляются ряд требований, в том числе:
– развернутость высказывания;
– непрерывность высказывания;
– логические и смысловые связи;
– ориентация сообщения на слушателя;
– разнообразие используемых лексических и грамматических средств;
– ограниченность употребления невербальных средств коммуникативной деятельности [5].
В отличие от диалога, который является спонтанной формой речи, монолог требует предварительного планирования содержания, отбора лексических средств, направленности на построение связного высказывания. Монолог строится более развернуто, что требует навыков программирования высказывания, построения сообщения в соответствии с речевыми нормами и требованиями.
Монологическая связная речь включает следующие типы высказывания:
– описание;
– повествование;
– рассуждение [3].
Описание – это форма связной речи, которая включает сообщение в форме характеристики определенного объекта или явления на основе констатации его свойств, признаков, качеств. Отличительной особенностью описания, в отличие от повествования, является «статичность», без отношений последовательности событий.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агеева Н.В. Пересказ как средство развития монологической речи / Н.В. Агеева, Л.П. Беспарточная, И.А. Крамная // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 7 (34). – С. 10-12.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2017. – 400 с.
3. Буслаева М.Е. Основы развития связной речи в процессе онтогенеза / М.Е. Буслаева // Научное значение трудов К.Э. Циолковского: история и современность. – Калуга, 2020. – С. 284-286.
4. Галич Т.Н. Пересказ сказок как средство овладения связной речью детьми дошкольного возраста / Т.Н. Галич, Г.И. Миляева // Молодой ученый. – 2020. – № 15 (305). – С. 40-41.
5. Григорьева Л.В. Использование серии сюжетных картинок для развития связной речи у детей дошкольного возраста / Л.В. Григорьева // Вестник ТГУ. – 2019. – № 3 (48). – С. 144-147.
6. Ерофеева М.М. Пересказ как средство развития связной речи старших дошкольников / М.М. Ерофеева // Технологии образования. – 2021. – № 4 (14). – С. 18-20.
7. Зорина Л.Г. Использование современных дидактических игр как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста / Л.Г. Зорина // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 16-2. – С. 134-136.
8. Зотова И.В. Особенности обучения пересказу детей дошкольного возраста / И.В. Зотова, О.С. Затонских // Современные инновации. – 2018. – № 1 (23). – С. 73-76.
9. Иванова Г.В. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством пересказа / Г.В. Иванова, Е.А. Кочегарова // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования. – Коломна, 2022. – С. 149-152.
10. Ивкина Ю.М. Обучение пересказу старших дошкольников в процессе работы над формированием связной речи / Ю.М. Ивкина // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. – Т. 2. № 4 (6). – С. 61-64.
11. Сегова Т.Д. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / Т.Д. Сегова // На пересечении языков и культур. – 2020. – № 3 (18). – С. 422-427.
12. Серенкова Л.С. Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста средствами мнемотехники / Л.С. Серенкова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. – Т. 2. № 4 (6). – С. 175-176.
13. Созонова Н.Н. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники / Н.Н. Созонова, С.В. Клюкова // Социальная сфера, управление и экономика: актуальные проблемы и перспективы: сборник статей. – Йошкар-Ола, 2016. – С. 118-125.
14. Соколова А.В. Методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста / А.В. Соколова, М.А. Репина // Вопросы педагогики. – 2021. – № 2-1. – С. 160-164.
15. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2016. – 256 с.
16. Сунцова О.С. Мнемотехника как педагогическая технология речевого развития дошкольников / О.С. Сунцова // Инструменты и механизмы современного инновационного развития / ред. А.А. Сукиасян. – Москва, 2016. – С. 243-246.
17. Сурина А.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей / А.В. Сурина, Н.И. Попова // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2016. – № 12-2 (119). – С. 110-112.
18. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша: обогащение активного словаря, развитие памяти и воображения, чёткое выражение мыслей, самостоятельность мышления, свободное общение, образная речь / Т.А. Ткаченко. – Москва: Эксмодетство, 2020. – 134 с.
19. Ушакова О.С. Развитие связной речи дошкольников: когнитивный аспект / О.С. Ушакова // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы. – Коломна, 2020. – С. 23-31.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.
21. Фролова И.С. Развитие монологической речи детей 5-6 лет в процессе обучения пересказу литературных произведений / И.С. Фролова // Вопросы педагогики. – 2022. – № 1-1. – С. 302-306.
22. Ягловская Е.К. Речь старших дошкольников при пересказе и объяснении / Е.К. Ягловская, К.А. Михалёва // Аллея науки. – 2021. – Т. 2. № 6 (57). – С. 863-866.